Конкурсная работа
Номинация «История моего храма»
_______________________________________________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.
Цель: узнать историю святыни и помочь в реконструкции
Задачи:
- Изучить историю храма, посредством архивных документов, церковных метрик, рассказов и воспоминаний очевидцев, его историческую судьбу.
- Посещение храма, ознакомление с архитектурой.
- Знакомство с настоятелем храма Николая Чудотворца.
- Выпуск брошюры о храме
- Обращение к организациям, к правительству, к президенту РФ с просьбой о реконструкции храма.
- Главное попытаться осмыслить место и роль храма в формировании национального самосознания, духовных норм русского народа.
Актуальность:
Изучение страниц истории позволяет сохранить социальную память народа, что дает ему силы жить даже в период трудных испытаний, которые приходятся на его долю. Работа над исследованием, включала в себя встречи с интересными людьми, исследование архивных документов – это желание что-либо сделать на благо своей малой Родине, это и есть настоящий патриотизм. Нельзя быть просто прохожим, у которого нет желания что-либо сделать на благо, нужно быть хозяином, который гордится своей Родиной и огорчается, если в ней непорядок.
Исследования в рамках проекта:
- Работа в Государственном архиве г. Ростова-на-Дону
- Работа в Государственном архиве г. Калача-на-Дону
- Поиск и изучение литературы-воспоминаний времен ВОВ
- Встречи
- Экспедиция
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Работа в Государственном архиве г. Ростова-на-Дону
- Работа в Государственном архиве г. Калача-на-Дону
- Селезнев П. И. "Южный крест" 1974
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.
Стоит этот заброшенный, полуразрушенный, но все еще величественный храм на правом берегу Дона, - огромное здание темно-красного кирпича, венчающее собой округу.
Стены храма снаружи тоже испещрены надписями; слева проложена дорога, и вода, стекая весной с холмов, задерживается возле храма, подмывая понемногу землю. Если отойти чуть подальше, можно видеть, что храм-исполин уже слегка накренился… И на стене табличка "Охраняется государством".Десять лет, если не больше, собираются реставрировать, но… как видим изменений нет.
ИСТОРИЯ ГОЛУБИНСКОГО ХРАМА НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Осуществлялось строительство церкви на средства прихожан. Каменную церковь возвели на месте деревянной, которая по одним источникам 15 июля 1875 г., по другим – 1876 г. сгорела от удара молнии. Из-за нехватки денег в 1886 г. были возведены только стены до середины карниза, потому прихожане обратились в Донскую епархию с просьбой о помощи. Строительство закончилось в 1891 г., в этом же году церковь освятили.
Зодчие храма Николая Чудотворца (1886-1891) оперировали эклектическими формами древнерусского зодчества, варьировали приемами шатрового завершения. В Волгоградской области такой храм единственный.
Первоначально церковь была деревянной (1741). В место нее в 1775 г. Была заложена сосновая с дубовым фундаментом и освящена в 1788 г., в 1806 г. дубовый фундамент заменили на каменный.
Осуществлялось строительство церкви на средства прихожан. Каменную церковь возвели на месте деревянной, которая по одним источникам 15 июля 1875 г., по другим – 1876 г. сгорела от удара молнии. Из-за нехватки денег в 1886 г. были возведены только стены до середины карниза, потому прихожане обратились в Донскую епархию с просьбой о помощи. Строительство закончилось в 1891 г., в этом же году церковь освятили.
Никольская церковь представляет собой массивный куб со скошенными углами на высоком цоколе, дополненный пятигранной апсидой, маленькой по сравнению с храмом, в три оси трапезной, равной по ширине среднему нефу, и колокольней с высоким шатром-«свечей».
Храм завершается пятишатровой группой башеннообразных объемов, а стены – килевидными закомарами. На шатрах вытянутые луковичные главки на высоких шейках. Объемной композиции присущи высокий силуэт, живописность, сказочность.
Арочные окна вписаны в килевидные перспективные арки, пяты которых опираются на тонкие полуколонки. Перспективные арки на фасадах опираются на спаренные балясины.
Пластичность объемно-пространственного решения подчеркивается декором, навеянным древнерусским зодчеством XVI-XVII вв.
Интерьер высокий и светлый, центральная часть образована четырьмя массивными пилонами, объединенными подпружными арками, на которые опирается главный световой восьмерик. Изобилие света в храме усиливается за счет окон на угловых восьмериках. Интерьер украшал резной четырехъярусный иконостас, от которого сохранились в плохом состоянии боковые части.
Живопись выполнена в конце XIX в. Она интересна не только своим художественным качеством, но и тем, что дает возможность узнать имена тех, на чьи средства они выполнялись, так как под изображениями имеются надписи с именами жертвователей.
Среди интересных предметов этой церкви три иконы: Успения в серебряной ризе и киоте, Распятие и икона Успения резная кипарисовая.
В храме находился медный триптих: Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи, Богоматерь и 12 праздников. Также Апостол конца XVIII в.
Голубинская церковь имеет довольно близкую объемную композицию к церквам в Петербурге: Святого Мирония и Святых Апостолов Петра и Павла лейб-гвардии Егерского полка (1849-1855) и Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии конного полка (1844-1849). Оба проекта выполнены архитектором К. Тоном, причем первый был одобрен императором Николаем I и рекомендован как образцовый. Обе церкви в 30-е гг. XIX столетия были снесены. Подобной архитектуры в 1864 г. был выстроен собор Александра Невского в Нижнем Новгороде.
Архивные документы:
Ведомость о церкви Николаевской Голубинской станицы Качалинского благочиния, второго Донского округа, Донской епархии за 1908 годъ.
- Церковь построена по усердию и на средства прихожан и освящена 9 ноября 1891 года.
На месте где, с 1778 года была деревянная церковь, сгоревшая от пожара 1821 года. Вновь отстроенная и снова сгоревшая от громового удара в 1876 году.
Она кирпичная, с таковой же колокольней, крыта листовым железом, вокруг её железная с чугунными колонами ограда на каменном фундаменте, крыта листовым железом, построена в 1905 году.
- Престол в ней один во имя Святителя и Чудотворца Николая.
- Утварью она снабжена ограничено.
- При ней по штату 1885 года положено причта: два священника и два псаломщика. 13 августа 1889 года была открыта при ней диаконская вакансия, каковая в 1901 году по неимению средств к содержанию закрыта.
- Особо отмежеванной церковью земли: усадебной, пахотной и спокосной при сей церкви пять. Пользуется же причт и псаломщик по одному, землею же поровну с казаками по одному паю.
- Церковь находится от Консистории в 360 верстах, а от местного благочиния, живущего в станице Качалинской в 50 верстах.
- На содержание причта определённого жалования ни откуда не получается. Причт пользуется добровольной от прихожан платой, каковой в сем году поступило 1991 руб.33 коп. Содержание причта посредственно. В сем году совершено: крещений 138 мужского полу и 115 женского полу, браков 77 и погребений 81 мужского полу и 67 женского полу.
Дома у священников Семиона Пояркова и Гавриила Никольского собственные, деревянные, на купленной земле.
Настоятель священник Семион Алексеевич Поаярков, родился в слободе Маниной Богучарского уезда, Воронежской губернии 11 октября 1860 года, диаконский сын, иногороднего происхождения. Окончил курсы наук в Воронежской духовной семинарии со званием студента 5 мая 1884 года. Ещё до окончания курса наук определён по прошению его псаломщиком в Крестово-Воздвиженскую церковь слободы Маниной, Богучарского уезда, Воронежской губернии. 7 июля 1885 года Высокопреосвященейшим Митрофанием Архиепископом Донским рукоположен во священника к Успенской церкви слободы Николаевой Семёновского благочиния.
По прошению его определён к Михайло-Архангельской церкви хутора Лобачёва, Урюпинского благочиния 1888 года 30 сентября. Высокопреосвященейшим Донатом Архиепископом Донским перемещён ко Александро-Невской церкви города Александро-Грушевского 1894 года. Состоял заведующим и законоучителем Лобачевской церковно-приходской школы 1894 г. Удостоен Архипастырского благословения за труды по церковно-школьному делу 1892 года 1 декабря.
Состоял заведующим и законоучителем в церковно- приходской школе хутора Поповского 1894 - 1901годъ. За отлично-усердную службу по духовному ведомству награждён набедренником 1896 года 27 мая. За отлично-усердную службу по духовному ведомству награждён бархатной фиолетовой скуфеею 1900 года 10 января. Состоял законоучителем в министерской школе на хуторе Максимовском с 1894 по 1901 годъ июнь.
Удостоен Архипастырского благословения за успешность и усердия преподавания Закона Божия 1898 года. Состоял законоучителем в министерской Нечаево-Аютинской школы 1901 годъ.
Состоял в городе Александро-Грушевском председателем Попечительства. За изыскания средств и труда по подстройке подцерковного дома Попечительство удостоило его Архипастырского благословения со грамотой 1897 года апреля месяца Высокопреосвященейшим (запись неразборчива).
Состоял законоучителем и заведующим Мало-Голубинской школы грамоты 1905 годъ. Состоял законоучителем и заведующим Голубинской церковно-приходской школы с 1901 по 1905 годъ. Состоял законоучителем министерской школы 1905 годъ. Состоял заведующим и законоучителем Каменской школы грамоты с 1905 по 1906 годъ. За труды по надзору и руководству при постройке церковной ограды удостоен Архипастырского благословения. Состоит духовником Качалинского благочиния с 1907 года. Имеет медаль в память царствования в бозе почившего Императора Александра III 1884года.
По семейству у него жена Апполинария Захаровна - 41 годъ.
дочь Елена – 6 лет.
Второй священник Гавриил Димитриевъ Никольский родился в 1880 году 19 марта в слободе Большанской Донецкого округа. Окончил курс в 1902 году в Донской духовной семинарии по 2 разряду. По прошению его определён псаломщиком ко Троицкой церкви хутора Дядина Каменского благочиния 1902 года. По прошению его определён псаломщиком ко Преображенской церкви станицы Ермаковской Ермаковского благочиния 1908 годъ. Рукоположен во священника ко сей церкви в 1905 году.
Состоит заведующим и законоучителем Голубинской церковно-приходской школы (1905 г.). Состоит председателем местного церковно приходского Попечительства (1906 г.)
За труды по надзору и руководству при постройке церковной ограды удостоен Архипастырского благословения (1907 г.). Грамоту имеет.
По семейству: у него жена Евгения Петровна 1886 года рождения.
Дети причт: Юлия - 1 года
Димитрий - 2 месяцев
«О зажиточности казаков свидетельствует трехугольная церковь – шедевр архитектуры, построенная на средства станичников. И сегодня она привлекает внимание красотой. Первым священником в ней служил отец Гавриил Никольский, живший в доме неподалеку от церкви. В начале 20-х годов 20 века его дом был отдан под больницу. С 1903 года в станице Голубинской существовала церковно-приходская школа, учителями в ней были Прокофий Евсеевич Гребенников, Глафира Филипповна Тупикова. Руководил школой священник Гавриил Николький.
Настоятель священник Семион Алексеевич Поаярков, родился в слободе Маниной Богучарского уезда, Воронежской губернии 11 октября 1860 года, диаконский сын, иногороднего происхождения. Окончил курсы наук в Воронежской духовной семинарии со званием студента 5 мая 1884 года. Ещё до окончания курса наук определён по прошению его псаломщиком в Крестово-Воздвиженскую церковь слободы Маниной, Богучарского уезда, Воронежской губернии. 7 июля 1885 года Высокопреосвященейшим Митрофанием Архиепископом Донским рукоположен во священника к Успенской церкви слободы Николаевой Семёновского благочиния.
По прошению его определён к Михайло-Архангельской церкви хутора Лобачёва, Урюпинского благочиния 1888 года 30 сентября. Высокопреосвященейшим Донатом Архиепископом Донским перемещён ко Александро-Невской церкви города Александро-Грушевского 1894 года. Состоял заведующим и законоучителем Лобачевской церковно-приходской школы 1894 г. Удостоен Архипастырского благословения за труды по церковно-школьному делу 1892 года 1 декабря.
Состоял заведующим и законоучителем в церковно- приходской школе хутора Поповского 1894 - 1901годъ. За отлично-усердную службу по духовному ведомству награждён набедренником 1896 года 27 мая. За отлично-усердную службу по духовному ведомству награждён бархатной фиолетовой скуфеею 1900 года 10 января. Состоял законоучителем в министерской школе на хуторе Максимовском с 1894 по 1901 годъ июнь.
Удостоен Архипастырского благословения за успешность и усердия преподавания Закона Божия 1898 года. Состоял законоучителем в министерской Нечаево-Аютинской школы 1901 годъ.
Состоял в городе Александро-Грушевском председателем Попечительства. За изыскания средств и труда по подстройке подцерковного дома Попечительство удостоило его Архипастырского благословения со грамотой 1897 года апреля месяца Высокопреосвященейшим ……..(запись неразборчива).
Состоял законоучителем и заведующим Мало-Голубинской школы грамоты 1905 годъ. Состоял законоучителем и заведующим Голубинской церковно-приходской школы с 1901 по 1905 годъ. Состоял законоучителем министерской школы 1905 годъ. Состоял заведующим и законоучителем Каменской школы грамоты с 1905 по 1906 годъ. За труды по надзору и руководству при постройке церковной ограды удостоен Архипастырского благословения. Состоит духовником Качалинского благочиния с 1907 года. Имеет медаль в память царствования в бозе почившего Императора Александра III 1884года.
По семейству у него жена Апполинария Захаровна - 41 годъ.
дочь Елена – 6 лет.
Второй священник Гавриил Димитриевъ Никольский родился в 1880 году 19 марта в слободе Большанской Донецкого округа. Окончил курс в 1902 году в Донской духовной семинарии по 2 разряду. По прошению его определён псаломщиком ко Троицкой церкви хутора Дядина Каменского благочиния 1902 года. По прошению его определён псаломщиком ко Преображенской церкви станицы Ермаковской Ермаковского благочиния 1908 годъ. Рукоположен во священника ко сей церкви в 1905 году.
Состоит заведующим и законоучителем Голубинской церковно-приходской школы (1905 г.). Состоит председателем местного церковно приходского Попечительства (1906 г.)
За труды по надзору и руководству при постройке церковной ограды удостоен Архипастырского благословения (1907 г.). Грамоту имеет.
По семейству: у него жена Евгения Петровна 1886 года рождения.
Дети причт: Юлия - 1 года
Димитрий - 2 месяцев
Димитрий Димитриевъ Коломыйцев, сын священника иногороднего происхождения родился в слободе Анастасиевка Таганрогского округа 1886 года 26 октября. По увольнению из 1 класса Донской духовной семинарии по прошению его допущен ко исправлению псаломщической должности при Покровской церкви слободы Покровско-Кирьевской Таганрогского округа 1885 годъ.
По выдержании экзамены утверждён во должности штатного псаломщика при той же церкви 1887 годъ.
Проходил должность помощника учителя Покровско-Кирьевской приходской школы с 1886 по 1887 годъ. С утверждения Епархиального начальства состоит безвозмездно учителем Покровско-Кирьевской воскресной школе с 1889 по 1889 годъ. Там же проходил должность второго штатного учителя церковно-приходской школы.
Рукоположен во диакона Архиепископом Афанасием (1904 - 1907).
За труды по надзору и руководству при постройке церковной ограды и за изыскание средств удостоен Архипастырского благословения 1907 годъ. Грамоту имеет.
В семействе у него жена Надежда Фёдоровна 38 лет.
Дети причт: Иоанн -17 лет.
Валентина - 14 лет, обучается в V классе Донском Епархиальном женском училище
Надежда - 12 лет, обучаются в церковно-приходской школе
Параскева - 9 лет
Галина - 6 лет
Нина - 4 года
Апполинария – 2 года
Исправляющий должность псаломщика Стефан Максимович Труфанов, диаконский сын, родился в слободе Степановка Грековой Донской епархии 1863 года.
Уволен из I класса Новочеркасского духовного училища 1879 года. Определён временно исправляющим должность псаломщика к Одигитриевской церкви хутора Золотарёва 1883 годъ.
За труды по народному образованию Высочайше награждён серебряной медалью на александровской ленте 1907 годъ 26 октября.
Второбрачный, по семейству у него жена Татьяна Николаевна. Дети от 1 брака: Иоанъ - 20 лет
Екатерина - 18 лет
Наталия - 16 лет
Гавриил - 15 лет
11 лет Николай,
10 лет Петр обучаются в министерской школе
7 лет Мария обучается в церковно-приходской школе
5 лет Михаил
2 года Василий
Церковный староста казак Василий Васильевъ Чебаков, избран на первое трёхлетие, служит безвозмездно - 1907 годъ.
Просфорня, вдова женщина Евдокия Кирилловна Софьина допущена на должность Епархиальным Начальством, служила безвозмездно - 1907 годъ.
В Голубинской станице станичный атаман Сергей Феодоровичъ Сочков.
В 1924 г. Священник о. Гавриил (фамилии не известна).
Похоронен на погосте в ст. Голубинской.
После его смерти, церковь не действовала, была закрыта.
1945 – 1950 гг. священник Иоанн Дьяконов, похоронен в ст. Голубинской.
1951г. Служил священник из Волгограда (фамилия не известна)
1955 – 1956 гг. служил священник Котоневский о. Владимир (или Котолевский).
Также уехал в Волгоград.
1956г. Священник о. Дионисий Лаптев (точно не известно).
Служил долго, преклонных лет. Жил в домике, рядом с церковью. Из Голубинской его перевели в г. Калач-на-Дону. В ст. Голубинской церковь закрыли.
Несколько лет назад один из куполов храма был снесен ураганом. Крыша храма по краям поросла кустарником, а в центре провалилась, оставшиеся листы жести на куполах оглушительно грохочут во время сильного ветра. Тяжелые двери с трех сторон храма продырявлены. Внутри спокойствие и умиротворение, роспись на стенах и колоннах хоть и поблекла, но еще не стерлась, и Матерь Божия, ангелы, святые, смотрят со стен и благословляют нас. Только алтарная часть страшна. Это скопище богохульных надписей, бутылочных осколков, окурков…
Первая книга романа Селезнева П. И. "Южный крест", в которой упоминаются события тех лет, вышла в 1974 году. В ней автор рассказал о самом тяжелом периоде борьбы советского народа с гитлеровскими захватчиками - Сталинградской битве. Я хочу привести отрывок из книги, который потряс меня…
Глава I. (отрывок из книги)
...Двадцать первого ноября генерал Паулюс покинул станицу Голубинскую. Два "Физилер-Шторха" поднялись со штабного аэродрома, пересекли Дон, взяли курс на юг, на станицу Нижне-Чирскую. Летели низко. Паулюс воротил голову в сторону, смотрел на густую россыпь станичных домиков, на задонские бугры; почему-то боялся потерять из виду церковную колокольню. Словно все еще надеялся понять, определить... Даже с самолета она виделась высокая, огромная, нестерпимо русская. Все дни, все недели, пока командный пункт армии находился в Голубинской, его тянуло к этой русской церкви. Прогуливаясь, оказывался вдруг рядом; смотрел на церковь из окна квартиры, даже мысленно видел... И привлекала его не старинная кладка, не изящество строгих линий и уж, конечно, не религиозные мотивы. Только сейчас, в самолете, понял, что тянуло его чувство страха. От русской церкви исходило вековое, что-то необъяснимо огромное. Страшное заключалось в этой необъяснимости. Ее нельзя, невозможно преодолеть. Ощущение российской незыблемости исходило от огромных тесаных камней цоколя, от темного, угрюмоватого жженого кирпича, от ровных, словно по линейке отбитых швов. Всякий раз генерала Паулюса тянуло взглянуть вверх, увидеть шпиль и медный колокол. Звонница высокая, прямая, строгая, а колокол висел тяжелый, молчаливый, грозный. Больше всего Паулюс боялся смотреть вверх. Ему казалось, что вот-вот колокол бухнет, ударит, загудит литой медью. Никто не знает, в какой момент земля дрогнет, перевернется и рухнет. Когда ударит колокол?...
"Сюда собирались люди со всей округи, со всех близлежащих сел, а звон колоколов был слышан даже в Калаче-на-Дону", - так говорят старики. Потом сюда свозили зерно, был здесь и склад стройматериалов… Любители тайн и загадок говорят, будто под храмом есть тайный ход в двести метров, который выходит наружу где-то за кладбищем; и что там, в этом подземелье, после революции, священники спрятали церковные драгоценности: иконы, золотые оклады, утварь и много другое… Во время войны в храме прятались люди, и Николай Угодник защищал их: ни один снаряд не попал в святыню.
Из истории станицы: ГОЛУБЫЕ. Городок на Дону, впоследствии станица Голубинская.
Первое известное упоминание содержится в московской росписи городков 1593г. [86, с. 228]. I
Этот источник сообщает, что поселение на «крымской стороне (правой стороне Дона. — В. К.) стоит» [86, с. 228]. В походном журнале Петра I1695 г. отмечено, что городок «стоит на нагорной стороне, на берегу, на ровном месте» [153, с. 15]. У И.М. Сулина, ссылающегося на предание, сказано, что первоначально Голубые находились «в займище на правой... стороне р. Дона и левой стороне протоки «В Луке»... против хутора Бешаринского; место это теперь называется «Городок»» [171, 1894, №3, с. 77].
Поселение располагалось в районе нескольких речек Голубых. «Книга Большому Чертежу» говорит, что «пали в Дон 2 речки, обе Голубые» [104, с. 85]. С правой стороны в Дон впадают его притоки Большая Голубая и ниже Малая Голубая. Первая из этих речек в свою очередь имеет 2 левых притока — Сухую Голубую и ниже речку, которая раньше также именовалась Сухой Голубой, а в «Списке рек Донского бассейна» названа Трех-Островянской (Голубой). С левой стороны верхней Сухой Голубой есть и балка Сухая Голубая [129, с. 29-30; 109, с. 88]. На карте Ю.А. Менгдена и Я. В. Брюса 1699 г. Голубинский городок показан у речки Голубенки [106, вып. 2, №41]. В донесении полковника Г. С. Кропотова 1708г. говорилось о «ворах» «в урочище Голубой» [54, с. 314], а И. М. Сулин упоминал в Голубинском юрте урочища Верхние Голубые, Нижние Голубые и Голубинскую Лучку [171, 1894, № 3, с. 79].
Впоследствии поселение перешло на 3 версты ниже прежнего местоположения, «на террасу правого берега долины Дона» [171, 1894, №3, с. 77; 52, с. 459]. Н.И. Краснов замечал, что станица находится в 1,5 версты от реки, почему «жители терпят недостаток в воде», но что эта местность низменная и потому весной «потопляется водою» [109, с. 546]. Голубинская делилась на 2 части: нижнюю, которая называлась Городком, и верхнюю, именовавшуюся Базками [171, 1894, №3, с. 77]. «В самой... станице, — сказано у И.М. Сулина, — на северо-запад от церкви есть место, покрытое кирпичом и мусором, на котором была когда-то крепость; развалины ее имеют квадратную форму, в поперечнике содержат 25 сажен; раньше в них находили обломки стрел...» [171, 1894, №3, с. 78].
Поселение вначале стояло ниже Паншина и выше Пяти Изб; затем верхней соседкой голубинцев стала Беляевская (Трёхостровянская) станица. См. также Сарпа. По росписи 1593 г.., между Голубыми и Паншином насчитывалось 40 верст, между Голубыми и Пятью Избами 30 верст [86, с. 228]. Согласно В.Н. Татищеву (1745г.), от Голубинской до Бе-ляевской станицы было 42 или 43 версты, до Пятиизбянской 27 верст [174, с. 141, 184]. В 1768т. от Голубинской до Трёхостровянской считали 48 верст, до Пятиизбянской 38 верст, в 1776г. соответственно 47 и 39 верст [360, с. 169; 158, с. 151]. У A.M. Щекатова показаны 35 и 30 верст [186, ч. 2, с. 56; ч. 6, с. 325].
Роспись 1593 г. показала в Голубых 70 казаков [86, с. 228]. В журнале Петра I 1695 г. отмечено, что городок «огорожен тыном» [153, с. 15]. Если считать путешествие Эвлии Челеби по Дону в 1667 г. реальным и принять условную идентификацию описанного турецким автором городка Токая с Голубыми, то последние представляли собой тогда большую «деревянную крепость на берегу Дона, прочную вследствие своей шестиугольной формы»; впрочем, в противоречие сказанному Эвлия называл крепость и «маленькой цитаделью». Внутри нее находились до 300 воинов и «до пятидесяти крытых тростником и камышом злополучных жилищ». «Снаружи крепости, — уверял путешественник, — опять-таки на берегу Дона, расположен город, в котором три тысячи домов, семь церквей и до трехсот лавок» [187, с. 184; 285].
В 1622 г. проезжавший по Дону московский посол И. Г. Кондырев видел в Паншине и Голубых волжских «воровских» казаков атамана Б. Чернушкина, сбитых с Волги астраханцами и перешедших к донцам [324, с. 92, 117-118, 157]. Весной 1632 г. в 7 городках от Кумшака до Голубых собралось 600 донских и яицких казаков, которые в предыдущем году «воровали» на Волге и Каспийском море и снова собирались туда же [72, кн. 1, с. 343]. В 1633 г. «в осаде от запорожских черкас в Голубых сидели» российский посол А. О. Прончищев, турецкий посол Алей-ага, их посольства и донская станица атамана А.Ф. Старого, состоявшая из 103 человек [72, кн. 1, с. 427]. Зимой 1636-1637гг. в городке жил И. Поленов, бывший есаулом у яицких казаков, которые в 1636 г. взяли персидский город Фаррахабад [324, с. 132]. Голубые были одним из пунктов сбора казаков, собиравшихся весной 1637г. идти «воровать» на Волгу и Каспий [72, кн. 1, с. 553-554].
V.1644r. азовские татары, ногайцы и темрюцкие черкесы, подойдя «изгоном» к городку, взяли его, «совсем разорили и сожгли», «казаков многих порубили, а иных поймали» [72, кн. 1, с. 616; 77, кн. 3, с. 106]. В росписи потерь Войска Донского от калмыцких набегов в 7181-7182 гг. (с 1. IX. 1672 по IV. 1674г.) отмечено, что в Голубых калмыки зарезали 22 казаков, отогнали 504 лошади, 600 коров (в чтении П. П. Сахарова: 607) «да скотину» и «илым (невод. — В. К.) взяли» [324, с. 474; 1, л. ненумер.]. В 1677 г. около 300 казаков во главе с атаманом Голубых З.И. Ивановым без разрешения Войска переправились с 14 лодками на Волгу для действий против калмыков, но разгромили «мирный аул едисанского мурзы» [396, с. 324-325]. О планах московского правительства построить город между Иловлей и Голубыми см. Иловля. О мнении С. Г. Сватикова относительно Голубых, разделявших верховых и низовых казаков, см. Пять Изб.
О сражении 9.IV.1708г. на Лиске см. Перекопский. Казаком Голубых был И.Ф. Некрасов [54, с. 322; 136, с. 125], ставший после смерти К. А. Булавина самым крупным руководителем восстания. Голубые, куда И.Ф. Некрасов со своими сторонниками пришел с Волги, в августе превратились в главный повстанческий центр. Там собирались силы для дальнейших действий против царских войск [54, с. 307, 310-312, 314-316, 322]. Однако планы И.Ф. Некрасова по объединению разрозненных сил и центров восстания не осуществились. После неудачной попытки соединиться с повстанцами в Есаулове атаман со своим войском и семьями был вынужден уйти на Кубань (см. Есаулов, Нижний Чир). Голубые значатся в росписи, составленной князем П.И. Хованским, по-видимому, в сентябре 1708г. и перечислявшей городки, «которые разорены и выжжены» карателями; Голубые сожгли ратные люди и калмыки [54, с. 331; 137, с. 530]. В 1794 г. часть голубинцев пыталась поддержать восстание 5 станиц [356, с. 342].
Воронежский жилец в 1625 г., называл городок Голубым [77, кн. 2, с. 28]. В московском документе 1708 г. станица обозначена как Голубенская [54, с. 356]. Показания саратовского стрельца Е. Степанова 1685г. упоминают название городка в форме Колобуй [236, с. 131], но это явная ошибка. У В.Н. Татищева фигурируют «Голубой, станица донская» и Голубинск [174, с. 141, 184].
Исследователи отмечали происхождение ойконима от гидронима [313, с. 159]. Городок назван по речкам Голубым (не по одной реке), свидетельством чего является написание ойконима в росписях 1593 и 1594гг.: городок Голубые [86, с. 228; 289, с. 15]. Эта форма очень часто употреблялась и в XVIIв., иногда писали и «Голубые-городок» [см., напр.: 72, кн. 2, с. 616]. Полагают, что в основе гидронимов лежал цвет воды: «чистая, прозрачная вода этих речек казалась голубой» [247, с. 29]. В донском диалекте есть слова «голубовать» — ласкать, заботливо относиться и «галубитка» — шалаш [53, с. 102,112], но вряд ли они имели отношение к этимологии гидронимов.
Истоки
Сколько лет Иловле?
Многие казачьи общества области занялись историей своих хуторов и станиц. Из забвения поднимаются интересные факты, связанные с первыми основателями, с героическими подвигами предков, с укреплением православной веры и порой сложными отношениями с царской властью, Но хуторские и станичные юбилейные даты, отмечаемые ныне, хронологически не всегда оправданы. Поэтому новые поиски исторических корней, новые свидетельства вызывают живой интерес унашего народа. Один из древнейших городков на Дону - Иловля.''
«Иловлинская станица расположена на левом, берегу р, Иловля, на месте песчаном, и низменном... во время весеннего разлива почти все, улицы ея потопляются водою, находится она в 130 вёрстах от окружной станицы. Жители» ея преимущественно занимаются хлебопашеством и скотоводством. Прежде станица находилась по левую сторону реки Дон, ниже впадения р. Иловля в Дон, по берегу протоки Орехова; потом неизвестно, вкаком году, переселилась на правую сторону Дона, близ теперешнего хутора Авилова-Задонского,на место низменное и затопляемое: Около 1768 г. станица переселилась на настоящее место. В 1672 г. городок Иловля уже существовал. В 1717 г. из Москвы были посланы в Иловлийскую станицу благословенная грамота и антиминс для Церкви во имя Покрова Божией Матери. Вероятно, та церковь в то время была уже построена».
В ноябре 1768 г. станица Иловлинская переселилась на настоящее место. «Жители, ея донесли епископу Тихону, что они намерены построить каменную церковь на новом месте, для чего уже и несколько тысяч кирпича приготовили. Церковь эта и была построена во имя Покрова Божией Матери с приделом Усекновения честные главы Иоанна Предтечи и освящена в 1785 году, каменная, с такою же колокольней. Утварью она достаточна. Старая Покровская деревянная церковь, по постройке каменной в 1785 году перенесена из старой станицы в новую и заложена в том же году во имя Скорбящей Божией Матери, а освящена 21 июня 1786 года». 8 сентября 1807 года жители просят разрешения «перенести ея в верхний край станицы, где кладбище». После переноса она освещена 1 августа 1813 года.
В 1846 году церковь перенесена на другое: место. Освящена 30 октября 1846 года. «В 1872 году перенесена из Иловлинской станицы в х. Семисотнов или Ютаев, где и построена в 1878 году, в то же наименование, однопрестольная, деревянная на каменном фундаменте и, такою же колокольней и оградой.
Значительный пожар в станице был в 1878 роду, сильное наводнение - в 1849 году, холера - в 1830 и 1848 годы». (Донские епархиальные ведомости 1894 года о станице Иловлинской. Копия Государственного архива Ростовской области.
Видимо на эти документы опирались иловлинцы, отмечая 335-ю годовщину со дня основания станицы. Но если «в 1672 городок Иловля уже существовал», то, сколько же лет ему на самом деле?
Есть очень интересный документ - Список казачьих городков 1554 года. «По рукописи Син.488 сообщаем, что эта запись (казачьих городков - ред.) выглядит следующим образом (приводим в современной транскрипции): «Хопер, а по Хопру 4 городка, Медведица, а по Медведице 3 городка» - без расшифровки названий. Далее следуют; названия городков уже, судя по всему, ниже Медведицы: «Ростопин, Клетцкой, Кременье, Сиротин, Стрелчей, Иловла, Паншин, Голу-бое, Чир, Ясаулов» и т.д. вплоть до Азова:
Зав. отделом рукописей Государственного ордена Ленина исторического музея В. И. Серебрякова», Такой ответ получил на свой запрос кумылженский краевед Валерий Андреевич Михайлов. Данные не расходятся с материалами, собранными о родословной Иловлинского городка юртовым атаманом Геннадием Михайловичем Ковалевым. Выходит, что возраст станицы превысил, как минимум, 450 лет?
Вот и все что мы хотели вам рассказать про Никольский храм на сегодняшний день. Наш проект является долгосрочным. Мы уже начали писать обращения с просьбой в помощи воссоздать храм Николая Чудотворца в станице Голубинской Калачевского района и планируем этим заниматься в следующем году. Работу по этому проекту будут продолжать другие лицеисты – эстафета «Подарок Родине».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.
Наш проект является долгосрочным. Мы уже начали писать обращения с просьбой в помощи воссоздать храм Николая Чудотворца в станице Голубинской Калачевского района и планируем этим заниматься в следующем году. Работу по этому проекту будут продолжать другие лицеисты – эстафета «Подарок Родине». В наши планы входи обращение в государственные органы, к депутатам, к мецинатам с просьбой о востановлении этого храма. Отдельно хотелось выразить благодарность в оказании помощи над работой над этим проектом:
- Протоиерею Николаю (Пыркову)
- Учителю химии МКОУ «Октябрьский лицей» Страховой А.В.
- Землянухиной Т.А.
- Ларину Ю.
- Корженевскому И.А.
- Черкасовой А.Г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
-
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал
ВИДЕОЗАПИСИ: