"История моей «малой» Родины. Станица Етеревская"

Конкурсная работа

Номинация «Населенные пункты»
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Проблема исследования:

Каждый человек любит то место, где он родился. Моя «малая» родина – это станица Етеревская. Она дорога мне, моим родным и друзьям. Казалось бы, обычная станица, но для меня она уникальна. Это настоящий казачий край, край воли, удали и бесконечной свободы. А о красоте её лесов и степей можно слагать песни. Я считаю себя настоящей донской казачкой, мы стараемся сохранить историю своей станицы, культуру казаков, традиции.  Родная сторона становится ещё более близкой , когда знаешь её историю.

Цель исследования: изучить историю станицы до 30-х годов XX века с целью сохранения культурного наследия казачества.

Тема исследования: станица Етеревская со дня основания до 30-х годов XX века.

Объект исследования: история образования и развития станицы Етеревская.

Предмет исследования: как образовалась станица Етеревская, как менялся её облик под влиянием времени и истории, как жили  разных казачьих семей

Задачи исследования:

активизация поисковой, учебно-исследовательской деятельности учащихся;

 воспитание у учащихся чувства любви к «малой» родине;

расширение и углубление знаний по истории родного края.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Картины былого Тихого Дона: Краткий очерк истории Войска Донского.

В.И.Гомулов, А.А.Павлов Станица Етеревская: история, география,генеалогия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Казачество оставило после себя вечно живое,  немеркнущий след - мощный пласт духовной культуры, составляющий одну из важных граней общерусской культуры. Без постижения истории и культуры казаков России невозможно полно раскрывать ни богатство русской культуры, ни национальное своеобразие. Л.Н.Толстой справедливо писал о том, что народ желает казаками быть, потому что казачество как уклад жизни, как идеал является исконно русской народной чертой и особенностью.

Повествование в литературе об Етеревских казаках, вообще о донских казаках, начинается со времен, когда: «Всадник скрывался в траве совершенно, утопал, как в зеленом море». И волновалась и играла степь под порывами ветра к море.  Вдоль  рек росли дремучие леса: дубы, вязы, клены, ясени, грабы, тополя, дикие яблони были оплетены диким плющом. Между ними теснились кусты колючего терновника калины. Бузины, крушины… там скрывались дикие звери, от туда выскакивали стада быстроногих диких коз, туда ища тени, убегали сайгаки, там хоронились дикий барс, медведь и волки. Оттуда выбегали пугливый заяц и красная лиса.

В этом охотничьем раздолье искали спасения и люди, боровшиеся за свою жизнь, за свои дома».

Итеревская станица, как ее называют в настоящее время, Етеревская (ныне в Михайловском районе), находится на правом, песчаном возвышенном берегу реки Медведицы, в двух верстах от  озера Глубокое и Крюково, в 105 верстах от окружной Усть-Медведицкой станицы.

Первое поселение станицы было на левой стороне Медведицы, при устье старой  речки, в урочище Самородок, окружено было громаднейшим лесом. Отсюда в 1754 году, по причине разорений от полой воды, станица перешла на правую сторону Медведицы близ озера Садок. Однако песчаные замети заставили в 1798 году станицу перенести на третье место, где она располагается и по сей день.

Название свое станица получила от Этери – пустынника, который жил на том самом месте, где она основывалась первым поселением. Станица делится на четыре части: «Городская» (верхняя), «Крюково», « Красная» (средняя) и «Арчадинская» (нижняя).

Впервые упоминается в документах 1688 год как казачий городок Етерев. К 1698 году в нем проживали 31 казак и 29 бурлаков в основном исповедавшие старообрядчество. Но к 1745 году в ней числилось  74 двора и проживало 243 человека. По данным В.Д.Сухорукова к 1822 году в ней проживало 2550 человек, имелось 287 дворов, деревянная церковь и водяная мельница.

В 1715 году кубанские татары напали на станицу Етеревскую, причем, кроме убитых и раненых, было взято в плен на покосах и полях 50 человек мужского пола, да еще отогнаны конские табуны и всякий скот. О чем свидетельствует «Доношение коменданта Черкасского Транжатента Воронежскому губернатору Колычеву о разорении татарами казачьих станиц Етеревской и Раздорской в 1715 года апреля 15 дня».

Эта станица видела и другие кровавые дела: «К станице подошли пугачевцы из 500 человек. Старшина Луковкин с таким же числом казаков, где более половины были малолетки в ночь под 17 августа 1767 года, проскакав 80 верст, неожиданно напал на неприятеля и разбил его.  Преследуя остатки, он нагнал их уже  близ Малодельской станицы…»  В  1773 году станица была отпущена Пугачевым вследствие того, что жители ее не согласились подняться против правительства и присоединиться к бунтовщикам.

Станица Етеревская терпела народные бедствия: в 1833 и 1848 годах – холера и в том же в 1848 году -неурожай. А в 1869 году – скарлатина. На 1754 год в станице уже действовала деревянная Николаевская церковь. С переходом  на новое место она дважды возобновлялась: в 1759 и в 1800 годах. В 1778 году Етеревская была освящена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с  4 приделами: главный во имя Святой Троицы, с левой -Архистратига Михаила, с правой- Николая Чудотворца и в трапезной - во имя Успения Божьей Матери. Строительство храма обошлось прихожанам в 45250 рублей. А старая деревянная одно престольная церковь была продана за 3000 рублей в хутор Шарашкин Зотовской станицы.

Из описи церковного имущества, составленной в 1853 году,  следует отметить наличие в этой святыни Евангелия 1778 года, потира серебряного и служебника 1670 года.

По другим источникам  станица думала переселиться  к западу за песок, где теперь хутор Большой, на речку Тишаню. Верст 10-15 вдоль и поперек – равнина; придется жить на прудах и колодезях: Тишаня мелка. Здесь идет чумацкий шлях из Камышина на Филонов (везут брусья, соль, рыбу из Камышина, а в Камышин – хлеб).

Весь покос и лето цены на косарей и гребельщиц стояли дорогие. На покосах и на уборках хлеба казаки в ситцевых рубашках; казачки,  хоть и сами косят, но в ситцевых сарафанчиках; имеют подушки и полога от росы.

В праздник базарная площадь станицы Етеревской в яркий пестрый цветок превращается: в ходу заграничные ситцы, шерстяные и даже шелковые материи.

С богатством речки Медведицы связано и название станицы Етеревской. Основание ее относится ко 2 половине 16 века. Старинное русское слово «Ятво» у детей означало обилие, стаю рыбы. Возникшая здесь на одном из богатых уловом мест станица донских казаков и стала именоваться  в начале Ятеревом, затем Тютерево, а позже приобрела свое сегодняшнее название.

Первые поселенцы станицы проживали в четырех- пяти километрах от нынешнего ее расположения, где находится сейчас большая лесная поляна под названием Самарка.  Река Медведица тогда протекала там, где сейчас расположен хутор Субботин. Скорее всего,  это был казачий город или укрепление, находившееся в центре лесного массива на правом берегу реки. И хотя казачий городок был малозаметным,  на него часто нападали кочевые племена.

Шло время. Несколько раз изменялось русло реки Медведицы. Примерно в конце 17 века она протекала там где сейчас находится озеро «старая река», а население изменило свое место жительства и переселилось на другое, которое сейчас называется «старые базы». На этом новом месте станица называется Тютеревской.

С основания земель, развитие сельского хозяйства и торговли произошло переселение казаков поближе к более плодородным землям. Из района «старые базы» станица  постепенно переселилась чуть выше прежней, растянувшись по правому берегу реки Медведицы.  В связи с этим, по всей вероятности, происходит переименование станицы: она стала называться Етеревской.

В конце 18 века, когда казаки начали заниматься  и земледелием, помимо государственной службы,  они основывали хутора в близи своих земель. Так появились хутора, которые были приписаны к станице: Кабанов, Лопатин. Буянов, Фатеев. Малый Ильменский, Старая Глушица и другие. За годы советской власти они исчезли из-за неперспективности. А такие приписные хутора как Большой, Моховой, Попов,  Атамановка, Субботин существуют и по сей день.

В станице были богатые лавки, церковно-приходская и земская школа. В начале 20 века здесь насчитывалось около 3 тысяч дворов с населением около 15 тысяч человек. В станице было много улиц. Улица Рябовка получала название по первой поселившейся семье Рябовых. Красная улица-это была самая красивая улица станицы и называлась она так потому, что дома на ней стояли большие круглые, крытые красным железом. Улица Крюковка называется по первым поселившимся казакам Крюковым, а улица Чесноки,  потому что на этой местности до заселения рос дикий чеснок.

В станице жили и иногородние. Землей они не наделялись, а занимались различными ремеслами. Так, например, иногородец Василий Ильич Сухов, имея девять душ семьи,  сам плотничал и не мог свести концы с концами. Иногородние платили налоги. Казачью одежду надевать им запрещалось, а к службе в казачьих войсках они не допускались. Не допускались и к управлению в станице.

Управлялась станица атаманом и выборными казаками. У станичного атамана был казначей, военный и гражданский писарь. В каждом приписном хуторе был свой хуторской атаман, который беспрекословно выполнял распоряжения станичного атамана. В 1903 году в станице Етеревской атаманом был урядник Василий Леонов.

Лес, находившийся близко к станице,  принадлежал казакам. Они делили его на паи и вели санитарный уход за ним.

Во время революции в станице волнений не было, но очень много казаков призывали на подавление большевиков. Советская власть была установлена 26 января 1918 года. В станице это произошло в феврале, хотя казаки колебались, но революционная агитация проводилась среди бедного казачества и иногородних. В то время в станице находились революционеры-подпольщики, священники отец Степан Зазулин и отец Николай. Они организовали народ и  подняли его на свержение власти атамана. Здание атаманского правления и станичная казна  без кровопролития перешли народной власти.

Первым председателем ревкома в станице стал Георгий Фомич Леонов. Председателем станисполкома - член РСДРП (б) с 1905 года Никонор Макарович Трудников, а членами -Николай Константинович Поляков, Илья Ефремович Девкин, Степан Денисович Щеглов.

В июле 1918 года в станицу явились восставшие казаки- белогвардейцы под руководством Земцова. Ревком был вынужден отступить, так как силы оказались неравны. Снова восстановили власть атамана. Началась расправа со сторонниками советской власти. Многим пришлось покинуть станицу и скрываться в лесах/

В августе 1919 года станица вновь освобождена Красной армией, советская власть была окончательно восстановлена.

В октябре 1920 года создана первая Етеревская артель, которая просуществовала до 1929 года. В артель вступило на первых порах 15 хозяйств: Александра Ивановича Алексеева, Григория Фомича Леонова, Ивана Андреевича Девкина, Леона Степанова Кулагина, Евграфа Ивановича Усадского и других. В хозяйстве было 2 коровы, 5 быков и 3-4 лошади. Распределение материальных благ в артели шло по душам.

Зажиточные казаки в артель не вступали, потому, как новая форма коллективного труда их не устраивала. Что  было в артели, у них было у каждого, и вести на общий двор свое кровное, нажитое за многие года, они считали грабежом, да и  некоторые члены артели их не устраивали.

Пахотной земли в артели  имелось около 400 гектаров, и понятно, что пятью быками обрабатывать было невозможно.  Требовались трактора, и артель их получила. 2 трактора марки «Фордзон» стали работать на полях, принадлежащих артели. Первыми трактористами были Федор Иванович Щеглов и Иосиф Константинович Шибитов. Председатель артели -Иван Саверьянович Щеглов.

1929 год - это год массовый коллективизации, в ходе которой трудовое казачество вступало в колхозы хуторами и станицами. Одним из первых в районе организовали колхоз  Степан Денисович Щевцов и аргоном Зенкин. Сначала в колхоз вступило 14 хозяйств, а затем и Етеревская артель в полном составе.

На основании закона Волгоградской области от 30 марта 2005 года № 1036-ОД, принятым областной Думой от 28 февраля 2005 года «Об установлении границ и наделении статусом Михайловского района и Муниципальных образований в его составе» муниципальное образование Михайловский район был наделен статусом муниципального района с административным центром в городе Михайловка. В составе Михайловского района были образованы следующие сельские поселения:

 Етеревское – в состав которого входят станица Етеревская, хутора Большая Глушица, Ильменский 2-й, с административным центром – станица Етеревская

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

В дальнейшем я хочу изучить историю станицы Етеревской в годы Великой Отечественной войны, найти сведения о воевавших  земляках, создать в школьном краеведческом музее уголок, посвященный моей родной станице.

Историю своей «малой» родины нам обязательно надо знать и помнить для того, чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы подрастающее поколение знало свою культуру, традиции, обычаи. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

-

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: