Настоящие герои. Кто они?

Конкурсная работа

Номинация «Вечный огонь памяти»

 _______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

 

Введение

Глава 1. Участники Великой Отечественной войны

           1.1.Трофимов А.Н.

           1.2. Боков Н.В.

  Глава 2.  Труженики тыла

            2.1. Овчинников В.В.

            2.2. Волгина М.Д.

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения                      

 

 Введение

Вы спросите: как подвиг совершить?
Мы думали о подвигах? Едва ли.
Да разве из-за них мы воевали?
Нам просто нужно было победить!

                                   Р.Рождественский

Обоснование выбора темы. Тема героизма, на мой взгляд, актуальна в наше время, в преддверии 70 годовщины Великой Победы, когда все средства массовой информации говорят, пишут о героях этой войны. Мне, живущей в 21 веке, важно понять, кто же они: настоящие герои. Неужели герои - это те, чьи имена всем известны, чьи подвиги передаются от поколения к поколению? А как же мой дед и тысячи рядовых солдат, которые не закрывали своим телом амбразуру вражеского дзота, как Александр Матросов, не направляли свой самолет на скопление боевой техники фашистов, как Николай Гастелло. Они не герои? Те безымянные солдаты и офицеры, о которых не написано книг, но их помнят, помнят просто потому, что они ушли на фронт и не вернулись.

Предмет исследования: история жизни и деятельности моего прадеда и его земляков.

Цель исследования: изучение роли и значимости жизни, деятельности моего прадеда и его земляков для истории Отечества, для истории малой родины, для следующих поколений.

Задачи исследования:

  • собрать исторические сведения о моем прадеде Трофимове Алексее Дмитриевиче;
  • выявить  фамилии земляков-участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла и собрать материал об их жизни.

Структура работы представлена введением, двумя самостоятельными главами, заключением и приложением. 

Обзор используемых источников и литературы.

При написании работы были использованы воспоминания старейшего представителя династии Трофимовых, моего дедушки Николая Алексеевича Трофимова,  старожилов хутора, архив Дьяконовской сельской библиотеки, собранный ее работниками Светличкиной М.Ф. и Бедринцевой Л.А., материалы музейной комнаты МКОУ Дьяконовской СОШ,  а также статьи из сборника «Чтобы свеча не угасла», периодической печати разных лет и интернет-ресурсов.

Методика работы:

  • беседа  со старожилами хутора;
  • сбор исторических сведений и архивных данных;
  • анализ  результатов собранных материалов.

Хронологические рамки работы: середина 20в.- начало 21в.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Глава 1.  Участники Великой Отечественной войны.

 

Трофимов Алексей Дмитриевич

С первых дней защищать Родину ушел на фронт мой прадедушка Алексей Дмитриевич Трофимов (Приложение 2). В 1941 году он участвовал в освобождении города Воронежа, где был тяжело ранен. После ранения его направили в военный госпиталь города Саратова, в котором он лечился в течение 2 месяцев. После госпиталя, едва поправив здоровье, прадед опять вернулся на фронт. В 1942 году Алексей Дмитриевич сражался на Сталинградском фронте в составе 65 армии 135 стрелковой дивизии под командованием генерала Батова П.И.[1]

Немцы имели большой перевес техники и войск, захватить Сталинград было одной из самых важных задач противника, поэтому здесь происходили ожесточенные сражения.

Алексей Дмитриевич воевал на главной высоте города - Мамаевом Кургане. Он погиб 29 января 1943 года на этой высоте, не дожив до победы под Сталинградом всего 3 дня.

Город был разрушен немцами, погибло много людей, 200 дней и ночей нашим солдатам предстояло защищать город от врага. И  только благодаря неимоверным усилиям и мужеству наших солдат, среди которых был и мой прадед рядовой Алексей Дмитриевич Трофимов, город удалось освободить.

Как и многие защитники Сталинграда, мой прадед похоронен на главной 102 высоте, Мамаевом Кургане.

С болью в сердце наша семья приезжает на Мамаев Курган, чтобы почтить память его защитников и Алексея Дмитриевича Трофимова, имя которого высечено на мемориальной доске в зале Воинской славы (Приложение 3).

В победе над фашистами на Сталинградской земле есть и его заслуга, не меньшая, чем у великих героев! Мы гордимся своим прадедушкой, который отстоял этот город ценой собственной жизни. Для меня и моей семьи мой прадед настоящий герой.

Воевал на фронте не только Алексей Дмитриевич, но и его братья Иван Дмитриевич и Александр Дмитриевич. Иван Дмитриевич прошел всю войну, закончил ее в Берлине, награжденный орденами и   медалями, вернулся домой в 1945 году.

Александр Дмитриевич во время войны был танкистом прошел всю войну, закончив ее в Праге, и также  вернулся домой в 1945 году.

 

Боков Николай Васильевич

Боков Николай Васильевич (Приложение 4) - ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы (Приложение 5). Воевал рядовым 173 ст. дивизии [2]. Николай Васильевич участвовал в боях на Харьковском направлении, освобождал города Богучары, Ростов, Крым, Турецкий Вал и Феодосию, солёное озеро Балаклея в Крыму. На войне всегда был на передовой, смотрел смерти в лицо. После войны часто вспоминал Сталинградскую битву. С юга их полк перебросили в город Сталинград и  до боёв в центре города, они успели даже окопаться (Приложение 6). Их линия обороны проходила недалеко от берега Волги. Он помнил тот страшный день 23 августа, ту бомбёжку, которая превратила город в груду камней, вывернувших наизнанку землю и всё,  что было на ней. Он вспоминал, как засыпало их землёй и как они откапывались, а их снова засыпало. Вспоминал, как перед этой бомбёжкой они переправляли раненых на катерах и лодках на другой берег Волги, но налетевшие самолёты разбомбили их. Он видел, как от прямого попадания бомб, уходили под воду люди и перевозившие их лодки и катера.  А ещё он помнил, как горел город и как горела Волга, как было жутко и страшно. А потом   был фронт без передовой, где в соседнем завале находились немцы, а рядом - наши бойцы. Его передовой - была мельница, ставшая впоследствии вечным памятником той страшной битвы. Многое запомнилось ему:  и малодушие, и трусость видел он, и как жестоко платили эти бойцы за свой поступок, рождённый страхом (их расстреливали на месте).  Но больше, всё-таки, было беспримерного мужества и героизма наших солдат, их отчаянного желания - победить, уничтожить противника. Со слезами на глазах вспоминал гибель своих друзей, многих из них видел во сне до самой смерти. За время войны был контужен и серьёзно трижды ранен - в грудь, руку и в ногу. С войны вернулся с осколками в груди и в руке. А однажды его долго не пропускали на досмотре в аэропорту. Не могли понять, что же у него звенит, а потом уже таможенники догадались спросить его, воевал ли он. Получив утвердительный ответ, долго извинялись.

Три боевые награды (Приложение 7) – медали «За Отвагу» [3],   «За освобождение Крыма» и Орден «Отечественной войны 2 степени»[4] - говорят о том, как воевал этот боец. Они ясно говорят о смелости и мужестве этого бойца, о его боевой отваге. Николай Васильевич, кроме боевых наград, имеет много юбилейных медалей: Медаль «За победу над Германией», медали - «20 лет Победы в Великой Отечественной войне», «30 лет Победы в великой Отечественной войне», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне».

После войны работал в совхозе разнорабочим, штурвальным, кузнецом. Будучи на пенсии – сторожем. С женой Татьяной Андреевной воспитал восьмерых детей. В мирное время очень любил песню «На Мамаевом Кургане тишина», часто просил дочерей спеть её и всегда плакал, вспоминая тот ужас Сталинградской битвы, ту боль и кровь, которую пришлось видеть и пережить самому, вспоминал своих друзей и однополчан. Да и осколки, которые ушли с ним могилу, не давали забывать ту долгую, тяжёлую и страшную   войну. Особенно беспокоил его в конце жизни осколок, который подошёл к лёгкому, мешал дышать, мешал ходить, мешал жить. Он и явился причиной смерти Николая Васильевича. Вечная память и Слава этому храброму бойцу, истинному патриоту своей Родины!

 

Глава 2.  Труженики тыла.

Труд людей, работающих в тылу,  – это тоже подвиг. Они не воевали на войне, но внесли в ее победу не меньший вклад. Среди них были и дети. У них не было счастливого детства, они с малых лет вместо игр, осваивали рабочую технику.

 

Овчинников Василий Васильевич

На начало войны Овчинникову Василию Васильевичу (Приложение 8) едва исполнилось 10 лет. В колхозе Красная Каменка [5], куда входили хутора Дьяконовский, Акишин и Каменский, началась мобилизация мужчин трудового возраста. На фронт ушло 62 человека. Остались в колхозе женщины, старики да дети. Конец июня 1941 года. Пора сенокоса, а за ней и жатва. Бригадир собирает бригаду из детей и подростков, сажает их на лобогрейки. В нашем хуторе был табун фондовых лошадей, и Василий Овчинников с другими ребятами-погодками стерегли их, а также ходили в ночное. Василий любил и знал лошадей, хорошо управлялся с ними, и бригадир взял его за кучера.  Но Василию не нравилась эта работа, он считал ее скучной и постоянно просился в бригаду. Но лишь в 1944 году, когда ему было уже 13 лет, бригадир перевел его туда. Работали на быках. Очень трудно было запрягать их в тяжелое ярмо [6]. И только по двое ребята могли поднять его и одеть на шею быку. На подводах свозили зерно с полей от комбайнов на зернохранилище, где женщины и девчата вручную веяли его, а вечером уже чистое зерно снова грузили на подводы и везли на элеватор. Работал Василий также и прицепщиком на копнителе в уборочную страду и на пахоте. Зимой работали не меньше, чем летом. С утра в школе,  а с обеда на ферму, подвозили на санях корм скотине, ездили в МТС [7] за строительным лесом, привозили его, а у нас пожилые люди делали распилку. Делали также ребята и полозья к саням. Приходилось Василию работать в кузне.

В 1944 году Василий окончил начальную школу. Дальше учиться было некогда. Постоянно не хватало рабочих рук, и колхоз не отпускал его. Учился в вечерней школе. Но в 1946 году колхоз послал Василия в Сталинградское ФЗО [8] учиться на слесаря-электрика (Приложение 9).  После училища был направлен на восстановление тракторного завода – тот весь лежал в руинах. Вместе с другими Василий разбирал завалы, освобождал цеха, устанавливал станки и запускал их. Когда станки начали работать, Василия поставили дежурным по цеху, в его обязанность входило устранение поломок. Послевоенная разруха, карточки.

Порой даже взрослые ребята обижали этих мальчишек, воровали карточки. И Василий не выдержал, убежал домой. Здесь его задержали как дезертира, отправили в милицию. Но через две недели пришел председатель и спросил: «Кто хочет работать на тракторе?» Василий согласился. Вот так от колхоза он попал в Урюпинскую МТС  и 52 года проработал трактористом.

В 1951 году Василий Овчинников был призван в армию. Попал на Украину в г. Винница в оперативные войска. Там пришлось столкнуться с бандеровцами[9]. Овчинников имеет много грамот и благодарностей (Приложение 10), был неоднократно награжден денежным поощрением, имеет медаль «За трудовую доблесть», «Ударник коммунистического труда», «Ветеран Великой Отечественной войны», юбилейные медали (Приложение 11).

В  настоящее время Василий Васильевич Овчинников находится на заслуженном отдыхе, является   старейшим читателем Дьяконовской сельской библиотеки.

 

Волгина Мария Дмитриевна

О войне Мария (Приложение 12) услышала 10 летним ребёнком на площади около сельского совета. Там собрался весь хутор от мала до велика. Шёл митинг. Первый секретарь райкома партии в рупор говорил о страшном нападении фашистов на нашу страну. Тут же и началась мобилизация на фронт. Отец и четверо двоюродных братьев ушли на войну. В семье осталась мать и восемь дочерей. Мария была младшей. Шесть старших сестёр пошли учиться на трактористок, чтобы заменить ушедших на фронт мужчин. Зиму они осваивали технику, а весной вышли в поле пахать землю.

Всю войну, каждое лето, они пасли скотину. В жару, и в дождь, и в холод они выгоняли скотину, чтобы накормить её. За свой недетский труд они получали по литру молока в день и ещё трудодни. Осенью, когда наступали холода и выпадал снег, Мария и Татьяна, вместе с другими женщинами и детьми молотили снопы, отгребали и вывозили отходы, грузили в тележки и на быках везли к сараям, там ссыпали их. Это являлось кормом для скота зимой. Весной, как только появлялись проталинки, снова выгоняли скотину на выпас, и сестры вновь шли её стеречь. И так всю войну. После войны начали приходить с фронта мужчины, и Мария пошла, работать на копнитель прицепщицей, т.е. была занята на полевых работах, помогала выращивать хлеб. Военные и послевоенные годы были холодными и голодными. Нечего было надеть, и не было денег, чтобы что-то купить. В сёлах работали за трудодни [10]. На зиму жители хутора заготавливали жёлуди. Их чистили, сушили в печке, затем пропускали через жернова, мешали с мукой и пекли оладьи.

В 1950 г. Мария Дмитриевна поехала в Сталинград на восстановление города из руин (Приложение 13). Шёл набор молодёжи. Там она своими глазами увидела и разбитый вокзал, и заводы, и фабрики, и жилые дома. Город лежал в руинах.

Марию  и прибывших с нею девчат поселили в Сарепте [11], на берегу Волги. Жили в бараках по 14 человек. Первое время спали на полу, потом завезли кровати. Здесь же находилась грубка (печь) [12], которую топили щепками, на ней варили пищу.

Рабочий день начинался с 8 часов утра и до 18-19 часов вечера. Работа заключалась в том, что они киркой и лопатой рыли фундаменты под застройку домов, или разбирали завалы после бомбёжки. Обедом не кормили. Брали с собой что-нибудь перекусить. А за час до окончания работы отпускали одну из девушек готовить ужин. Была очерёдность. Девушка набирала щепок, чтобы растопить плиту и варить нехитрый суп. А состоял он, в основном, из вермишели и картошки. Каждая девушка из дома привозила с собою продукты: сухари, масло, мёд. Перед выездом в Сталинград девчата получили по 150 рублей подъёмных. На них они покупали крупы и картошку. У каждой девушки имелась маленькая кастрюлька. Готовя пищу, дежурная ставила их на плиту, наливала в них воду, бросала картофель, крупу или вермишель. Получался такой нехитрый суп. Тяжёлая работа и скудное питание, постоянно хотелось есть. Но трудности только сплачивали девчат. Жили дружно и весело. Молодость брала своё. Мария Дмитриевна проработала в Сталинграде около года и вернулась домой. Здесь тоже было много дел. Мужских рук  катастрофически не хватало. Приехала в Урюпинск, стала работать на стройке. Рабочий стаж Марии Дмитриевны – 40 лет. За добросовестный труд она награждена многочисленными

[1] Батов Павел Иванович  (1897- 1985) - генерал армии. 22 октября 1942 года по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 4-я танковая армия была переименована в 65-ю армию. С этого времени и до конца Великой Отечественной войны ее бессменными командующим был генерал Павел Иванович Батов, под руководством которого армия прошла боевой путь от Сталинграда до Восточной Пруссии и Ростока в составе Донского, Сталинградского, Центрального, Белорусского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов.

[2] Воинское соединение в Рабоче-крестьянской Красной армии Советских Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик. Дивизия сформирована в сентябре-ноябре 1939 года в г. Балашов в Приволжском военном округе из личного состава 53-й сд.

[3] Медаль "За отвагу" одна из первых и по своему статусу высшая медаль в наградной системе Союза Советских Социалистических Республик, вручаемая за личное мужество и отвагу в борьбе с врагом.

[4] Орден Отечественной войны — военный орден СССР, учреждённый Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении Ордена Отечественной Войны I и II степени» от 20 мая 1942 года.

[5] Колхоз «Красная Каменка» был образован в 1930 году. Помимо хутора Дьяконовского в него вошли хутора Дроновский, Федотовский и половина хутора Каменского. Относился колхоз к Петровскому сельсовету, а возглавлял его Яков Михайлович Семенов, красный партизан.

[6] Ярмо — в запряжке волов заменяет хомут.

[7] Машинно-тракторная станция (МТС) — государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР и ряде других социалистических государств, обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой крупным производителям

[8] Школа фабрично-заводского обучения (школа ФЗО) — низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР. Существовали с 1940 по 1963 год.

[9] Бандеровцами  назывались члены Организации Украинских Националистов, которую возглавлял Степан Бандера с 1940 по 1959 год.

[10] Трудодень — мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 год. Заработная плата членам колхозов не начислялась. Весь доход после выполнения обязательств перед государством.

[11] Сарепта-на-Волге — бывшая немецкая колония, ныне вошедшая в состав Волгограда. В связи с колонизацией Нижнего Поволжья переселенцами из Германии царским манифестом от 22 июня 1763 г. земля от Саратова вверх и вниз по Волге были объявлены свободными и удобными.

[12] Грубкой называют небольшую печку с варочной плитой для приготовления еды (украинск.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

О простых людях, незаметных, но, на мой взгляд, настоящих героях, я и рассказала в своей работе. Для истории все подвиги равны, все, ковавшие победу на фронте и в тылу – герои, без различия чинов, национальностей, мотивов. Все они  - Настоящие Герои.

Изучение жизни, деятельности моего прадеда и его земляков привело меня к знакомству с интересными биографическими фактами этих людей, позволило проследить связь представителей моей семьи и моих земляков с важнейшими событиями, происходившими в истории моей малой родины и всего Отечества в целом.

В процессе работы я пришла к выводу, что мы, молодое поколение, не должны забывать фронтовые и трудовые подвиги наших предков. Я узнала много интересного о своих земляках, и очень горжусь, что живу с ними в одном хуторе. С большой уверенностью могу сказать, что  учащиеся нашей школы и дальше будут помогать ветеранам, приглашать их на торжественные мероприятия и вечера Памяти, Уроки мужества, проводить такие операции, как: «Забота о ветеране», «Мы помним…», «Тимуровец», организовывать встречи с интересными людьми, литературно-музыкальные мероприятия, посвященные 9 Мая.  Ученики нашей школы продолжат  принимать участие в муниципальных и областных конкурсах стихов, сочинений, посвященных Великой Отечественной войне, где ученики всегда занимали первые и призовые места. Для нас очень важно сохранить все, что связано с нашими земляками, ведь без знания прошлого нет и не может быть будущего.

В дальнейшем я обязательно продолжу эту исследовательскую работу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Архив библиотекарей Светличкиной М.Ф. и Бединцевой Л.А.

2. Воспоминания старожилов хутора

3. Липченко, П. Жила бы страна родная/П. Липченко// Волгоградская правда, - 1990. - №223.С.2.

4. Материалы Дьяконовского краеведческого музея

5. Материалы Дьяконовской сельской библиотеки

6. Материалы музея МКОУ Дьяконовской СОШ

7. Материалы, предоставленные Администрацией Дьяконовского сельского поселения

8.Муравьев, А.Б. Славен человека труд/А.Б. Муравьев// Урюпинская правда,-1987.-№76.С2.

9. Подшивка районной газеты "Урюпинская правда"

10. Чтобы свеча не угасла. Откуда есть пошла земля Урюпинская. - Волгоград. «Панорама», 2006.

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: