Хутор Горбатовский: от истоков к современности.

Конкурсная работа

Номинация «Населенные пункты»
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Тема проекта: хутор Горбатовский: от истоков к современности.

Тип проекта: информационный.

Длительность проекта: 2 месяца.

Категория учащихся: учащиеся 10 -11 классов.

Проблемный вопрос проекта: знаешь ли ты историю своей малой Родины - родного хутора?

Цель: проследить путь возникновения хутора Горбатовского со дня основания до наших дней.

Задачи:

  • выяснить историю основания хутора;
  • изучить жизнь хутора по периодам:

1) до 1917 года;

2) до 1941 года;

3) с 1941 по 1945 годы;

4) послевоенное время до 90-х годов 20 века;

5) современный этап развития.

  • выступить с собранной информацией на Дне хутора (19.11.)

Гипотеза проекта: возможно ли, через изучение своего родного хутора воспитать чувство патриотизма и любви к своей малой родине?

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

  • информационные источники (в т.ч. и Интернет-ресурсы);
  • семейные архивы жителей хутора Горбатовского;
  • оборудование для съёмок: фотоаппарат;
  • мультимедийный проектор, компьютер.

Методы исследования: наблюдение, описание.

Актуальность.

В Волгоградской области значительная часть территории является местом исторического проживания казачества. Возрождаются казачьи традиции и обычаи в сфере культуры, образования, воспитания. Нынешние коренные жители Дона являются последним поколением, которое еще слышит живую казачью речь. С уходом из жизни наших дедушек и бабушек история жизни предков может навсегда исчезнуть из памяти потомков. Житекли хутора всегда были верными солдатами своей страны, прекрасными хлебопашцами. Нам нужно как можно больше узнать об истории своей малой родины. Для того чтобы Россия продолжала существовать, была могущественным государством нам необходимо знать свои корни.  

Наш проект - это попытка объединить единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в воспитании подрастающего поколения – родителей.

Практическая значимость проекта: результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований истории хутора. Кроме того собранный материал может быть использован на уроках краеведения и на элективных курсах по истории.

Этапы работы над проектом:

1 этап:

1) выбор темы, определение цели.

2) организация работы в группах:

а) составить план-задание для каждой группы и назначить ответственных;

б) обсуждение плана - задания каждой группой;

в) подбор материала каждой группой для своего плана-задания.

2 этап:

1) сбор и обсуждение группами материала по теме проекта;

2) обработка собранного материала;

На данном этапе учащиеся 10-11 классов собирали материал по истории хутора Горбатовского: беседовали со старожилами и очевидцами событий, использовали специальную литературу, издания периодики, Интернет – ресурсы, обращались в архив, изучали картографические материалы, иллюстрации.

3 этап:

1) оформление материала;

2) создание мультимедийной презентации.

4 этап:

1) рефлексия;

2) выступление с презентацией «История хутора Горбатовского» на Дне хутора.

Проведение оценивания, получение отзывов от других учеников, учителей, жителей хутора об успешности проекта. Ребята создали презентацию, где представили весь собранный материал на хуторском празднике.

Результат проектной деятельности.

Практический: накопление информации, информационное просвещение учащихся, взаимодействие с Администрацией сельского поселения по архивным вопросам, презентация проекта.

Методический: содержание деятельности по проекту и собранный иллюстративный материал могут быть использованы для внеклассных мероприятий, а также при изучении курсов истории, краеведения, географии. Кроме этого, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.

Развивающий: в ходе работы над проектом его участники приобретают опыт социализации, коммуникации, деятельности; расширяют кругозор; учатся самостоятельному решению поставленных задач; выполняют задачи, сформулированные в виде проблемы.

Образовательный: получение новых знаний, умений, навыков за пределами программы базовых курсов школьных предметов; интеграция знаний и их практическое применение.

Педагогическим результатом проектной деятельности является сама деятельность.

Апробация проекта осуществлялась в форме проведения интегрированного урока истории, краеведения и литературы(презентация проекта в школе).

Выводы и рекомендации: Конкретные дела, проведённые в рамках работы над проектом, способствуют оптимальной социализации участников проекта, получению коммуникативных умений, повышению самооценки подростков, их самоутверждению в мнении о возможности влиять на события, попробовать себя в реальной ситуации деятельности.

Заключение: Собрана информация об историческом прошлом и настоящем хутора Горбатовского. Мы взяли основные сведения из истории родного поселения. Но есть ещё много информации о конкретных событиях: жители во время Великой Отечественной войны, казаки – горбатовцы и т.д. Данная информация будет передана для дальнейшего исследования в школьный музей по краеведению. Мы даже не предполагали, что в каждой семье нашего хутора есть свой герой. Многие исторические личности, о которых мы знаем из фильмов, книг, находились в своё время на территории нашего поселения. Изучать историю, а тем более историю своего хутора – это очень интересно и важно.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Список и анализ источников:

  1. Изучили книгу Шалыгина В. В. Мой край родной, казачий. Волгоград Станица – 2, 2003
  2. Побывали в архиве станицы Боковской Ростовской области, где хранятся рукописные воспоминания Красноглазова
  3. Посещали местных жителей (Уринёва В.П., Триполеву Т.И., Фролова Н. В., Черашева Н. Н., Устинову Е. У., Горбатов Г. В., Сердинову В.М., Подтёлкова И.И., Стерлядникова И.В., Триполину В.Ф.), которые рассказали нам свои воспоминания, показывали фотографии, грамоты, медали.
  4. Нашли в архиве выпуски местной газеты «Усть-Медведицкой», в которых писали о наших земляках.
  5. Посмотрели и обсудили документальный фильм «Участковый Колесников» ГТРК «Волгоградское ТРВ» 2009 г.)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Исторический край бесконечной борьбы,
Край казачества, вольности, славы.
Подвергался не раз ты ударам судьбы,
Сын свободной великой державы…

Владимир Шалыгин

 

ВВЕДЕНИЕ.

Малые уголки России – деревеньки и хутора. Сколько их разбросано по территории нашей необъятной Родины. Один из них - хутор Горбатовский, расположенный  на юго-западе Серафимовичского района, Волгоградской области, на границе с Ростовской областью.

Рельеф нашей местности – равнинный. Поверхность степей широко-волнистая. Долины крупных рек (Дона, Хопра, Медведицы) и мелких речушек - их притоков вместе с питающей сетью балок и оврагов расчленяют равнинные участки на ряд водораздельных массивов. Через хутора Рубашкин и Горбатовский протекает небольшая речушка Кривая – приток реки Чир.

Прежде чем выполнить свою работу мы собирали необходимый материал: встречались с жителями села, записывали воспоминания старожилов, фотографировали, кроме этого изучали архивный материал, проводили исследовательскую работу, восстанавливали прошедшие события.

1 ГЛАВА. ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ ХУТОРА ГОРБАТОВСКОГО.

Давно это было, шла семилетняя (1768-1774г.) польско-турецкая война. Царская Россия участвовала в этой войне на стороне Польши. Атаман войска Донского Сгепан Ефимов, выполняя волю и указ царицы Екатерины 2-й, тоже несколько полков отправил на полигоны этой войны. Каждая война - это жертвы. Погиб в самом конце этой войны в 1774 году и казак станицы Усть-Хоперской, командир кавалерийского казачьего полка Горбатов Петр Федоро­вич. Ему было 34 года, он оставил своей молодой жене 27- летней Марии Ивановне семилетнего сына Федю.

Российское государство за смерть и подвиги командиров наделяло их семьи хорошими, свободными землями в большом количестве. Так в 178Огоду, на 8-ом году после гибели мужа, вдова Горбатова Мария Ивановна по указу Екатерины 2-й получила из станичного фонда 800 десятин хорошего чернозема на левом берегу реки Криуша в 40 верстах от станицы Усть-Хоперской, а так же необходимые кредиты. В придачу ко всему этому выделили из густонаселенных губерний 34 крепостных семьи, для заселения нового по­селения и для работы в   помещичьей усадьбе. Так возник хутор, получив название Горбатов. В память погибшего командира полка Горбатова ПФ. Так возникло еще одно помещичье владение России. У новой помещицы семья была большая: свекор Федор Петрович, свекровь Федосья Павловна, два деверя, один из них женат, и было у них двое детей и три золовки, она с сыном. Всего 12 душ.

Хозяйство Марии Ивановны с каждым днем росло и крепло: у нее было одних только лошадей 50 голов, хлебов сеяли 500 десятин, много было сенокосов и выпасов. Свое подворье они поставили в извилине реки. Впоследствии на этом месте был двор Дурова Никифора Ивановича. А от усадьбы почти до дороги разливалось большое озеро, в котором была рыба и купались люди. Это озеро существовало примерно до 1905-1910 годов. В балке Крутенькой был сплошный лес: росли груши, яблони, сибирьки выше человеческого роста и толщиной с грабельник.В этой балке в гору были выпаса для лошадей и другого скота, Вверху балки был хорошийпруд, водилась рыба.

Постепенно стали селится здесь и другие жители. Построена в I874 году православная церковь. Была церковно-приходская начальная школа: одниклассы для маль­чиков, а другие для девочек. Было 2-3 магазина, два больших ветряка Боброва Арсена Захаровича, купец был Сталповский Семен Иванович.   Один раз в год собирался большой рынок. На нем были всевозможные_товары, окот и продукты. Было 2 попа. Отец Василий и отец Герман Иванович Степанов. Последнего захватила революция: красные его арестовали, двое конвоиров гнали, а он наотмашь их на землю и скрылся в леваде. Убежал в хутор Дубовой к Попову Семену Емельяновичу и дождался там белых. Попадья Мария Петровна- учительница, была награждена золотой медалью. В это время были учителями также Обухов Андрей Абрамович, Столповская Антанида Семеновна.

Интересна история хозяина мельниц Бобров А. 3. Перед смертью приказал своей жене деньги, золото положить в гроб ему в голову и зарыть в могилу.   Она его просьбу выполнила. А сын Егор стал два ветряка в 1909 году перестраивать на паровую мельницу. А   сам безбожно пил, все пропивал, когда у него кончились деньги, он потребовал от матери отцов капитал. Она сказала, что деньги в могиле. Он разрыл могилу, забрал деньги, золото и все до копейки пропил, прокутил, мельницу прекратил строить. Тогда Симонов Моисей Михайлович (его потомки до сих пор живут в хуторе) купил у него эту мельницу за 85 тысяч рублей. Взял у государства кредит для этой цели. Вскоре мельница была готова и начала работать. Всегда был хороший завоз. За 50-70 верст вокруг ехали сюда молоть зерно, вокруг мельницы   стояли большие амбары, куда сносили мешки с зерном.А еще он   запрудил пруд около мельницы, где было много воды: купались люди, купали волов и лошадей. Во время коллективизации забрали эту мель­ницу у Симонова М.М.Выбрали из нее все внутренности и увезли в станицу Усть-Хоперскую, так она прекратила свое существование. Хутор находится в 272 верстах от епархиального города Новочеркасска и в 22 верстах от благочинного. Сюда же относятся хутора: Белавин в 6 верстах, Ушаков в 4 верстах, Ягодный в 9 верстах, Рубашкин в 4 верстах, Бахмуткин в 8 верстах, Дубовой в 3 верстах и Криушенский.

Расписание станичным обществамУсть – Медведицкого округа, составленное согласно § 1 Положения об общественном управлении в казачьих войсках в 13/25 день мая 1870 года, Высочайше утвержденного.

Название станиц

и хуторов

Число дворов

Число жителей

мужчин

женщин

С правом голосования

Станица Усть-Хоперская.

 

 

 

 

Хутора: Ягодный

48

142

167

134

Бахмуткин

137

105

119

28

Рубашкин

40

119

125

30

Горбатов

62

210

224

29

Ушаков

138

118

126

130

Белавин

34

129

134

21

 

2 ГЛАВА. ЖИЗНЬ ХУТОРА ДО 1917 ГОДА.

Хутор Горбатов относился к Донской епархии Усть-Медведицкому округу. Хутор Горбатов находился на территорииУсть-Хоперской станицы. В 1874 году была построена Успенская церковь деревянная, однопрестольная. Она просуществовала до 1939 года. Ее разобрали и отвезлив станицу Усть – Хоперскую, построили склад для зерна. После уборки урожая во время грозы в склад попала молния, и склад вместе с зерном сгорел. Хуторяне до сих пор чтят место, где находилась церковь.

В газете «Клиросные ведомости» (1883 г) читаем:

«Причта положено: 1 священник, 1 дьякон, 1 псаломщик; ему назначено жалованье 600 рублей, доходов получается в год до 130 рублей: капиталов имеется 150 рублей и устроен для причта 1 подцерковный дом. В хуторе существует сельское приходское училище. Прихожан числится: православных 1470 мужского и 1371 женского пола, раскольников – 316 мужского и 304 женского пола».

Во все времена казачество являлось универсальным родом войск. Про казака говорили, что он рождается в седле и в самом деле, казаки считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Верой и правдой наши хуторяне служили царю и Отечеству. Среди них есть награжденные за службу. На боевые награды цари всегда были сдержаны, а если к ним представляли, то именно за дело, в котором в полной мере проявлялись мужество, воинская смекалка, отчаянная храбрость. И все это – «За Веру, Царя и Отечество» (Приложение 1Коркочев Роман Степанович (справа) 1883 года рождения.).(Чекунов Захар Петрович (слева) с супругой Верой).

Казаки Усть – Медведицкого округа, награжденные Георгиевскими крестами: Гордеев Матвей Ионович – казак хутора Горбатова Усть – Хоперской станицы, старший урядник, награжден за боевые отличия Георгиевским крестом IV степени.

Казаки не только воевали, но и строили дома, обрабатывали землю, воспитывали детей. К сожалению, все изменила Октябрьская революция 1917 года.

3 ГЛАВА. ЖИЗНЬ ХУТОРА С 1917 ГОДА ДО1941 ГОДА.

Гражданская война стала началом истреблением казачества. Дон включился в общий поток революционных преобразований. Повсеместно возникали Советы – власть переходила трудовому народу, что приветствовалось и казаками. 23 марта 1918 года была провозглашена Донская советская республика. Первым премьером ее правительства – Совета Народных Комиссаров стал казак Ф.Г. Подтелков. Активным соратником его был Кривошлыков М.В., уроженец хутора Ушаков, учащийся церковно – приходской школы хутора Горбатова. (Приложение 2). Со временем большинство казаков разочаровалось в советской власти. Часть ушла в Добровольческую армию Алексеева, другая воевала за красных.Власть переходила из рук в руки. То здесь, то там возникали банды, которые врывались в хутора и станицы, убивали активистов Советской власти, грабили население, забирали продукты. На территории нашего хутора свирепствовали банды братьев Маланиных, Колесникова, Маслака, Семенова, Бессонова, Фомина. Со слов очевидцев (Красноглазов А.Д.), осенью 1920 года на нашу территорию пришла банда Махно Нестора Ивановича, она состояла из 4000 человек всадников, 7 орудий, 6000 пехоты, 2 пулеметных полка, обоз, всего 7318 человек. ( Приложение 3).

Закончилась кровопролитная Гражданская война. Началась мирная жизнь. На территории хутора Горбатова был организован Сельский совет, в который входило 2 хутора: Горбатов и Рубашкин. В годы коллективизации были организованы 3 колхоза: «Политотдел» (х. Рубашкин), колхоз им. Кирова (Верхний Горбатов), колхоз им. Серафимовича (Нижний Горбатов), которые после Великой Отечественной войны были объединены в один колхоз им. Серафимовича.

К сожалению, в этот период начинается процесс расказачивания. Ярким примером этого является семья Симонова Моисея Михайловича.

Симонов Моисей Михайлович, 1870 года рождения. С рождения были проблемы с ногами. Родители отвезли его в Москву, там ему сделали операцию, но она ему мало помогла. Ходил сначала с тросточкой, потом с костылями, а к старости передвигался на ручной коляске летом, а зимой на муле.

Окончил церковно – приходскую школу и курсы по пошиву верхней одежды. Работал портным в Москве, затем вернулся в х. Горбатов. По возвращению решил открыть свое дело. Начал строительство паровой мельницы, все расчеты по строительству проводил сам, потом привез инженера, тот был очень удивлен, что человек довольно далекий от строительства, так точно все спроектировал. Моисей Михайлович нанимал лошадей и из Ростова привозил уголь для паровой машины. Был на мельнице и движок, так, что в 1913 году на мельнице уже был свет. Мельником у него работал Петр Черных, а на сезон нанимал рабочих.Приобрёл два ветряка у Боброва Е.А. Человеком он был уважаемым, ему доверили вести бухгалтерию при строительстве церкви в х. Горбатове. Был у него и свой магазин. В конце 20-ых годов началось раскулачивание. Его вместе с другими казаками выселили за Макаров на «Кулацкий» поселок. Мельницу разобрали, сняли жернова и повезли на быках в ст. Усть – Медведицкую (г. Серафимович). Дорогой телега развалилась, и жернова остались лежать в степи. В магазине открыли клуб. Так он потерял все, но был рад, что со всеми долгами расплатился, и людям не остался должен, а что такое время настало, он говорил: «Тому быть». С «Кулацкого» поселка его, как инвалида перевели в хутор, где он занимался пошивом одежды, единственное, что осталось, это швейная машинка «Зингер». Умер Моисей Михайлович в 1946 году.

4 ГЛАВА. 1941 – 1945 ГОДЫ.

С начала войны с Горбатовского сельского совета было призвано около 300 мужчин, из которых большая часть не вернулась. (Приложение 4) В июле 1942 года немецко - фашистские войска продвигались к Сталинграду. Местные колхозники эвакуировали скот и технику за Волгу. Среди них был Калмыков Ефим. 17 июля 1942 года война пришла в хутор Горбатов. Первыми встретили фашистов местный участковый Колесников Г. М. и председатель совета Ирхин М. А. Участковый вступил в неравный бой и был убит. Этот день считается началом Сталинградской битвы. (Приложение 4). 19 ноября 1942 года началась операция «Уран», и фашисты отступили. Во время отступления они угнали местных жителей в Ростовскую область. Весной 1943 года после окончания Сталинградской битвы жители стали возвращаться в свои хутора, в которых уцелело 3 – 4 дома. Школа сохранилась, до сих пор мы можем наблюдать на стенах осколки от снарядов. Вернувшиеся старики, женщины и дети приступили к восстановлению хуторов и народного хозяйства. Они трудились на тракторах (Триполина В.Ф.), быках (Триполева Т.И., Шуваева А.Ф. , Устинова В.И.), Александрова А. А. (Приложение 5), им помогали дети (Стерлядников И. В., Подтелков И.И.). Закончилась война, и в наши хутора с фронта стали возвращаться мужчины Подтелков П.Г.(1913), Говорухин П.П. (1904), Щегольков Ф.А. (1904), Подтелков И. И. (1926), Сердинов П.И., Сердинов М.И., Журавлев С.В., Попов Т.Я., Куликов М.И., Горбатов В. Т., Горбатов Е.Т. (1906), Букин И.В., Шматов В. В, Чекунов И.З, Уринев И.П., Осин и другие. (Приложение 6).

5 глава. Послевоенное время до 90-х годов 20 века.

Жизнь потихоньку налаживалась, работники колхоза им. Серафимовича добросовестно трудились на благо Родины. Председателями колхоза были в разные годы: Чернов И. И., Желтов, Раков, Коротков. Одним из передовиков в этот период был Говорухин М. П. награжден грамотой и орденом Трудового Красного Знамени 1 степени. (Приложение). Знаменитой трактористкой была Попова Е. С. Награждена медалью «За трудовую доблесть» (Приложение 7). В 1957 году в результате реорганизации колхоз им. Серафимовича вошел в состав совхоза им. Фрунзе. Хутор Горбатов (стал именоваться х. Горбатовский) был 2-м, а х. Рубашкин – 3-м отделением. В разные годы управляющими были: отделения № 2 - Кривогузов Н. Я., Тюков С. Ю., Софин Я. Т., Пичугин П. Н., Дробнов Н. Н., Евлантьев И. М., Пономарева А.Г.; отделения № 3- Евлантьев И. М., Разнотовский Н. А., Попова З. А.. Сердюков И. В., Демченко Д. И.(награжден орденом Ленина, 1973 г.), Товмосян О. С. В таком формате отделения просуществовали в совхозе до 21 января 1986 года. (Приложение 8), Передовиками в этот период были: Фролов Н. В., (Приложение 9), Уринев В.П. (Приложение 10), Калмыков Ю.А. (Приложение 11), Черашев Н. Н.(Приложение 12), Устинов И. В.(Приложение 13), Горбатов Г. В.(Приложение 14), Сысоев М. В.(Приложение 15).

С этого момента начинается новая веха в истории нашего хутора. Организован совхоз «Горбатовский» (директор Кошелец Ю. И.). Уже молодое поколение трудилось на благо Родины: Сметанников П. П.,(Приложение 16), Крюков Н. П. (Приложение 17), Левашов Г. А., Сахарчук А.И.

6 глава. Современный этап развития.

Совхоз « Горбатовский» просуществовал до 2001 года. Наряду с совхозом стали образовываться фермерские хозяйства во главе со следующими хуторянами: Голишниковым А.И., Малаховым А. Г., Триполевым С. М. (Приложение 18), Мурадбековым А. И., Артамоновым В. И.. В настоящее время уже внуки и правнуки продолжают славные дела дедов – казаков: Сапегин С. В. (Приложение 19), Михненко С. В. (Приложение 20), Мельников А. И.(Приложение 21).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Собрана информация об историческом прошлом и настоящем хутора Горбатовского. Мы взяли основные сведения из истории родного поселения. Но есть ещё много информации о конкретных событиях: жители во время Великой Отечественной войны, казаки – горбатовцы и т.д. Данная информация будет передана для дальнейшего исследования в школьный музей по краеведению. Мы даже не предполагали, что в каждой семье нашего хутора есть свой герой. Многие исторические личности, о которых мы знаем из фильмов, книг, находились в своё время на территории нашего поселения. Изучать историю, а тем более историю своего хутора – это очень интересно и важно.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Архив газеты «Коммунистический путь» (Усть-Медведицкая») 1973-2014 г.г.
  2. Документальный фильм «Участковый Колесников» ГТРК «Волгоградское ТРВ» 2009 г
  3. Донские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. Новочеркасск, 1869-1917
  4. Красноглазов А. Д. Некоторые сведения об истории казачества. (Архив)
  5. Попов В. П. История Донского казачества. Волгоград, 2006. Изд.        Волгоградский технологический колледж 2006.
  6. Шалыгин В. В. Мой край родной, казачий. Волгоград Станица – 2, 2003

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: