Прошлое и настоящее: традиции и обычаи букатинских казаков.

Конкурсная работа

Номинация «Населенные пункты»
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

С 1870 года на месте нынешнего Краснослободска существовал хутор Букатин (или Бакатин), Царицынской станицы Астраханского казачьего войска. Как и многие другие хутора в тех местах, он был назван по имени своего основателя — казака Агея Николаевича Букатина, переселившегося с семьёй на левый берег Волги из Царицына. После упразднения Царицынской сторожевой линии казаки были расселены: кто-то на Кавказ, другая часть обосновалась среди жителей Царицына, а третьи получили часть земель в Россошинском районе. Хутора, расположенные в этом районе, были бедны в противовес плодородным землям и «рыбным» краям левого берега Волги. Агей Букатин, как и большинство других царицынских казаков, занимался выгрузкой бревен из плотов.

Постепенно численность казачьего населения увеличивалась, но купечество Царицына не желало делить городские земли с казаками. А тут левобережье Волги манит своими лесами, полноводными реками и плодородными землями.

С 1992 года возрождается казачество, существовавшее на Руси почти четыре века. В 1869 году А.Н.Букатин в возрасте 70 лет ступил на землю Заволжья, Он был очарован красотой местности, богатством хутора и решил строить дома и с давать жилье на зиму пароходским речникам, а на свободной площади сажать садовые деревья. Вторыми в хутор в 1869 году приехали Перфильевы –казаки Астраханского войска, во главе с Алексеем Павловичем и его четырьмя сыновьями и двумя дочерьми. Жили в начале в землянках, затем стали строить дома. По нечетной стороне возвышались дома Букатиных, по четной четыре дома Перфильевых. Так возникла первая центральная улица имени Букатиных. Дома строились высокие, скатом крыши на две стороны и на четыре ската (круглые дома). Дома возводились из бревен, между которыми была проложена пакля.

И в 1870 году Агей Букатин получает 4500 десятин земли на левом берегу Волги: с этого момента начинается бурное освоение левого берега Волги и строительство хутора Букатин (будущего Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области). Спустя некоторое время после переселения в хуторе появляются дома, конюшня, колодцы и амбары. Открываются аптека, церковь и винная лавка.

А.Н.Букатин уже в 1871 году рассадил сад по правую сторону р.Суходол и был удивлен плодовитостью яблонь, груш. Перфильев Лука Алексеевич рассадил сад по левую сторону рек Судомойка и Верблюд.В хуторе Букатин проживало свыше 300 человек. Местоположение хутора считалось одним из лучших в Астраханской губернии: плодородные земли позволяли заниматься выращивание овощей и фруктов, скотоводством, а близость к Царицыну позволяла поддерживать торговые связи с городом.Как только было получено разрешение на землю, Агей Николаевич с тремя женатыми сыновьями приступил к расчистке земли от кустарников и деревьев для своих подворий. Сначала семья Букатина жила в землянке, потому что денег на постройку дома у них не было. Владелец буксирного пароходства компании "Стахеев" дал денег казаку Букатину, заключив договор с ним на аренду построенного жилья для своей команды, и здание под ремонтную мастерскую. Кредит был отпущен с тем расчетом, чтобы постройка была завершена к осени. Для остановки пароходов компания арендовала берег затона у Царицынского станичного правления. В осень четыре дома и здание-казарма под мастерскую были готовы.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Библиография

  1. Бирюкова И. А. "Астраханские казаки", издания 1904 года
  2. Воробьев А.В. «15 Исторических поселений», Волгоград, 2001г
  3. Документы, предоставленные атаманом станичного казачьего общества «Букатинское» Морквиным В.Д.
  4. Кандауров И.М. Донские казаки: Литературно-историческая хроника их жизни, подвигов и трагедии.- Волгоград, 2003
  5. Материалы архива Среднеахтубинского краеведческого музея
  6. Материалы личного архива семьи Скориковых
  7. Перфильевой К.М.  «История астраханского казачества»
  8. Хрестоматия по истории родного края. Под общей редакцией И.С. Шепелева. Нижневолжское книжное издательство, Волгоград, 1970 г.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Подворье в х. Букатин

В 1876 году из Царицына переселилась семья Павла Алексеевича Перфильева. Выросли четыре дома и две мастерские напротив двора Агея Николаевича. Так появилась первая улица в хуторе, которая до 1925 года звалась Букатинской. Селились казаки основательно, навечно. Дома ставились рубленые, из кругляка. Во дворах было по 3-4 дома. В одном доме жила семья, а остальные дома сдавали в аренду на зиму пароходским.Из книги И. А. Бирюкова "Астраханские казаки", издания 1904 года."Хутор Букатин на левом берегу реки Волги, в 4-х верстах от Царицына, на участке Ахтубинском № 24 при Царицынском затоне. Дворов - 95, душ мужского пола - 150, женского - 180. Неказачьих дворов - 35, душ обоего пола 350. В хуторе Букатина - хуторское училище, при нем церковь. Здесь живут станичный фельдшер и повивальная бабка. Есть станичная аптечка. Казенная винная лавка. Годовой доход станичных сумм достигает в среднем 7 тысяч рублен, расход - свыше 6 тысяч рублей. Станица выставляет на действительную службу ежегодно от 5 до 9 казаков. Казаки, проживающие в хуторах Гончаровой и Кузьмичевым, занимаются земледелием, а живущие в хуторе Букатина - скотоводством, садоводством и огородничеством.Основные фамилии казаков, переселившихся из Царицына в хутор Букатина - Перфильевы, Гончаровы, Зарядновы, Изюмские, Курнековы, Кошечкины. Занятия их очень разнообразны: ремесла, торговля, извоз, служба на должностях приказчиков, конторщиков и пр. В аренду сдаются станичным обществом различные урочища в юртовой даче, всего свыше 5 тысяч десятин. Хлебопахотная земля казаков делится на паи через 6 лет".

Храм в хуторе Букатин был построен и освящен 30 ноября 1903 года. Здание - деревянное, на каменном фундаменте. Колокольни нет, колокола нет. Колокола подвешены около храма под навесом и отлиты во имя святого Николая Чудотворца. Из Церковно-приходского учреждения открыто попечительство 2 февраля 1902 года. Школы, воскресная и церковно-приходская, открываются лишь зимой за счет пароходных служащих.

Из воспоминаний А. А. Венц (Букатина):"Последним хуторским атаманом был Николай Федорович Гончаров в 1917 году. В 1918 году его отстранили от атаманства, но репрессировать не стали. Впоследствии он работал в городе Царицыне на железной дороге. В 1911 году в хуторе случился сильный пожар в жаркое сухое лето. Был сильный ветер. За два часа выгорело половина хутора. Благодаря тому, что дома были застрахованы, вскоре хутор отстроился вновь.Владельцы пароходов не были заинтересованы в создании хороших квартирных условий рабочим, так как "верхняя" команда на зиму рассчитывалась до весны, а "нижняя" оставалась для проведения ремонта пароходных машин.В затоне зимовали пароходы пассажирских обществ: "Русь", "Самолет", "Ока", "Кавказ и Меркурий".»

В 1910-1915 годах станичное Царицынское правление выделило землю (ныне от поликлиники до рыбзавода) переселенцам из поселка Ельшанка города Царицына. Это поселение стало называться "Бобыли". Население Бобылей в основном занималось рыболовством, так как своей земли у них не было, они арендовали ее у казаков. Для переселенцев из Ерзовки станичное управление выделило малопригодные земли на песчаной косе по правому берегу затона. Этот населенный участок стал называться "Крит", а официально - "Бобры".Когда Агей Николаевич Букатин поселился на левобережье Волги, ему было уже 60 лет. Он с женой занялся обработкой приусадебного участка в 3 десятины, уходом за коровами (их было две), сдавал пароходским в аренду 3 дома. Сыновья его жили отдельно, но на этой же улице. По воспоминаниям Воинова Петра Васильевича, 1872 года рождения, Агей Николаевич Букатин жил очень долго. Стареньким он доживал свой век в баньке, стоящей в его саду. Ухаживала за ним Устинья Попова, которая умерла не на много раньше его.Сам же Агей Николаевич умер в возрасте 111 лет в 1920 году и похоронен на хуторском кладбище, якобы, с медалью именного характера, полученной за создание хутора своего имени.

О традициях астраханских казаков хутора Букатин.

Традиции астраханских казаков были сильны и прочны до 1917 года. В 1869 году, выйдя из войскового ведомства, астраханские казаки создавали семьи, строили дома, заводили подворье с животными. Занимались воспитанием детей по «Заповедям», сельскохозяйственным трудом.

Над люлькой ребенка, свисающей с потолка, крепили солдатиков, ружья, шашки, сделанные из дерева самим казаком. Все это говорило малышу: «Ты –казак. Ты - защитник». Когда прорезывались зубы у мальчика, мать одевала его в рубашку-косоворотку и брючки с желтыми лампасами. И отец вез его на коне в церковь Николая Угодника, где батюшка его окроплял святой водой и благословлял в кавалеристы. С восьми лет отец учил ездить сына на коне, учил его держать свое тело, умение управлять конем. Отец был в ответе перед правлением атамана на воспитание сына как воина для службы в рядах АКВ.

Провожали ребят в ряды АКВ на службу на четыре года в действующую армию и на 16 лет – как льготника. Батюшка в церкви читал молебен. Окропляя святой водой и благословляя ребят на удачную службу и возвращение домой к родным, в семью, для работы, создания своей семьи и продолжения рода.

Отец отправлял сыновей на службу в ряды АКХ в своем обмундировании, на своем коне. Обходилось это все отцу до 150 рублей. Никогда не было пьяных проводов. Казаки не н6осили усов, бороды. Их военная форма имела желтые лампасы и желтый околыш на фуражке, желтые полосы на погонах. Мальчики носили брюки с желтыми лампасами с малых лет, которые им шила мать, старшие сестры. Желтолампасочник - обязательная принадлежность к АКВ.

Казачки никогда не стригли косы. Они считали, что каждый волосок имеет своего хозяина. Обязательной частью туалета казачки была косынка с вышивкой в тон костюму или платью.

Детей в семье было много – от 6 до 12 лет. И мать обязывала старших «водить» младших: стирать на них, обшивать, ухаживать за ними. Старшая сестра для меньших как вторая мать.

Казачка очень следила за своими комнатами в доме, приукрашивала их по церковнымобычаям. Перед Рождеством и Пасхой комнаты приобретали праздничный наряд. Каждая часть мебели покрывалась салфетками, скатертями, покрывалом, занавесками с оттенком розового, голубого, салатного или сиреневого цвета. А в дни постов все это снимали, мебель не покрывали салфетками, но пыль вытирали ежедневно.

Одежда у астраханских казачек была однотонная: платья серые, коричневые, черные; шали были тоже однотонные с кистями, но не такие цветастые, как у донских казачек.

Готовили пищу в чугунах в русской печке, пекли хлебы и пироги. В праздничные дни пекли пироги с мясом и сладким вареньем, в постные дни – с капустой, морковью, свеклой и картофелем. В постные дни не ели скоромную пищу.

Болезни лечили заговорами на полнолуние или восход-закат солнца. Лечились настоями трав, и больного отогревали на русских печах. Утро начиналось с чтения молитв перед работой и едой. Вечером все члены семьи на коленях в зале перед образами читали молитва, клали крестное знамение, просили прощения у Бога за прегрешения в течение дня.

Весной гужом, телега за телегой, со всеми членами семьи ехали в поле на посадку сельскохозяйственных культур.

Осенью, также гужом из 8-10 телег, ехали за грибами и ягодами. Недоразумений между казаками не было. А если они и возникали между казаками и казачьим человеком, то разрешали все атаман и его правление по «Заповедям» казака. «Заповеди» для казаков, что молитвы перед Богом.

Воспоминания Анны Венц донесли до нас следующие картины из прошлого: «Когда детей записывали в первый класс, то на первый урок приходил дьякон со скрипкой и пробовал голоса у детей. Самых голосистых ребят он записывал в церковный хор.

В воскресенье и в другие религиозные праздники ученики должны были утром приходить в школу. Учительница ставила их парами друг за другом и через теплый коридор вела в церковь. Девочки приходили в синих платьях, белых передниках и с лентами белыми в косах. А мальчишки в синих мундирах и в синих брюках. Дети становились возле иконостаса, по правую сторону от него, а за ними стояла учительница. В церкви дети стояли у всех на глазах и вели себя примерно.

Когда приезжал в школу инспектор, дети разглядывали его форму. «Страшильными» для учеников были золотые пуговицы в два ряда на его мундире, да еще золотые погоны (может быть и эполеты, не помню уже точно). Вызывал инспектор обыкновенно мальчиков. И, вызванный рапортовал: «я, казак – малолеток Астраханского 3-го округа казачьего войска Царицынской станицы …» и называл свою фамилию и имя. Уже после такого рапорта, ученик отвечал заданный предмет. Учительница всегда тренировала учеников отвечать по «форме» на случай приезда инспектора». Бесценны для потомков и воспоминания Анны Венц, учившейся в Букатинской школе с 1917 г., помогающие восстановить внешний облик домовой церкви св. Николая Чудотворца. Приводим отрывок из коллекции документов «Воспоминания Венц А.А. по истории Краснослободска (1870-1930)»: «…Здание церкви и школы было сделано из рубленного леса (плашек). Здание большое, удлиненной формы. Один коридор и крыльцо выходило во двор, второе на улицу. Коридоры небольшие, а крыльца большие, широкие в 8 ступеней и под массивной высокой двухскатной крышей. На верхней широкой площадке крыльца (на улицу) куда выходила дверь церкви, в боку были пристроены лавки – скамейки. Выходящее крыльцо во двор было точное такое, в него выходила дверь из школы. Коридор был большой, теплый, там была вешалка, для одежды и 2 двери в церковь и в школу. В школьном коридоре стояла голландская печь.

Школа состояла из одной большой комнаты с пятью окнами. Два окна выходили на север, два на юго-запад и одно широченное на юг. Комната высокая, немного удлиненная, отштукатуренная, светлая. У глухой стены, общей с церковью на полметра отступая, стояла печь-голландка, покрашенная черным лаком.

Из воспоминаний Анны Венц: «Астраханские казаки в семьях называли детей по церковному календарю. Так, мой папа и сын Букатина Петра родились в ноябре. В это время центральным именем было Михаил. Моего папу назвали Михаилом Лукичом, Букатина - Михаилом Петровичем. А Михаил-архистратиг, главнокомандующий воин среди богов (правильнее сказать ангелов, прим. автора). В нашем доме иконы были в красивых "ящиках", остекленных и убранных внутри "ящичка" восковыми белыми цветами. Великолепно и красиво выглядели такие иконы в переднем углу зала дома. Лампы керосиновые на красивых подставках и обязательно с хрустальными абажурами. Папа-казак очень любил праздничный тон в нашем доме и поддерживал красоту и чистоту в комнатах дома. В хуторе Букатин была и есть Никольская церковь. Астраханские казаки верующие, но не страстно божественные, очень занятые делом, они мало времени находили на посещение церкви. Лишь в большие праздники: Покров, Пасха, Рождество, Троица проходили в присутствии казаков. Казачки и жены казаков с детьми чаще посещали церковные богослужения. При церкви на хуторе Букатин была церковно-приходская школа на 4 класса. В одной комнате на стене висел портрет царя Николая II, был стол для учителя и парты в 2 ряда. На одном ряду учились учащиеся 1 класса, на втором - 3 класса. Во вторую смену на этих же рядах учились учащиеся 2-го и 4-го классов. Первой учительницей была Перфильева Анастасия Михайловна - дочь казака (эта информация не подтверждается документами, прим. автора). Учились вначале одни мальчики, а с 1911 года было разрешено обучаться и девочкам. Уроки начинались с пения молитвы "Отче наш", "Боже царя храни". Стоя, исполняли молитвы, затем начинались уроки по 45 минут. Батюшка (О. Константин Богородицкий, прим. автора) из мальчиков с хорошими звонкими голосами образовывал хор мальчиков для службы в церкви. Казаки-дети были послушны к батюшке, учительнице и родителям. И если какой-то казачок с чем-то не согласен и хотел бы выразить свое несогласие, то батюшка линейкой по лбу - требовал молчать. Учительница непослухменному давала наказание - оставляла без обеда. Без обеда оставался и казачок, если не носил на шее крестик. Безобедники помогали техничке мыть полы, окна, наливать чернила в чернильницы-непроливайки, керосин - в лампы. Безобедники и находили время учить уроки. Дети-безобедники были под наблюдением технички. Были по 2-3 часа сверх нормы школьного времени. Мой папа был очень подвижным. От избытка сил он не мог долго сидеть за партой. И были случаи, когда он или уходил с уроков, или совсем не являлся в школу (как рассказывала мне тетя Маша Власова, обучающаяся с папой.Папа, будучи мальчишкой, не балбесничал). Он очень любил лошадь и ездил верхом вскачь к любимому им саду, особенно в весеннее время, когда сад утопал в цвету, и осенью, когда сад тонул в изобилии плодов. Кажется, не было для любимого сада и вредителей, и воров. Дети казаков учились бесплатно… Казаки хутора Букатина любили читать. Общественной библиотеки не было. И каждый казак для себя, для своей семьи приобретал литературу. Это были церковные книги: Евангелие, Библии, псалмы, художественная литература. У нас были несколько томов Л. Н. Толстого, Лескова, Куприна, Гоголя. Были и книги чисто казачьего низкого качества "Под власть тьмы", "Церковный роман Соколова", "Бабушка Марфа" (так как вместе с фельдшером ни хуторе обязательно была и ценилась бабка-повитуха), "Белый генерал Глебов", "Поход ни Афганцев и бой на Кушке". В домах были и картины на стенах на религиозные темы, иконы и картины о природе местных казаков художников и городских художников г. Царицына.  На большие праздники (Пасху, Рождество) ходили по домам псаломщики, дьяконы, сам батюшка бывал только в богатых семьях - Букатиных, Перфильевых». По словам Клавдии Михайловны, о. Константин был высокий, плотного телосложения».

Анны Венц, живо передала образ жизни хуторян, вот как описывает она отмечание праздников в хутора Букатин: «На святках, примерно с 6.1. по 13.1. молодежь рядилась и группами ходила по домам. Хозяева одаривали их пряниками, орехами, конфетами. Потом на улице устраивали угощенье друг друга. Конечно, при этом был смех, веселье, толкотня. На Масляницу по главной «Букатинской» улице устраивали катанье. Кони украшались венчиками или маленькими колокольчиками под дугой, в гривы вплетали цветные ленты. Кони мчались от берега затона вдоль хутора к лесу и обратно…

На большие праздники ходил поп (О. Константин Богородицкий, прим. автора), диакон, псаломщик (Иван Сергеевич Иванов, прим. автора) по дворам с крестом. На Рождество, Пасху было такое шествие». Как вспоминает Анна Венц, священник входил с причтем в дом, проходил в передний угол, читал молитвы, кадил и кропил святой водой из подставленной псаломщиком чаши, потом давал целовать хозяевам и домочадцам крест, после чего, хозяин приглашал служителей церкви к столу.

Описывая население хутора, Анна Венц уточняет: «Интеллигенция хутора была маленькая: поп, диакон, акушерка, учительница, да с 1914 г. прислали агронома для закладки опытного питомника садовых культур. Интеллигенция всегда держалась обособленным кругом… В конце 1917 г. в школе сняли портреты царя, перестал приходить поп в школу с «законом Божьим».

Какие события еще имели место в это неспокойное время в хуторе? Любопытно, но с хутором Букатин связано имя скандального монаха Илиодора (Сергея Труфанова), который после запрещения Синодом служения, переправился на левый берег Волги, относящийся к другой епархии, где проживал некоторое время.

Город Красная Слобода.

Особой колоритной фигурой, оставившей след в истории хутора Букатина, а ныне города Краснослободска, был Николай Николаевич Букатин, сын Николая Агеевича. Родился в 1899 году в хуторе Букатина. Окончил реальное училище в Царицыне. Встал на сторону революционного движения. Вступил в члены РКП(б) в 1918 году. (Справка обл. гор.парт. архива № 407 от 14.11.1969 г.).

С 1918 года он комиссар военного стола в хуторе Букатина от Царевского уезда (Ленинского военкомата).

С 1926 по 1927 годы занимал должность контролера семенной ссуды в Красной Слободе, а затем заведующим конторой сем.ссуды, где работал до 1930 года. В 1930 году работал управляющим "Рудметаллом" в городе Сталинграде. Затем работал зам. управляющего республиканского "Заготскота" в главном управлении Калмыцкой АССР. С 1938 года заболел туберкулезом легких и 20 марта 1942 года умер. В его деятельности можно отметить следующие факты:1. Март 1923 года. Букатин Н. Н. на общем собрании жителей хутора предложил изменить название хутора Букатина на название Красная Слобода. Ходатайствовать об этом перед ВИКом. Просьба была удовлетворена. 2. (Протокол № 4 от 17 мая 1923 года).

На общем собрании граждан принято решение о присоединении Красной Слободы к Царицынскому уезду Царицынской волости.Как вспоминает о нем Петр Васильевич Воинов, 1872 года рождения, что летом 1918 года на хутор Букатина налетели беляки-кубанцы, схватили Николая, а утром повели его на казнь на площадь, где уже стояла виселица. Отец его, двоюродный брат Александр Иванович и люди стали просить офицера не допустить душегубства. "Что же это такое, - кричали люди, - казаки казаков вешать начинают!" Офицер долго не сдавался, а потом отпустил, говорят, за взятку. Николай - "шасть" да в город, а когда красные потеснили белых, Николай Букатин возвратился в хутор, где его опять назначили в рев.совет комиссаром.

"Любили его все наши, - вспоминал Петр Васильевич, - уж больно он ладно всегда выступал и все народу разъяснял хорошо".О том, как готовили казаков к службе, какие были требования к казаку, вспоминает Перфильев Кирилл Степанович, 1906 года рождения. Он до сих пор помнит последнюю скачку казаков в хуторе в 1913 году, которая по традиции проходила на Ваничкиной поляне между хутором Букатина и хутором Песчанкой, где в джигитовке отличился Иван Изюмский.Старый казак Воинов Петр Васильевич, 1872 года рождения, воевавший в 1905 году с Японией (он поселился в хуторе Букатина в 1907 году), сообщил следующее:Действительную казак служил 3 года и должен был сохранять обмундирование до 40-летнего возраста. Казак должен был иметь имущество и хранить его в вещевом сундуке, размером 60x120 см. Коня казак мог получить и в военной части, но выплачивал за него из своих средств. Один раз в году казак проходил смотр вещей на площади около правления. Нитки-иголки свои.

Офицеры казаков бить остерегались, боясь быть отомщёнными, а то и убитыми. Обучали казаков с 15-16-летнего возраста при правлении. Был инструктор, обычно хорунжий, который обучал казачат всем премудростям казачьей службы.На скачках давали богатые призы: золотые часы, седло, шашку в серебряной оправе, серебряные портсигары и. т. д.

Земли казачьи тянулись полосой по-над Волгой до X. Ямы за Бакалдой, а шириной доходили до х. Песчаное. Остров "Голодный" был казачьим. Зимой там рубили дрова, а летом косили сено. Скота разрешалось иметь столько, сколько мог сам осилить по уходу за ним.Гулевой скот - молодняк отправляли в Рассошки с апреля до ноября. Пастушили калмыки.

Глава 3. Город Краснослободск

В 1938 году Красная Слобода стала рабочим посёлком, а в 1955 году получила статус города, который был переименован в Краснослободск.В советский период город активно развивался, в нём действовали такие объекты промышленности как судостроительно-судоремонтный завод, рыбный завод, хлебный завод, мебельная фабрика, опытная станция Всесоюзного Института Растениеводства.

В Краснослободске находится одна из опытных станций Всероссийского института растениеводства им. Н. И. Вавилова (официальное название — государственное научное учреждение Волгоградская опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства имени Н.И. Вавилова Российской академии сельскохозяйственных наук, сокращённо — ГНУ Волгоградская опытная станция ВНИИР им. Н.И. Вавилова РАСХН).[2]

Опытная станция основана в 1932 году на землях Волго-Ахтубинской поймы. На станции сохраняют в живом виде и изучают овощные, плодовые, ягодные, зерновые и кормовые культуры. Основными направлениями деятельности станции являются: мобилизация мировых генетических ресурсов путем экспедиционных сборов, обмена семенами и посадочным материалом; поддержание и изучение образцов мировой коллекции, их размножение; проведение селекционной работы по созданию сортов овощных и плодовых культур (№ 81 в списке субъектов заявок Госсортокомиссии[3]), семеноводство.[4]В городе велось строительство асфальтированных дорог, освещение улиц, действовали множество объектов обслуживания населения — ателье, прачечная, городская столовая, общественная баня, кинотеатр, дом быта и др. Жилой фонд пополнялся многоквартирными домами в микрорайонах судоремонтного завода, опытной станции, Краснослободского ПМК и ПМК-41.С начала 90-х годов городская инфраструктура резко пришла в упадок, множество объектов было разворовано и закрыто, было полностью демонтировано уличное освещение (в настоящее время частично восстановлено только по центральным улицам) и прекращено газгольдерное газоснабжение микрорайонов.

В настоящее время в городе действуют 4 детских сада, 3 общеобразовательных школы, гимназия, лицей (был образован на базе бывших ПУ-20 и ПУ-42), а также музыкальная школа и центр детского творчества.

В 2005 году круг станичного казачьего общества «Букатинское» приняло решение о вхождении в состав Волгоградского войскового казачьего общества Всевеликого Войска Донского.

В г. Краснослободске с декабря 2005 года на базе СКО была создана казачья дружина, которая работает на общественных началах. Дружина сотрудничает с полицией, осуществляется дежурство в Никольском православном храме во время празднования Пасхи, Рождества, проводится охрана общественного порядка во время прибытия в храм Урюпинской иконы Божьей Матери. Дружина сотрудничает с лесхозом: осуществляет дежурства в летний период по предотвращению лесных пожаров, в зимний период проводится охрана зеленых насаждений в преддверии празднования Нового года; принимает участие в охране порядка при проведении массовых мероприятий, таких как День города, 1 , 9 Мая, а также при проведении ежегодного Всероссийского фестиваля традиционной мужской культуры под названием «Волжские игры на Ильин день».

Большое внимание казаки уделяют патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В г. Краснослободске на базе МБОУ СОШ №4 работают православный военно- патриотические клуб «Медведь», руководитель Медведев Д. и военно-патриотический клуб «Казачий спас», руководитель Скориков А.Б. Ежегодно участники клубов принимают участие в военно-спортивных соревнованиях "Казачий сполох", посвященных победе Советских войск под Сталинградом; в фестивале «Волжские игры на Ильин день»; военно-патриотическая игра «Штурм»; в съезде клубов «Традиционного рукопашного боя»" и др.

В настоящее время атаманом станичного казачьего общества «Букатинское» окружного казачьего общества Волжский казачий округ войскового казачьего общества «Великое войско Донское» является Морквин Владимир Дмитриевич.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

В1870 году казак Агей Букатин получает 4500 десятин земли на левом берегу Волги. Вместе со своей семьей Букатин переселяется из Царицына и с этого момента начинается бурное освоение левого берега Волги и строительство хутора Букатин (будущего Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области). Местоположение хутора считалось одним из лучших в Астраханской губернии: плодородные земли позволяли заниматься выращивание овощей и фруктов, скотоводством, а близость к Царицыну позволяла поддерживать торговые связи с городом.

Заложенные традиции Агеем Букатиным сохранены и действуют посей день в станичном казачьем обществе «Букатинское» города Краснослободска, атаманом которого является Морквин Владимир Дмитриевич. Казачье общество сотрудничает с полицией, с лесхозом, МЧС. Создана добровольная дружина, которая осуществляет дежурство в Никольском православном храме во время празднования Пасхи, Рождества. В городе Краснослободске созданы православный военно- патриотические клуб «Медведь», руководитель Медведев Д. и военно-патриотический клуб «Казачий спас», руководитель Скориков А.Б, которые принимают участие в военно-спортивных соревнованиях "Казачий сполох", посвященных победе Советских войск под Сталинградом; в фестивале «Волжские игры на Ильин день»; военно-патриотической игре «Штурм»; в съезде клубов «Традиционного рукопашного боя».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бирюкова И. А. "Астраханские казаки", издания 1904 года
  2. Воробьев А.В. «15 Исторических поселений», Волгоград, 2001г
  3. Документы, предоставленные атаманом станичного казачьего общества «Букатинское» Морквиным В.Д.
  4. Кандауров И.М. Донские казаки: Литературно-историческая хроника их жизни, подвигов и трагедии.- Волгоград, 2003
  5. Материалы архива Среднеахтубинского краеведческого музея
  6. Материалы личного архива семьи Скориковых
  7. Перфильевой К.М.  «История астраханского казачества»
  8. Хрестоматия по истории родного края. Под общей редакцией И.С. Шепелева. Нижневолжское книжное издательство, Волгоград, 1970 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: