Фронтовой блокнот

Конкурсная работа

Номинация «Вечный огонь памяти»

 _______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Мы живем в замечательном городе, городе Российской славы. Нам есть чем гордиться.  Более 70  лет назад отгремела страшная и великая битва на берегах Волги. Весь мир узнал силу и мужество русского солдата. Нам выпала честь - жить на этой земле, быть продолжателями славных традиций.                                                                                                      

В современной ситуации развития России как никогда стало важным возрождение духовности, воспитание граждан, особенно детей и молодежи, в  духе патриотизма, в стремлении к активному участию в развитии общества, любви к Родине.  Для меня понятие «Родина» - это  место где я родилась, живу и учусь. И как мне кажется, любить Родину невозможно не изучая ее историю. Но часто при изучении истории, краеведения нам буквально не хватает воздуха эпохи, мы не видим самого главного - человека, не ощущаем его дух, не знаем о нём почти ничего: что с ним происходило, чем он отличался от других,  о чём  думал, что чувствовал, чего стыдился, что презирал. Нам всегда интересно, как складывался и как менялся  его уклад жизни, образ мысли. И когда мы об этом узнаём, история становится объёмной, более понятной.  История – это история людей, каждый человек здесь активное (или пассивное) существо, играющее свою роль в историческом процессе.  И поэтому моя  работа посвящена  нашему земляку, который прошел через Великую Отечественную войну, преодолев множество препятствий на  пути к победе. Предметом моего исследования стал фронтовой блокнот Попова Ивана Федоровича, а также изучение  семейного архива, беседа с родственниками.

Мною была поставлена цель,  рассмотреть на основании исторических источников судьбу человека в военные годы, показать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.

Задачи, которые были поставлены в работе:

  1. Изучить и проанализировать документальные источники из семейного архива.
  2. На основе воспоминаний  и документов попытаться воссоздать картину прошлых событий.
  3. Раскрыть связь событий того времени с судьбой конкретного человека.
  4. Воспитывать гражданственность и патриотизм на примере нашего героя.

Тема, затронутая в работе, актуальна и в наши дни, так как, связь между уходящими временами и людьми, не прерывается из-за духовной близости между прошлым и настоящим. Да ещё к тому же, патриотическое чувство молодых людей сейчас подвергается серьёзному испытанию. Людям, не помнящим своего прошлого, трудно построить настоящее и будущее, не повторив ошибок предыдущих поколений. Поэтому на нас – молодёжи лежит ответственность воспитывать в себе чувство любви, ответственности, патриотизма,  осмысление  значимости исторических событий. 

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Глава 1. Война на страницах блокнота.

Попов Иван Федорович родился 2 декабря 1924 года в станице Скуришенская  Царицынского уезда. У отца с матерью было всего 9 детей. Отец- Попов Фёдор Константинович 1893 года рождения, участник  Первой Мировой войны. Мать -  Попова Антонина Ивановна 1897 года рождения. Всю свою жизнь она  посвятила своим детям и мужу. С детства,  дети были окружены  родительской любовью, до того момента пока не пришла «разлучница и губительница» война. Именно с этого момента и начинает вести свой блокнот Иван Федорович. Когда я стала перелистовать страницы и всматриваться в карандашные записи, поблекшие от времени перед глазами  стали разворачиваться события тех далеких дней. И как мне кажется  именно с таких фронтовых блокнотов, дневников, альбомов и начинается суровая хроника войны, летопись солдатских подвигов.

Первая запись в блокноте: «День 22 июня 1941года выдался очень жарким.  Я с друзьями собирался в соседнюю деревню. В полдень мы узнали страшную весть: война! Смолкли песни. Посуровели лица.  В голове волнующие мысли и множество вопросов, на которые никто еще не может ответить». Читаю дальше «Но вот прошел уже первый день войны.  С нетерпеньем ожидали сообщения о   ходе военных действий, но оно не внесло успокоения, наоборот, думается, что война будет и не легкой, и не короткой».

22 июня 1941г. в стране была объявлена мобилизация военнообязанных, родившихся с 1905 по 1918гг. включительно. В Сталинграде и районах на сборных пунктах круглосуточно дежурили офицеры военкоматов. Сюда многие приходили, не дожидаясь повесток (более 20 тыс. в первые два дня).  Об этом в своем блокноте Иван Федорович написал: «Сегодня мой брат, наш сосед Федор Гришин и еще 11односельчан ушли на фронт. А вот Колька, который живет на  соседней улице, от призыва в армию пытался улизнуть. Он стал  симулировать болезнь. Как мне рассказала баба Лида, он даже пошел на то, что сломал на руке палец. Трус».

Да были люди слабые духом или до времени затаившиеся, но они не определяли ход мобилизации. Сухие цифры документов военкоматов доказывают, что в ответ на призыв известной песни «Вставай страна огромная!.. Вставай на смертный бой!» поднялась вся Сталинградская область. Военкоматы и их помощники с трудом справлялись с потоком добровольцев. До 10-12 эшелонов ежедневно увозили на передовую наших земляков. За июль – август отправили около 110 тыс. бойцов в возрасте до 35 лет.

После ухода на фронт отца и брата, нелёгкая забота обо всей семье легла на Ивана. Но уже  в августе 1942 года молодого парня Попова Ивана  забрали в армию.  Так как ему ещё не было 18 лет, его послали учиться в 66-й отдельный батальон ВНОС (воздушное наблюдение и оповещение связи). Главным элементом службы ВНОС независимо от ее боевого применения являлся наблюдательный пост (НП), который обычно состоял из семи человек: начальника, заместителя и нескольких наблюдателей. Средством связи служил телефон и лишь в редких случаях радиостанция. НП также должен был быть оснащен биноклем, прибором прослушивания (звукоулавливателем), часами, компасом и в некоторых случаях примитивными высотными и курсовыми планшетами.  В процессе боевой работы наблюдатель был обязан:

  • обнаружить в необъятном небе самолет;
  • опознать его (определить национальную принадлежность);
  • установить количество самолетов;
  • определить направление полета;
  • установить типы самолетов, количество моторов;
  • определить их строй;
  • измерить высоту полета;
  • зафиксировать точное время пролета самолетов;
  • донести эти сведения в штаб или на главный пост ВНОС.

Запись в блокноте: «Надо признаться, что это очень сложно в ограниченный отрезок времени выполнить все стоящие перед тобой задачи. При ухудшении погоды результаты работы поста ухудшаются.  Ночью, в туман или при сильной облачности мы можем обнаруживать самолеты только на слух.  Вчера мы с Максимом распознали немецкий самолет Мессершмит-109».

В 66-м отдельном батальоне ВНОС, Попов находился не долго. В октябре 1942 года начался набор в воинские части. Его друга  Августина Гудко взяли, а Ивана нет, так как 18 лет ему исполнилось бы лишь через 2 месяца. Поэтому Попов попросился на фронт добровольцем.  На одной из страниц блокнота:

«Я солдат! Иду на фронт
Защищать Отчизну
И воевать, как все хочу
Врагов я ненавижу».

С этого момента началась жизнь, полная опасностей и  «крутых» поворотов. Из-под Камышина пешим маршем прошли до хутора Вертячий (около 200 км.). Здесь  Ивана вместе с  другом направили в артиллерийский штаб воздушной обороны (ПВО). Следующим пунктом службы стал пост ВНОС в хуторе Песковатка, он охранял штаб 65-ой армии Донского фронта от воздушного противника.

В ноябре на совместном заседании Политбюро ЦК ВКП (б), ГКО и Ставки ВКГ, был уточнен план и сроки начала контрнаступления на Сталинградском направлении (операция «Уран»). Утвержден план контрнаступления под Сталинградом. 19 ноября начался переход после мощной артиллерийской подготовки войск Юго- Западного и Донского фронтов в контрнаступление. За один день расстояние между фронтами сократилось до 80 километров.  23 ноября Юго-Западный и Сталинградский фронты при активной поддержке Донского фронта, наступая по направлению Калач – Советский встретились и замкнули кольцо окружения гитлеровских войск под Сталинградом. В междуречье Волги и Дона окружены 22 дивизии немецко- фашистских войск и их союзников численностью около 300 тыс. человек.

В эти дни часть Ивана Федоровича начала продвижение по направлению к Городищу. Было очень опасно, штаб находился глубоко в лесу, а  связь проходила по проводу, который часто рвался от осколков мин и снарядов. Немцы специально портили кабель и ждали советского солдата, чтобы взять языка. Однажды на такую уловку попался и Иван Фёдорович. Позже в блокноте он напишет: « Этот день я не забуду никогда. Во время артобстрела прекратилась связь, меня послали проверить провод. Я шёл  с автоматом на шее, с трубкой, по которой можно было найти место порыва. Увидев воронку от снаряда и оборванный кабель, я собрался, было уже соединить провода, как вдруг, за спиной послышалась  немецкая речь. Я прыгнул в воронку и начал стрелять из автомата.  Все затихло. Прошла наверно только одна минута, а мне это показалось вечностью. Решив проверить, уничтожил ли я противника, бросил комок земли, и тут же началась стрельба.  Только Богу известно, остался бы я жив, не подоспей мне на выручку ребята. Никто из нас не хотел умирать, а значит, надо было драться».

В Городище часть заняла оборону недалеко от нынешнего мемориала Солдатское поле, а потом и весь поселок. В это время в ходе тяжелых и кровопролитных боев в 35-40 км от окруженной группировки Ф. Паулюса наступление войск генерал - фельдмаршала Манштейна  было остановлено. В блокноте   у Ивана Федоровича об этом есть следующая запись: «Нет не могут фашисты прорвать внешнее кольцо окружения группировки Паулюса. Победа за нами». Этими словами заканчивается в блокноте описание событий 1942года.

В первых числах января был утвержден план операции «Кольцо» по ликвидации окруженной немецко- фашистской группировки под Сталинградом. Советское командование предъявило командованию окруженных войск ультиматум с предложением прекратить бессмысленное сопротивление и капитулировать. Предложение советского командования генерал – полковником Ф. Паулюсом было отклонено. Именно к этому периоду относится сделанная  на одной из страниц блокнота запись: «Немцы почувствовали, что запахло жаренным.  Освобождая районы, где только что хозяйничали враги, мы видели весь ужас злодеяний, слышали рассказы уцелевших.  Немцы, финны, венгры – вся эта разношерстая «грабьармия» пускала в ход автоматы и винтовки при любой попытке наших людей защитить свое добро от грабежа. Не брезговали ничем: срывали платья с женщин и засовывали их в вещевые мешки, забирали стоптанные валенки, ботинки и калоши, снимали часы, зеркала со стены. Тех, кто пытался их остановить избивали до полусмерти или расстреливали. Я ненавижу их».

В середине января произошло соединение войск 65-й и 24-й армий. Враг потерял свой главный аэродром – Питомник. За период проведения операции «Кольцо» с 10 по 25 января насчитывалось свыше 100 тыс. убитых, раненных и пленных гитлеровцев. Территория, занимаемая противником, сократилась до 100км². Ее протяженность с севера на юг составляла 20 км, с запада на восток- 3,5 км.  Войска Донского фронта подошли к юго-западной и западной окраинам Сталинграда,  уничтожая противника на улицах города.  26 января произошло соединение войск 21-й и 62-й армий Донского фронта в Сталинграде  у Мамаева кургана и расчленение окруженной немецкой группировки на две части: северную (в центральной части города) и южную (в районе заводов «Баррикады» и СТЗ). Упорные бои шли в районе элеватора, хлебозавода, вокзала Сталинград – 2, на Дар-горе. 31 января капитулировала южная группировка немецко-фашистских войск во главе с  генерал - фельдмаршалом Ф. Паулюсом (звание присвоено ему Гитлером днем раньше в расчете на самоубийство, поскольку в истории Германии не было случаев пленения фельдмаршалов) в Сталинграде. 2 февраля капитулировали немецко-фашистские войска в северной части Сталинграда.  В этот же день вышло постановление Государственного Комитета Обороны СССР о восстановлении  Сталинградского  железнодорожного узла и железнодорожных линий Сталинград – Тихорецкая, Сталинград – Лихая.  Весть об окончании Сталинградской битвы застала Ивана Федоровича в районе завода «Красный Октябрь». Строки из блокнота: «Мы отстояли тебя, родной Сталинград.  Иначе и быть не могло,  мы защищали свою землю, свою семью.  Мой товарищ Игорь  Маланин, еще в начале 1942 года говорил: «Какой там заградотряд?  У меня в Сталинграде самые дорогие мне люди: мама, жена, дочь. Вот он мой заградотряд ».  

Затем была Курская дуга, где  12 июля произошло крупное танковое сражение и к 5 августа наши войска освободили Орёл и Белгород.

Долгий путь вел его к Великой победе, которую Иван Фёдорович встретил в Германии. Рассказывая о сражениях на Курской дуге, в Пинских болотах Белоруссии, в Польше своим дочерям Иван Фёдорович признавался, что самым незабываемым было участие в Сталинградской битве.  И среди многих наград, которыми Родина оценила его заслуги, самая дорогая его сердцу -  «Медаль за оборону Сталинграда».

Глава 2. Жизнь после войны.

В марте 1947 года Иван Фёдорович был демобилизован. Здесь всё пришлось начинать сначала.  Для начала он закончил Михайловское педагогическое училище. После чего был направлен работать учителем начальных классов в город Камышин. В январе 1949 года он переехал в Городищенский район Волгоградской области и был назначен директором Городищенской средней школы рабочей молодёжи. В 1953 году Иван Фёдорович был избран депутатом райсовета и одновременно назначен заместителем председателя райисполкома. В 1957 году Городищенским райисполкомом партии был направлен на учёбу в Высшую Партийную школу при ЦК, которую он окончил с отличием в 1961 году. А в 1964 году он получает второе высшее образование, заканчивая исторический факультет Волгоградского педагогического университета. Всего у Ивана Фёдоровича 3 высших образования. В 1977 году он был избран председателем районного совета ветеранов войны и труда. Ими сразу было проведено перезахоронение советских воинов в братские могилы в сёлах и посёлках района.

С 1949 года в его жизни загорелся яркий лучик солнышка – он женился на милой девушке.

Подруга верная моя,
Люблю тебя как прежде я,
С тобою рядом счастлив я.
Говорю тебе без лести
До конца мы будем вместе.

Его избранницей стала Таисия Михайловна. Она окончила Дубовское педагогическое училище и была направлена в 1946г. учителем  младших классов в Городищенскую среднюю школу № 1.  В 1949г. Иван Фёдорович познакомился с ней, работая директором средней школы рабочей молодежи. В том же году они соединили свои судьбы. Таисия Михайловна была достойна своего супруга - она также была награждена значком «Отличник народного просвещения».

 «Мы жили дружно и весело, все вопросы и проблемы решали вместе вспоминает дочь Ивана Федоровича Людмила Ивановна. С самого детства мы с сестрой  гордились своими родителями, мечтая о том, что когда-нибудь и мы станем учителями. Наше желание воплотилось в реальность». Людмила Ивановна работает учителем математики в школе, где я учусь, продолжая дело своих родителей.

Благодаря таким людям как Иван Федорович, сегодня мы живём под светлым и чистым небом. Мы должны гордиться ими не только потому, что они наши земляки, но и потому, что они сделали своё будущее - наше настоящее таким, какое оно сейчас есть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

В своей работе я исследовала фронтовой блокнот участника Великой Отечественной войны Попова Ивана Федоровича. Изучив биографию и содержимое блокнота, я пришла к выводу, что нет никаких противоречий, факты, указанные в блокноте совпадают с историографией Великой Отечественной войны, хроникой Сталинградской битвы.

Читая страницы фронтового блокнота, я как будтоокунулась в то тяжелое время, соприкоснулась с тяготами войны, сделав вывод, что в судьбе Ивана Федоровича – судьба нашей страны.Определяющим в его жизни было чувство военного долга и  патриотизма, которого нам так сейчас не хватает.

По материалам исследования был проведён классный час в 9-х классах. Надо было видеть, с каким интересом слушали ребята о судьбе Ивана Федоровича, разглядывали  фотографии в альбоме и фронтовой блокнот.После этой встречи я поняла, что мы должны изучать жизнь своих земляков, рассказывая о них со страниц газет и журналов, на классных часах и школьных мероприятиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Устные источники:

Интервью с родственниками  Попова И.Ф

  • Москвина Людмила Ивановна(Попова)
  • Морозова Таисия Петровна 
  • Колесникова Наталья Александровна 

Источники.

  1. Блокнот И.Ф. Попова,  участника Сталинградской битвы.
  2. Воспоминания И.Ф.Попова: Комната Боевой Славы МБОУ «ГСОШ №1».

Литература.

  1. Агеев О.И. Главная высота. – М., 2007
  2. Быков Д.В. Рассвет разбужен артогнем. – Волгоград, 2008.
  3. Орлов Г.В. Мой край.- Волгоград, 2009.
  4. Самсонов А.М. Сталинградская битва. -М.,1989

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: