"Обряды жизненного цикла хоперских и донских казаков."

Конкурсная работа

Номинация «Традиционная культура»
_______________________________________________________________________________________________________ 

ФОТОГРАФИИ:

________________________________________________________________________________________________________

ВИДЕОЗАПИСИ:

________________________________________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Оглавление

 

  1. Введение
  2. Обряды, связанные с различными этапами жизни мужчины -  казака                                         
  3. Старинная казачья свадьба – история и традиции
  4. Донской свадебный обряд
  5. Это было недавно. Это было давно
  6.  Заключение
  7. Список литературы
  8. Приложения

 

Введение

Казачество - один из важнейших общественных институтов русского и современного российского общества, неотъемлемая часть его государственно- политической, социально- экономической и культурной жизни. Казачество - особое военное сословие в царской России – имеет вековую историю. Как наиболее активная   часть народа, казачество всегда расширяло и закрепляло границы государства, служило им надежным щитом. Исторический опыт казачества – это опыт беззаветного служения Родине и опыт гражданственности. Нигде в России не чтились и не исполнялись так строго само обычное право и права каждого члена сообщества, как на Дону, в колыбели российского казачества.

 Жили казаки самоуправляющей общиной. Атамана избирали на кругу – общем собрании казаков. Ему подчинялись беспрекословно «куда атаман глазом кинет – туда мы кинем головы», говорили казаки.  Несмотря на такое беспрекословное подчинение, казаки оставались независимыми от государственной власти. Свою независимость донские казаки выражали в старинной поговорке: «Здравствуй белый царь в кременной Москве, а мы, казаки, на Тихом Дону». В связи с такой обособленностью, у  казаков выработался свой особый образ жизни, свои своеобразные обычаи и обряды.Невозможно построить казачью общественную организацию, не зная прошлого казаков.

История казачества замечательна и уникальна.  Казачья самобытная культура пережила за столетия своего развития немало  взлётов и падений. Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение самобытной культуры имеет неоценимое значение. Многие великие писатели, поэты, художники, композиторы воспели казаков и казачество. Привлекали их казачья удаль, любовь к Родине, сочетание вольности и воинского долга. 

 В истории много страниц, описывающих  походы казаков, их жизнь и воспитание, но совсем недостаточно написано об обрядах казаков.

Свадебный обряд, как никакой другой, несет в себе элементы народной драмы. Все ее участники одновременно являлись действующими лицами и зрителями. Среди  многих  русских обрядов,  нет более красочного и волнующего,  чем свадебный.

Донская свадьба, несмотря на местные отличия, в общих чертах совпадает с велико – русским обрядом. С ним   донскую свадьбу  связывает общая структура, включающая сватовство, «сидение»  невесты или  неделя, вечеринки, девичник у невесты и прощальный вечер у жениха, сборы к свадебному поезду и подготовка к венчанию,    застолье у невесты, отъезд к венцу, встреча молодых  в доме жениха, свадебное застолье у жениха,  дары, обряды второго дня («каравайные обеды») и различные обряды заключающие свадьбу.

Свадебная игра создавалась в течение многих столетий, вкладывая все лучшее, полезное, отбрасывая ненужное, поэтому- то в ней всё так поэтично, так совершенно по форме и содержанию. Вместе с хороводами, уличными комическими представлениями, свадебная игра является составной частью русского народного театра, животворным источником народной драматургии.

В  донской  свадьбе  преобладает  линия сближения двух родов (жениха и невесты), благодаря многократным взаимным визитам, как в добрачный период, так и после заключения брака.

Цель  работы: Доказать, что казачьи  свадьбы неповторимы, наполнены своей изюминкой во времени и пространстве.

 Для решения цели поставлены следующие задачи:

  1. Проследить историю казачества в обрядах жизненного цикла донских и хопёрских казаков;
  2. Изложить историю казачьих свадеб;
  3. Исследовать и проанализировать донской свадебный обряд;
  4. Выявить роль свадебного обряда в жизни казаков;
  5. Осветить место свадьбы в семье и обществе, отношение казаков к данному обряду;

 Объект исследования:      старинная казачья свадьба

 Предмет исследования:  казачьи  свадьбы, их место в семье и обществе; 

Актуальность исследования заключается в том, что в наше время существуют различные проблемы в обществе, одна из них духовное состояние молодого поколения. Чтобы помочь воспитать глубоко нравственного и всесторонне развитого человека, и активизировать процесс осознания необходимости   изучения мудрых глубин национальной духовной материальной и нематериальной культуры, нужно обратиться к духовному богатству прошлого. Значимой частью этого наследства являются  обряды жизненного цикла казаков Донского и Хопёрского края.  Знания и опора на традиции прошлого позволят сохранить русский народ, так как народ жив, пока жива его духовность.

Методы:

  • анализ историко-краеведческой и публицистической литературы;
  • интервьюирование;
  • анализ газетных и журнальных статей,
  • описательный метод, сопоставление и сравнение исторических фактов и событий; работа со словарями;

Каждая свадьба – своя отдельная история с кульминациями, таинствами, интригами и курьёзами. То, как отмечается главный праздник в жизни двоих – во многом зависит от национальности, религии и принятых в стране местных устоев. Традиционная русская свадьба – достаточно жестко выверенный и последовательный ритуал, в котором всё целесообразно, символично. Многие русские традиции свадьбы перешли в казачьи. В старину говорили: «Как свадьба пройдёт, так и жить будут молодые». Поэтому свадебному обряду всегда уделялось большое внимание. Казачьи свадьбы изучались многими  этнографами и фольклористами, и было выявлено, что каждая несёт в себе свою изюминку и неповторимость.

 

Глава I.  Обряды, связанные с различными этапами  жизни мужчины-казака.

Становление духовной культуры донского казачества, складывание обычаев, обрядов,появление тех или иных праздников, в значительной мере определялись двумя обстоятельствами: достаточно поздним утверждением православия и военным образом жизни казачьего сообщества.  Как и в любой другой этнической культуре, обрядовая культура донских казаков имеет свои   особенности.  К  обрядам жизненного цикла относится группа обрядов, отмечающих основные (в конечном счёте - все) этапы в жизни каждого члена казачьего общества. Временной мерой этих обрядов является человеческая жизнь от рождения до взросления и смерти (хотя этапы включаются в широкий контекст и не являются независимыми: так младшая сестра  обычно не выходит замуж раньше старшей, брак детей старит родителей, переводя их в другой возрастной слой). В этом проявляется отличие от других обрядов и их соотнесённость. Главным циклом, с которым соотнесена жизнь человека, является годовой цикл, вернее несколько годовых циклов: традиционный, крестьянский, церковный.

Наиболее специфичными были обряды, связанные с различными этапами жизни мужчины-казака.Воспитание  мальчика в казачьей семье преследовало одну цель: воспитать воина. С самого момента рождения мальчику-казаку уделялось большое внимание. Именно по отношению к мальчикам совершались специальные обряды. Первый такой обряд совершался уже на первом году жизни ребёнка. Назывался он «на зубок». Когда у ребёнка прорезывался первый зуб, родители приглашали родных, которые дарили малышу «на зубок» уздечку, седло, шашку или иной атрибут из казачьей жизни. Девочкам подарков не делали. Этот обряд символизировал признание казачьей общиной нового казака, но ещё означал фактического его включения в мужское братство. Дальнейшее приобщение будущего казака осуществлял отец ребёнка. Когда ему исполнялось три года, отец надевал на него саблю и сажал на коня. Потом, взяв коня под уздцы, проводил по кругу, имевшего магическую силу. Затем отец подстригал мальчику  волосы кружком и передавал матери со словами: «Поздравляю тебя, мать с казаком».  Изменение причёски было не случайным, оно символизировало изменение статуса ребёнка. Безусловно, обряд имеет достаточно древний характер (мотив волоса) и свидетельствует об особом отношении казаков к детям. Мотив волоса в древнеславянской мифологии — это мотив женщины, поэтому подрезание чуба, вероятно, подчеркивало мужскую сущность мальчика, его символический отрыв от материнской природы, его будущий статус воина-казака. Затем на лошади везли сына в церковь, где служили молебен Ивану-воину, чтобы сын рос храбрым казаком. Дальнейшее становление будущего казака воина проходило, как правило, за рамками семьи. Этим занималась община. С момента вступления в подростковый возраст, юноша проходил специальное обучение под руководством станичных офицеров в командах малолеток.  Постоянно слушая рассказы родных и близких о походах и сражениях, малолетки порой говорить начинали не со слов “папа” и “мама”, а со слов “пу” (стрелять) и “чу” (скакать на коне). Трехлетние казачата умели ездить верхом на лошади по двору, а пятилетние бесстрашно скакали на лихом дончаке по улицам городка на радость отцу и матери (Приложение 1). С четырнадцати лет мальчик джигитовал и рубил лозу (длинные гибкие стебли кустарников) шашкой. К шестнадцати годам брал призы на военных смотрах, а отец покупал ему форму, оружие и коня. С девятнадцатилетнего возраста казаки начинали служить Отечеству, и нередко; провожая сына в армию, родители не знали, увидят ли они его вновь. Вот почему и проводы на службу, и благополучное возвращение служивых донцов домой давали повод достойно отметить эти события.  Поэтому  такой обряд, как проводы казака на службу и встреча со службы, считался одним из специфических обрядов. Начинался он как внутрисемейный обряд, и лишь затем перерастал в обряд внутриобщинный (Приложение 2). 

Проводы казака начинались с того, что собирались близкие родственники, устраивали семейную пирушку. После пира родители благословляли сына иконой с изображением мужского лика (Иисуса Христа, Николая Угодника). Мать клала в мешочек образок, щепотку земли и пришивала его к нательному кресту сына. Отец давал последнее наставление и вручал сыну охранительный заговор. Перед уходом из дома, гадали о предстоящей участи. Казак  стрелял в ворота,  и если  дым шёл в сторону хаты  – вернётся домой,  если в обратную – быть беде.  Стреляли так же в потолок и по количеству простреленных досок узнавали, сколько лет прослужит казак. Когда призывника выводили из хаты, родственники разбрасывали детям пряники и конфеты. На улице призывники объединялись и шли к столичной площади. Здесь с напутствием выступал атаман. Станица провожала служивых до Плакучего кургана. Здесь атаман трижды угощал казаков водкой. Родители-старики салютовали ружейным выстрелом, провожая  призывников в путь. Возвращаясь из похода, казаки посыпали «передового гонца», который оповещал станицу о благополучном прибытии. Станичники бросали работу и выходили навстречу. Под колокольный звон станичный атаман с иконой в руках в сопровождении стариков встречал возвращающихся казаков. Старший команды сходил с лошади и шёл навстречу атаману с полковой иконой. Они соединяли лики икон и целовались. После молебена атаман приглашал всех в правление. Отец и мать выходили к сыну с той иконой, с которой благославляли его. Казак целовал икону и низко кланялся родителям. После этого жена казака кланялась ему в ноги, потом кланялась коню и целовала его копыта. Потом жена-казачка вела мужа к  станичному правлению, где атаман и старики устраивали для вернувшихся угощение. Атаман подносил каждому водку и хлеб- соль и обнимал атамана. Угостившись, казаки расходились по домам   отмечать своё возвращение среди родных. Если кто-то из служивых казаков погибал в походе – его коня и вещи отдавали вдове. Фуражку или шапку погибшего мужа вдова хранила в красном углу. По сложившемуся обычаю, возвращающийся со службы казак, должен был непременно привезти родным подарки. После раздачи гостинцев, собирали семейную пирушку, приглашая родственников и соседей. На следующее утро начинались «хождения по себе», когда каждый из гостей приглашал остальных к себе в дом. Таким образом, в ходе обряда казак, вернувшийся домой, вновь приобщался к общине, родственника, семье.

 

 Глава II.  Старинная казачья  свадьба - истории и традиции.    

 Среди всех обрядов  свадебный обряд в духовной жизни донского казачества занимает, пожалуй, центральное место,  как по сохранности  элементов, так и по объёму обрядово-ритуальных действий, речевых и фольклорных текстов, атрибутов, предметов и действующих лиц. Среди  многих  казачьих обрядов  нет более  красочного  и волнующего,   чем свадебный. Когда заканчивался Успенский пост,   приходила пора свадеб у казаков, которая могла длиться несколько недель, а подготовка к ним занимала годы (Приложение 3). Свадьба- это обрядовое оформление брака, которому казаки придавали большое значение. В разное время  свадьбы  у казаков проводились по-разному. В более ранний период они проходили упрощенным порядком. Свадьба у казаков проводились в определенное время, связанное с православными праздниками, постами  и полевыми работами. Обычно свадьбы «игрались» в течение осеннего (между Успенским и Рождественским постами)  и зимнего мясоеда (между Рождественским и Великим постом). Иногда свадьба «справлялась» на «красную горку» (первое воскресенье после Пасхи)  (Приложение 4). На свадьбу приглашались все родственники, друзья и соседи. Гуляли всей станицей, говорили об этом старики. Чтобы «справить» свадьбу требовалась крупная сумма денег, поэтому к торжеству готовились заранее (за пару лет).  Родители жениха не могли опозориться, поэтому иногда распродавали большую часть имущества, чтобы отпраздновать бракосочетание. «Свадьба сорочку найдет: все до последней сорочки придется вынуть — хоть в работники после нанимайся, а свадьбу справь», поговаривали родители жениха. В этой связи, родителям невесты было немного проще: «Коли у тебя нечем дочь справить, то и сват поможет. Девушку всякий с охотой возьмет — плохо справлена, зато работница».

На  семейном совете принимают участие все ближайшие родственники и крестные родители жениха. (Приложение 5).  Главная  роль здесь отведена матери, которая давала наставления сыну о том,  какую невесту выбрать. После начинались смотрины невесты. Старики говорили: «Не видавши товару, не торгуй». Вместе с ними отправлялся в гости к невесте жених.  Молодые, иногда впервые, знакомились и общались.  Если  же понравились друг другу молодые, то к невесте через некоторое время отправлялись сваты. Сваты  приходили в дом невесты вечером, чтобы обсудить с ее родителями свадьбу, рассказать о достоинствах жениха и  разузнать о невесте. От удачной беседы сватов и родителей зависело будущее молодых — могли и не договориться о свадьбе и разойтись ни с чем.  После сваты приводят в дом жениха. Родители проверяли чувства молодых так: «Если любы они друг другу, то пусть поцелуются три раза, а если при свете не могут, то и свечу потушим». В темноте молодые впервые целовались. Старики и сваты радовались и  обсуждали уже свадебные хлопоты: «Дай же нам Господи, любезные сваты, что задумали благополучно окончить. Дай Господи, любезные сватеньки, начатое дело кончить» и осушали рюмки за счастье молодых. После чего пожимали друг другу руки, тем самым подтверждая  договор.  Жених, получивший благословение от родителей, отправлялся в день свадьбы к невесте. Впереди него шел священник с крестом. Жених шел вместе с дружком и сватами. А возле него двигался «княжеский поезд» - казаки на лошадях едут по бокам торжественной процессии, заставляя прохожих снимать верхние уборы и поклоняться к жениху, который в этот день приравнивался к «князю» (Приложение 6).  Во дворе «княжны» процессия останавливалась. Невеста уже ждала своего возлюбленного в красном углу, «под святыми», в ее руках находилась «держава» - плетка, обшитая золотом  и серебряными бляшками. Братья являлись охранниками  и торговались с женихом. После выкупа брат передавал дружку «державу, а невеста сходила со своего места. Дружок просил благословения у родителей невесты. Родители бросали на пол дома шубу, молодые вставали на колени — так благословляли молодоженов. Теперь все  родственники и друзья отправлялись в церковь, где проходило таинство венчания. В церкви косу невесты расплетали, которые вновь заплетали «по-женски» и надевали повойник (головной убор замужних женщин).

Родители  встречали новобрачных на входе в дом невесты с караваем и солью. Молодые прикладывались  к святому образу в сенях и целовали хлеб. После этого вся процессия отбывала в дом жениха, где проходил праздничный пир, который мог длиться несколько дней и даже недель. Во времена Ермака у казаков было принято проводить свадьбы  на майдане, т. е. молодоженов обычно величали князем и княгиней.  Древние обычаи были настолько крепки среди казаков, что даже при сочетании браком    молодожены исполняли древний обряд бракосочетания на майдане, который просуществовал до конца XVIII века. 

 Казачья свадьба приобрела стройное целое в начале 19 века и состояла из нескольких отдельных частей: смотрины или сватовство, пропой, посиделки, вечеринка, свадьба (выкуп косы, венчание, у невест, у жениха). Свадьбы главной площади станицы или хутора (Этот обычай в казачьих краях помнят до сих пор, рассказывая о тех временах, когда община определяла судьбу будущих супругов.  Казак выбирал себе невесту из числа местных девушек или   тех, которые попали в станицу  после военных набегов - появлялись в казачьих краях  турчанки, карачаевки и чеченки.  О своих  намерениях пожениться  казак говорил на майдане: «Ты, Наталья, будь мне женой!», а невеста в свою очередь, поклонившись ему в ноги, отвечала: «А ты, Михаил, будь мне мужем». После этого казак обращался к жителям станицы: «Вот честная станица, она мне жена, а ей муж», а станичники выкрикивали: «В час добрый!». Перекрестившись и поклонившись во все стороны, молодожены целовали друг друга и принимали поздравления  от присутствующих (Приложение 7).

Таким же образом проходил развод. Казак приводил на майдан жену и заявлял собравшимся: «Она мне больше не жена. Она мнебыла услужлива и верна. Кто ее желает в жены — может взять».  После этих слов казак отпускал свою бывшую супругу, которую сразу же мог позвать в жены другой казак, изъявивших желание жениться. Он накрывал  ее своим кафтаном и объявлял о своих намерениях. проводились, как правило, после уборки урожая ( после Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября или Пасхальных праздников - на Красную Горку).

Женили раньше и отдавали замуж начиная с шестнадцати лет. Собирались молодожены по-всякому: было и по любви, а больше молодые до свадьбы не знали друг друга. Свататься ходили те, кто брал к себе в дом сноху или зятя. А начиналось так.

Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересуются, кто его невеста, и если она им люба , начинаются приготовления к сватовству. Собираются все члены семьи и обсуждают вопросы, которые нужно решить перед сватовством. Прежде всего наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами.

После того, как мать и отец узнали к кому идти свататься,     они одевались по - праздничному,  обряжали сына, приглашали с собой знакомого казака  или родственника, обладающего речистым разговором,  который  смог бы  расположить к себе будущих сватов и шли к ним. При входе на смотрины в дом невесты, сваты говорят: « Мы долго охотились за красивой куницей, и она забежала к вам во двор. Вот мы и хотели бы посмотреть, не забежала ли она в ваш дом! » или: - «У вас мы слышали - есть товар, а у нас купец; у вас невеста, а у нас жених: вот мы пришли посвататься». Следует ответ: «Милости просим». Если отцу невесты жених приятен, он говорит:

«Проходите гости, милости просим». Если жених им не нравится, то сразу следует отказ.Гостей просят раздеться, на стол ставится закуска, спиртное. За едой происходит беседа, в которой договариваются о смотринах, но уже в курене жениха. Примерно через неделю невестины мать и отец едут к родителям жениха, где осматривают хозяйство, комнаты, знакомятся с семейством будущего зятя. Если гости довольны, им предлагается  называться сватами на что те отвечают, что пока еще раненько. Свекор приглашает их словами: «Ну что ж, сваты не сваты, добрые люди, пожалуйте за стол. Гости садятся за стол. Выпивают по рюмке, другой. «Ну а теперь можно и сваточками зваться»,- говорит невестин отец.

Здесь же уговариваются когда быть сводам. Ко дню сводов невеста готовит угощения для гостей - жениха с друзьями, будущих деверя и золовки (брата и сестры жениха), а так же своих подруг.

Во время сводов девчата- подруги невесты выходят в отдельную комнату, а в горнице остаются и рассаживаются на стульях: её дед, бабка, дяди, тетки, братья, сестры и званные близкие. На почетном месте под святыми образами садятся крестный отец и мать. На столе два калача, солонка с солью. Приехавшего жениха одного приглашают в дом, невесту прячут в другой комнате среди своих подруг. Приглашают жениха: « А что угадаешь, кого и где искать? ». Жених идет в комнату, где слышен девичий смех и там находит свою избранницу, берет её за руку и вместе с нею становится в горнице среди комнаты. Входят друзья, и друг жениха подносит рюмку водки или вина жениху и говорит: « Кому подносишь?». Жених называет имя отчество невесты. Подавая рюмку невесте, друг опять спрашивает: «От кого принимаешь?». Невеста называет имя отчество своего жениха. Затем девушки поют:

Соловушка прилетал, прилетал
Ой- лели, прилетал;
Чечеточку выкликал, выкликал
Ой лели выкликал;
Чечеточка, вылетай, вылетай...

После заплетения кос, гости опять поздравляют молодых. Поздравляющим вновь подносят спиртное и «шишки» или «тарарушки». После чего друг спрашивает разрешения ввести в дом князя. Вошедшего жениха сажают за стол рядом с невестою. Начинаются угощения и выпивка. Молодые не едят ничего, до таинства венчания. Девушки вновь поют:

По новым по сенечкам Федосьюшка ходила
Золотою цепочкою звонила,
Да все своего батюшку будила
- Устань, проснись, полно спать!
Не взошел светел месяц со звездою
То приехал Иванушка со боярами.
Хорош, хорош Иванушка на коне
Хорош, хорош Семенович на вороном.

Родители невесты благословляют и напутствуют молодых, они усаживаются на тройку. Раздаются ружейные выстрелы и все экипажи отправляются в церковь.

После венчания жених и невеста едут в дом родителей невесты, где их поздравляют её отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие. Тем, кто поздравлял молодых, подносили спиртное.

Вскоре сваха приступает к повиванию - «обрезанию косы», сваха расплетает одну косу и заплетает ее уже на две косы. Когда сваха расплетает косу, невестин брат берет нож и тупым концом режет косу. Друг говорит «Постой, постой не режь, мы эту косу выкупим». Дает несколько копеек». «Нет этого мало»- говорит брат. Торг идет до тех пор, пока брат не будет доволен. Сваха заплетает косы, а девушки поют:

Да не трубили трубочки
Рано на заре
Да сидела и Федосьюшка
В высоком тереме;
да и плакала Ивановна
По русой косе.
Да не свет моя косушка,
Русая  коса.

И вот слышен конский топот, стук экипажей, песни, выстрелы. Это жених подъехал ко двору.  Подруги невесты поют:

Что задумался, что загадалася,
Молодая, ой Федосьюшка?
Не ходила у девках.
Не гуляла,   
Рушнички подавала
Рушнички дает раздавает,
Свет себе завязывает.
Думай, думай Федосьюшка,

В ряде станиц молодым давали подарки, при этом поздравляли их шутками да прибаутками. «Чтобы Бог Вам хлеба родил и детей послал, чтобы люди с вами звались и добром к вам отзывались, чтобы в доме Вашем были счастья и доля». Нередко можно было услышать напутствия: «дарю Вам серебро, чтобы в доме было добро» , «дарю Вам ложки, чтобы рождались Сережки, а чашки, чтобы рождались Наташки» , « дарю Вам «руп»,чтобы купили тулуп и т.д.

Молодые в это время стояли и внимательно слушали наставления. По окончании даров молодых выводили из комнаты во двор. Мать невесты передавала икону (обычно ту, с которой сама выходила замуж) и свое родительское благословление.

На пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать, а сзади дед, бабушка, крестные. Отец обычно держал икону, а мать хлеб-соль. Молодые трижды крестились иконе, целовали ее, а затем хлеб. Мать осыпала молодых хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами желая им счастья и изобилия.( В некоторых линейных станицах Кавказа существует поверье, что монета доставшаяся кому либо , при осыпании, а затем подложенная весной под наседку способствует хорошему выводу цыплят.)

Молодые входят в дом так, чтобы не наступить на порог, дабы не потерять суженого и становятся на овчинную шубу, которую предварительно расстилают шерстью вверх.  Хмель и овчинная шуба являлись символом довольства и  ззажиточности. Хмель растет и вьется по деревьям легко и свободно по этому приговаривают:  «Пускай у молодых дома произрастает и разводится все так обильно, как хмель в лесу». Овчинная шуба символизировала о том, чтобы в хозяйстве у молодых всего было густо, как шерсти в овчине. После этого молодые и гости садились по местам. Начинались поздравления новобрачных, одаривания их подарками. Каждый говорил хорошие слова и дарил от души , что мог, в зависимости от своего материального положения. Во время даров каждый из поздравляющих просил подсладить спиртное поцелуем или, бросив крошку хлеба в рюмку,   заявлял, что там плавает паук и его надо вытащить.» Это было  намеком  на продолжительный  поцелуй.

На Дону и в ряде казачьих станиц Кавказской линии существовал обычай дарения отцом невесты плетки, которая после свадьбы вешалась на притолоку двери спальни с левой стороны. Получив от тестя плетку, зять, шутя бил трижды молодую жену, приговаривая при этом: « Покидай батькин и материн воров и бери мой». Молодая жена, при этом трижды кланялась мужу в ноги, выражая свою покорность. Главным условием казачьей свадьбы считалось веселье, что сулило молодым счастливую семейную жизнь. Гости могли сидеть и веселиться до утра, а молодых поздним вечером отправляли в их комнату на брачное ложе, куда их сопровождали дружка и свашка, которые шутливо давали им наставления.

У казаков был широко распространен обычай прохождения молодых под скрещенными шашками, что защищало их в последствии от воздействия нечистой силы. В комнате, где молодым предстояло провести брачную ночь, ставили икону, стакан с медом, чашку с зерном, куда помещали свечи не зажигая их. Гости веселились всю ночь. Второй день свадьбы начинался с умывания молодой жены. Умывали её свашки. Затем она шла к колодцу, обязательно бросала туда монетку. Почерпнув из колодца воды, она шла к дому, где ее ожидали свекор и свекровь, которым она поочередно сливала воду они вытирались полотенцем невестки. Пока  невестка занималась умыванием, со стороны молодых проверяли её «честность», отыскивая на простыни, где они спали, капельки крови, показывая присутствующим простынь, либо ночную рубашку молодой  жены. ( С  середины 20 века честность молодой жены стали узнавать со слов молодого мужа). Если молодая  жена оказывается честной, то свашки к длинному шесту привязывали красный платок или кусок красной материи, а гостям в петлицы привязывали красные ленточки. Красный цвет символизировал у казаков целомудрие невесты. У донских казаков вместо красного материала раздавали ягоды калины. Случалось, что до свадьбы молодая жена утрачивала целомудрие, тогда над домом вывешивали белый флаг. У черноморских, да и донских казаков от которых перешла эта традиция на Кавказе долгое время бытовал обычай: невесте, утратившей целомудрие, надевали чепец и ставили ее у печки на второй день свадьбы, а родителям: тестю и теще надевали соломенные хомуты. Эти приемы всенародного посрамления удерживали молодежь от неблагоприятных поступков. До сих пор в ряде станиц сохранялся обычай: на второй день наливать родителям неверной невесты спиртное в рюмки с надколотым дном. После умывания молодая жена приглашала всех родных гостей за стол. Внимание здесь привлекал молодой муж, который обязан был разломить сваренную курицу. По обычаю он должен вначале отломить руками ножку, затем крылышко, далее произвольно все остальное. По тому, как он расправляется с курицей, судили о его способностях «расправиться» и с женой.

Тех гостей, которые опаздывали к завтраку, разували, обливали водой, катали на тачке. Чтобы избежать этого, опоздавшие, откупались деньгами, спиртным, конфетами и т.д. После завтрака родителей молодого мужа наряжали женихом и невестой сажали на тачку и возили. Этот обычай сохранился не во всех станицах. Затем все гости шли к родителям жены. Участники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую, а мужчины в женскую одежду. Среди них было немало «цыган» , которые приставали к прохожим с предложением «погодать», нередко заходили во дворы «воровать» кур. В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-300 руб.(конец 19 века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.

Сейчас широко распространен обмен кольцами при регистрации браков. Раньше в казачьих семьях кольца носили только казачки. Кольца обычно одевали серебряные, однако развитие моды не обошло стороной и казачьи семьи, и казачки также стали носить золотые кольца. Если молодая казачка носила кольцо на левой руке, то это была девушка на выданье, а если на правой, то просватана. Если кольцо с бирюзой на левой руке, то ее жених или муж находятся на службе, так как камень бирюза является символом грусти и тоски. Если на левой руке два кольца, значит она вдова, у нее погиб или умер муж, второе кольцо, погибшего или умершего мужа.  

Не совершались свадьбы по вторникам, четвергам, субботам, накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжении постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжении святок - от 7 января до 20 января; в течении сырной недели (седмицы, масленицы), начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную; в течении пасхальной (Светлой) седьмицы, в дни, накануне Усекновния главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября.

 

Глава III.  Донской свадебный обряд

Свадебный обряд, как никакой другой, несет в себе элементы народной драмы. Все ее участники одновременно являлись действующими лицами и зрителями.   В народе существует два понятия свадебного обряда: «справлять свадьбу» и «играть свадьбу». Первое отражает хозяйственные заботы, связанные с этим событием, второе - существо обряда.

Свадебная игра создавалась в течение многих столетий, вкладывая все лучшее, полезное, отбрасывая ненужное, поэтому - то в ней так поэтично, так совершенно по форме и содержанию. Вместе с хороводами, уличными комическими представлениями, свадебная игра является составной частью русского народного театра, животворным источником народной драматургии.

Перед тем, как засылать сватов, родители жениха на семейном совете обсуждали достоинства и недостатки возможной родни, ее «природу». Тут вспоминалось, кто в их роду нарушал общепринятые обычаи и правила, заслужив худую славу, кто был «нелюдим», скуп, «славился» как горький пьяница или вор, был нерадив в семьи в ведении хозяйства. Все эти отрицательные черты могли сказаться и в характере невесты. Только всесторонне обсудив ее «природу», семья жениха принимала решение начать сватовство, примерно такому же обсуждению в семье невесты подвергалась кандидатура жениха, хотя требования к нему были менее суровыми. Свадьбу можно было справлять в любое врем года, кроме постов. Однако, чаще всего, их играли осенью, после окончания полевых работ и до рождественского поста или на мясоед, т.е после Рождества. Обычно дело начиналось смотринами невесты. Жених отправлялся к ее родителям с одним или двумя старшими родственниками. Гости начинали разговор о погоде, урожае, потом переходили к хозяйской дочери, хваля ее красоту, ум, расторопность, и просили, что бы она поднесла им по чарке. По зову матери появлялась девушка с кубками на подносе. После смотрин шло сватовство. Со стороны жениха присылались сваты. Для этой цели выбирались люди опытные, которые славились умением высватать невесту, на счету которых не одна сотня удачно соединенных молодых пар. Сваты начинали дело просто: такой - то и такая-то хотят вступить в родство. Если им отвечали благодарностью за доброе имя и мнение о дочери, но при этом отговаривались, что не могут выдать ее по неимению всего нужного для свадьбы, то это означало отказ. В случае же согласия, отец невесты просил время подумать, посоветоваться с родней и назначить день, в который сватам надлежало прийти за советом. Выходя из комнаты, сваты старались коснуться рукой печки, приговаривая при этом: «Как эта печь не сходит с места, так и от нас не отошла бы невеста». В назначенный отцом невесты день поутру являлись те же сваты, вынимали из-за пазухи кусок черного хлеба, посыпанного солью, и капали на стол, говоря хозяевам: « Отец и мать такого-то кланяются и просят принять хлеб-соль». Хозяева в ответ целовали гостинец, говоря: « Дай Бог! В добрый час!» Отец, обернув полой кафтан руку, говорил: « В добрый час!». Мать клала земные поклоны, повторяя: « В добрый час!» Все это действо называлось «взять руку». Подать или взять руку не завернув ее в подол платья, считался дурным предзнаменованием. В старину казаки полагали, что голая рука является символом бедности. В этот вечер производилось рукобитье. Жених с отцом и матерью и родственниками приходили в дом своей суженой, где собирались ее ближайшие родственники. Родители в знак союза давали друг другу руки. По приказанию матери невесты, последняя выходила в центр залы, кланялась на все четыре стороны и становилась около жениха. Последнего спрашивали: «Люба ли тебе невеста?», когда он отвечал утвердительно, спрашивали о том же невесту. Затем им соединяли руки со словами: «Дочь, вот тебе жених, а тебе, мой сын, невеста. Да благословит Господь Бог союз ваш!» После чего все молились Богу, и далее происходило само рукобитье. Правой руку на стол клала мать невесты на ее руку отец невесты, на его руку мать жениха, потом на ее руку муж, говоря: «Быть девке за парнем! Если кто- то из них откажется, тот повинен уплатить заряд (штраф). За бесчестны жених - столько- то, а невеста - столько- то, по соглашению родителей и общества». Вечер завершался угощением вином. Но Дону рукобитье означало тоже, что и в российских центральных губерниях помолвка. Далее шел сговор, который был торжественнее рукобитья. В назначенный день два человека со стороны жениха и два со стороны невесты ездили из дома в дом, приглашая на сговор. Вечером все собирались в доме невесты. В зале был раскинут большой стол и угловой столик, уставленные пряниками , орехами, сахарными закусками и семечками. В доме жениха собирались все его знакомые. Здесь приготовляли десять или двадцать блюд с кренделями, пряниками , орехами, винными ягодами, финиками. Все направлялись в дом невесты. Впереди несли блюда, потом следовали женатые мужчины, потом замужние женщины, и, наконец, жених с молодежью. Хозяин и хозяйка встречали их на крыльце, сажали сватушку и свашеньку на лучшие места.

Хозяева угощали гостей, после чего собравшись, требовали, чтобы юная чета была «сговорена». Жениха и невесту ставили посреди зала и повторяли тот же обряд, что и на рукобитье. Жених и невеста дарили друг другу подарки. Девушка обычно дарила вещи собственного изготовления: перчатки, кисет, чулки. Жених и невеста подносили всем гостям. Молодежь начинала играть в игры и танцевать. Танцевали «казачек», «барыню», «хлопушу» в четыре пары наподобие кадрили, только без вальса. Противостоящие пары сходились, расходились и кружились, переменяя дам. Танцы происходили под балалайку и даже под оркестр, состоявший обычно из двух скрипок, дудочки и цимбалов. Невеста должна была переменить за вечер два, три платья, демонстрируя этим материальное благосостояние. Старики садились ужинать. Хозяева старались отличиться изобилием блюд, подавая по тридцать наименований. Во время десерта начинали петь песни: сначала богатырские, потом свадебные и плясовые. Молодайки, т.е женщины молодых лет, составляли небольшой кружок и начинали петь:

У нас ныне незнакомый побывал,
У столика три ноженьки поломал.
А кто нашу Грунечку целовал?
Чужой парень Грунечку целовал,
Какой чужой-это Ванечка мой!
Ой, заюшка, горностай молодой,
К чему тебя поздно с вечера нет,
Иль у тебя принадушка есть?
Принадушка камыш-трава,
Принадушка красна девица-душа.
Принадили Ванечку молодца,
Заставили часто в гости ходить,
Позволила себе целовать-миловать.

После сговора родственницы и подруженьки невесты начинали готовить приданное. Жених с друзьями бывал у невесты каждый вече,  принося с собой угощения, сладости. Молодежь веселилась до полуночи, проводя время в играх и танцах. Накануне свадьбы смотрели приданное или праздновали «подушки», а так же устраивала девичник. В XVII веке « подушки» праздновались обычно за два дня до свадьбы. В доме невесты собирались ее подруги и жених с молодежью. Из пожилых мужчин и женщин участвовали только родные. Гости входили в комнату, где находилось приданное невесты: богатая постель и множество платьев в сундуках. Чиберки (швеи) предлагали садиться жениху и невесте на подушки, и подносили жениху стакан меду, которые он выпивал в несколько приемов, целуя возлюбленную и приговаривая: « Мед горек, надобно подсластить». Выпивая мед, жених клал деньги на поднос чиберки. Затем также садились на подушку молодые люди по очереди. Молодой человек приглашал себе в соседки девушку, которая ему больше нравилась. Он также пил мед и целовал свою избранницу, и платил поднощицам деньги. Как только парень выпивал мед, поднощицы бросали в сидящую пару подушками, приговаривая: « Раса сака басен», что в переводе означало: « И вам того же желаем». В XIX веке « подушки» праздновали немного иначе. В доме жениха собирались его родные, брали до 30 пар «шишек» (каравай) и отправлялись к невесте за ее приданным. Вместе с родственниками к невесте шел и жених со своими задушевными товарищами. Как только выходили со двора, запевали песню:

Крутые берега вода подняла,
Молодую Грунечку  журьба взяла.
Хорошенький Ванечка музыку нанял,
Заиграйте музыканты поскорей,
Чтоб моей Грунечке было веселей.
Заиграйте музыканты, от села до села,
Чтоб моя Грунечка была весела.

Гостей, пришедших за приданным, встречал отец невесты. Всех приглашали в дом. Свахи со сторон жениха и невесты подносили родителям невесты каравай и вино, за что те клали деньги на поднос в пользу свах. Затем гости приглашались за столы. По окончании застолья, мать невесты молилась и отдавала приданное в руки своих родных. Все выходили из дома невесты и направлялись в дом жениха с песнями:

Оглянись, мати,
Каково у тебя в хате
Пустым, пустешенько,
Не подушки, не перины,
Не милой детины,
Без милой дитятки да чего ж
Пустошенько в хатке.
Сестрицы, подруженьки,
Да несите подушеньки.
Сестрице Катерины
Несите перины.
А сестрицы Алены
Несите павильоны.
Метена дороженька, метена,
Туда наша Грунечка везена
По дороженьке василечки поросли,
Туда нашу Грунечку повезли.
Повезли ее помчали,
В один часочек свенчали.
Говорила Грунечка: « Замуж не пойду»,
Посеяла василечки во зеленом саду.
Вырастайте, василечки, буду поливать,
Полюбила Ванечку буду целовать.

Дорогой их сопровождала большая толпа старых и малых зрителей. Как только приближались к дому жениха, начинали петь:

Отворяй, маменька, широк двор,
Идет к тебе сын во двор,
Не сам с собою, а с женою
Со своею верную супругою,
Выйди, маменька, погляди,
Что тебе бояре принесли!
Принесли скрыню, перину
И молодую княгиню.
Привезут овечку- ярочку,
Да нашему Ванечке парочку.
Да принесут подушки- павильон
Нашему Ванечки на поклон.
Положат подушки на кровать,
Чтоб было ванечке мягко спать.

«Бояр» встречала мать жениха с подносом в руках и просила каждого выпить. Все заходили в дом жениха, свахи забирали приданное, убирали кровать. После этого свахи угощали гостей, и все расходились. Накануне свадьбы устраивали девичник, хотя в разное время и в разных местах его называли по - разному. В низовьях Дона он получил название «законный вечер», а в верховья Дона «зори». Вечером, после захода солнца, подруги приходили во двор к невесте, отыгрывать «зори», т.е. провожать ее вольное девичье время. Во двор выносили скамьи, все, вместе с невестой, усаживались в два ряда друг против друга. Отовсюду во двор приходили женщины, чтоб вместе с подругами оплакивать невесту. Невеста начинала песню:

И милые мои подруженьки,
И спалось ли вам прошлую ноченьку?
А я младшенькая всю ночь не спала...
И только первый сон заснула я,
И приснился мне сон престрашный:
Будто морю головушку бел снежок прикрыл,
А русую косу мороз побил,
А шелковую ленточку молонья сожгла.
И милые мои подруженьки,
И вставайте вы рано - ранешенько,
И умывайтесь вы бело - белешенько,
И берите вы по гребеночке,
И чешите вы свои русы косоньки,
И плетите вы их мелко- намело.
А моя- то коса отнежилась и отлелеялась,
И иду я к свекру, свекровушке,
И к деверю, к золовушке,
И к ревнивому мужу.
И приедут за мной на утренней заре,
И разлучат меня с отцом, с матерью...
И приходиться мне младшенькой покориться,
Свекру, свекровушке,
И деверю, и золовушке,
И ревнивому мужу...
А моя- то головушка,
Непокорная и непослушная,
А я-то всем должна покориться.

Невеста с подругами, уткнувшись лицом друг другу, плакали навзрыд. Окружавшие их женщины тоже плакали. Какая - нибудь старуха начинала их уговаривать: «Да, девки, да что вы так душу надрываете? Что же вы изводитесь, болезненные. Да перестаньте рыдать. Не упокойник она.

подруженька ваша!»

В.Д. Сухоруков пишет, что в XVIII веке накануне свадьбы невеста с родственниками ходила на кладбище, призывала усопших родных в свидетели ее клятвы, которую она должна была произнести перед алтарем,

прося у них благословления и представительства их у престола Небесного

Отца. И вот настал день свадьбы. Как правило, это бывало в воскресенье. В куренях жениха и невесты все происходило движение. Подруги убирали невесту в брачную одежду. В XVIII столетии это был парчовый кобелек, наголову надевали высокую шапку из собольего, куньего, лисьего или иного меха, украшенную цветами или перьями. Косу заплетали по Одевичьему, одевали лучшие украшения из золота и жемчуга. В XIX веке костюм невесты состоял из венчального белого платья или юбки и кофты. На голову надевалась фата.С благовестом в обеден отец и мать благословляли невесту иконой. Она целовала ее ри раза, кланялась в ноги родителям. В доме жениха, также как и у невесты, собирались все родные и знакомые. Отец с матерью благословляли сына иконой. А дружко (маршал) ездил священником, которого привозил в дом жениха. После этого все отправлялись к невесте: впереди священник с крестом, потом мальчики с образами и пеленами, за ними жених с дружкой и свахой. Одежда, которую в XVIII веке одевал жених, состояла из парчового кафтана, алой суконной черкески, обшитой серебряным позументом, красных сапог, высокой шапки из серых смушек с красным бархатным верхом. Жениха сопровождал «храбрый поезд», т.е. холостые друзья пешком и конно. Подойдя к дому невесты, жених должен был дожидаться в сенях: дружко входил в горницу, просил о скорейшем уборе невесты. Подруженьки, одевавшие невесту, пели:

Летели там серые гуси через сад,
Они кликали невесту на посад.
Тут-то девка плакала слезно,
И родимой матушке говорила тут:
« Как мне, матушка моя, не плакать?
Остается моя краса у тебя.
Ты вставай, вставай, матушка ранехонько,
Поливай мою красу частехонько,
Зарей утренней и вечерней,
Своей слезой горючей.»

Когда невеста была готова, ее сажали под святыми образами, а рядом с ней садился мальчик (брат или племянник) с плеткой в руках. Дружко жениха спрашивал, почему он занял чужое место? Мальчик бил плеткой и приговаривал: « Дай куницу, дай лисицу, золотую гривну». Начался торг, во время которого мальчик старался подороже продать место возле невесты. Наконец, удовлетворенный полученной суммой, он уступал место возле невесты жениху. Всех угощали вином и из дома невесты отправлялись в церковь, где над новобрачными совершался венчальный обряд. Чтобы предотвратить колдовство, жениха опоясывали куском рыбацкой сети, а невесте сыпали в башмаки под пятки мак. Считалось, что прежде, чем сделать зло жениху и невесте, злой дух должен посчитать узлы на сете и мак в башмаках. Кроме того, на узлах сети изображен крест, поражающий силу сатаны.

В храмовом притворе невесту готовили к венцу: снимали шапку, расплетали косу, разделяли волосы надвое. Еще в Древней Руси существовал обычай, когда девичий убор и прическа должны были отличаться от головного убранства замужней женщины. Если девушка могла носить волоса распущенными или заплетенными в одну косу, то замужняя женщина должна была заплетать из в две косы и укладывать их на затылке в узел и не показываться с непокрытой головой. Она должна была должно скрывать все до единого волоска. По окончании духовного обряда, новобрачной заплетали волосы и одевали шапку. В XIX столетии в первый день свадьбы невеста была в фате, а на второй день на уложенные на затылке волосы надевался колпак, который ей обычно дарила свекровь. До венчального обряда, некоторые родственники невесты, люди сведущие опытные, внушали ей, чтобы она во время подвода к аналою первой бы вступала на постланный коврик или платки занимала бы побольше места. Это значило, что невеста во время замужества будет иметь над мужем больше власти, чем он над ней. Смотрели также, у кого свеча горит больше, тот проживет меньше. После венчания молодые и гости направлялись в дом жениха с хлебом- солью, посыпая их зерном, орехами, конфетами, мелкой монетой- символом добра, счастья и благополучия.

Из церкви новобрачных везли в венцах, с ними ехал священник. В доме он снимал с молодых венцы, читал установленную молитву. После чего все приглашались к столу. Хозяйка старалась блеснуть изобилием блюд. После угощения молодых отводили на брачное ложе. Перед подачей жаркого, новобрачных поднимали, и общество требовало показать честь новобрачной, а без того не резали жаркого. В знак радости о добром имени невесты дружке повязывали на руки платки, а свах окутывали матерями, и все гости прикалывали к одежде кисточки свежей калины, как символ невинности. Все начинали петь песни, а сваха отправлялась к родителям невесты с известием о торжестве дочерней чести и с приглашением на общий пир. Однако в XIX веке родителей невесты стали приглашать уже прямо ко столу и при них поднимали молодых. В конце XIX начале XX вв. происходит еще большие изменения: молодых не отправляют на брачное ложе, и они находятся на празднике до конца. После встречи молодых шло действо, которое получило название  «княжеский стол». По приглашению свах, все гости садились за стол, после чего произносились четыре тоста: за молодых «князя с княгинею», за родителей жениха, за родителей невесты и за «гуску», перевязанную красными лентами, и пели:

Через сад гуска летала,
С перцем капуста кипела,
И с луком, и с перцем,
Просим вас всем сердцем.
А милые, любимые гости,
Просим вашей чести,
Чтоб пили, да ели,
Да веселы были,
Хлеб- соли да покушали
Хозяина да послушали,
Хозяина да с хозяйкою,
Молодого с молодайкою.
А кто пьет, тому наливайте,
А кто не пьет, тому не давайте.
А кто пьет, тому подносите,
Кто не пьет, того попросите.
Брязнули рюмки, тарелки,
Брязнули рюмки, тарелки,
Дайте по чарке горелки,
Хоть по маленькой чарушке,
Помочите наши душеньке.
А сват скупой, скупой,
А сват скупой,скупой,
Да нечасто подносит,
Нечасто подносит, неусердно просит!
А свашенька подобрее, подносит частее.
Тебе дружко, да не дружковати,
Тебе дружко, да не дружковати,
Тебе, дружко, свиней пасти,
Да и с черною собакою,
Да с большою лохматою.
Когда начинали петь:
А дружко каравай кроит,
А дружко каравай кроит,
Серебряным ножечком манит,
На серебряной тарелочке,
пожалуйте, наши девочки !

Нарезанный кусками каравай клали на подносе, который застилали платком. Дружко, обращались к отцу - матери, говорил: « Отец и мать, благословите каравай внести и молодых ввести». Эти слова повторяли трижды. Тут же становился столик, вокруг которого на стульях усаживали молодых и ставили каравай. Мать накрывала его платком, который кто - нибудь из гостей снимал и перевязывал дружку. Свах с обеих сторон, от жениха и невесты, так же перевязывали материей крест - накрест. После этого дружка разносил каравай, начиная с родителей жениха и невесты. Каждый из гостей, принимая каравай, должен был одарить молодых. Это действо называлось «дарами». Поднося гостю каравай и стопку водки, дружко говорил: «Сыр, каравай принимай, молодых одаряй» В XVIII веке каждая частичка каравая была украшена серебряным лебедем или золоченной сосенкой и на каждую клалось немного сыра. «Дарами» закладывалась экономическая основа новой семьи. Дарили деньги, материю, посуду, барашков, коров и т.д.  После окончания даров, свахи объявляли, что и сколько надарили. Молодые вставали и благодарили родителей за проведение свадьбы. Затем веселье продолжалось до поздней ночи. Широки о красочно отмечали второй день свадьбы, когда носили «калину» - символ непорочности и чести невесты. Калину должна была первой запеть свекровь. Но если девушка не сохраняла свою честь, то на родителей невесты надевали уздечку, хомут, намекая на то, что они не сумели удержать дочь. Иногда перед ними ставили рюмки с дырками и вино, наливаемое туда все, время вытекало. Иногда, правда редко, но случалось, что такую невесту на второй день снова возвращали родителям, что было страшным позором. Если все обходилось благополучно, и свекровь все-таки запевала «калину», то гости, человек 15-20, во главе со свахами и дружно рядились в одежду: мужчины обычно надевались в женскую, а женщины - в мужскую. Свахи брали две большие ветви любого дерева и украшали их лентами и бумажными розами. Обязательно присутствовал гармонист, из шумовых инструментов были бубен и трещотки. Вся эта веселая и шумная компания двигалась по улицам станицы в дом невесты благодарить мать за дочь, по пути приглашая всех гостей на вторые столы. Идя по улицам, они пели следующую песню:

У нас нынче новая новина,
У нас нынче новая новина,
А Леночка-калина-малина,
А Леночка-калина-малина,
Весь род взвеселила.
Хоть одна до полночи ходила,
При себе славу носила,
Да носила столько лет,
Да нашему Васечке да на совет,
На совет, на совет
Да на весь мясоед,
Зеленого луга калина,
Честного рода детина.
А сказали да враги - люди
А сказали да враги - люди,
Что Леночка не честная будет,
В честный род пришла,
Честную славу нашла.
Да все хорошенько,
Да все пригоженько,
Зеленого луга калина,
Честного роду девчина.
Сваха сваху ждала,
Сваха сваху ждала,
Коврами двор стлала,
Коврами-маврами, черными соболями.
Запрягу я серую кобылу,
Запрягу я серую кобылу,
Да поеду в лес по калину,
Да сломаю веточку, повяжу под веточку,
Да чтоб мою веточку да не заломали,
Да чтоб мою веточку не поломали.
А у нас весь род честнай,
А у нас весь род честнай,
Свекор-батюшка грозный,
А свекруха не родная мати,
Чтоб не выгнала из хаты.
На совет, на совет,
Да на весь мясоед,
Зеленого луга калина,
Честного рода дивчина.

Следует заметить, что и в наше время свадьбы, которые играются в хуторах и в станицах Дона, сохранились некоторые обрядовые действия. Это и сватовство, и «княжеский стол», и второй день свадьбы-"калина".

 

 Глава  IV. Это было недавно. Это было давно.

 О том, как проходили   свадьбы   после революции и в советское время мы попросили рассказать жительницу хутора  Петровского Фокину Любовь Александровну1. Автор работы  по возможности сохранил содержание и стиль рассказа. Свой рассказ  Любовь Александровна  начала с того, что несмотря на то, что свадьбы похожи, каждая имеет свою изюминку. Слово родителя имело важное  значение,  но выбор у молодых всё таки был.

Каждый, во  времена, после революции 1917 года решал сам, как и с кем жить. К примеру, старшая сестра моей бабушки вышла замуж по воле ее матери, впрочем, как и моя бабушка. А вот средняя - сбежала во время сватушек. И стала жить с любимым человеком. Правда война не дала им возможности долго  жить  вместе. В 60-е годы мой брат заканчивал  школу и был уже знаком со своей будущей женой. Но   кроме дружеских отношений,  они никаких отношений не поддерживали. Брат отслужил армию, прошло 2 года и пора было определиться со спутницей жизни. Многие подружки не любы ему были, или не соответствовали роли жены. Весной с армии вернулись ещё два  брата.   Родители на радостях закатили пир на два  дня. Вот тут и приметил  мой брат свою половинку. Пытался проводить ее, да неудачно. Тогда, узнав, что  девушка приехала к родителям  с Дальнего Востока,  брат решил выяснить, как   родители девушки смотрят на то, чтобы их дочь осталась в родных краях.  Подключили сестру бабушки, которая узнала, что родители хотели бы видеть рядом с собой их дочь. Заодно узнали о неудачных отношениях друга брата с ее женихом. Путь открыт, дело за малым - согласие невесты. После бесед матери и отца невеста сдалась. Она знала будущего мужа, но как друга. Наступил ответственный момент. Выбор на всю жизнь. Договорившись о сватушках на 22 июня, мать жениха и ее брат с женой приехали на родину невесты.    К сватам  подключили еще 5 родственников и поздним вечером, чтобы никто не видел, пошли на доброе дело. Увы, все старушки уже знали о событии, и факт этот нельзя было скрыть.  Они настойчиво ждали когда сватьи войдут во двор невесты . И вот совершилось . Бабушки сидели на улице , возле дома, до того времени, пока не запели песни . Интерес пропал. А между прочим, главное только начиналось. «У вас товар у нас купец», - завела тетушка. Все так молвили родители, но вот неплохо было бы молодым поговорить,  да свое слово сказать. На полчаса уединились молодые. Им было о чем поговорить. Итог: порешили судьбу свою соединить. Ответ был дан. Родители тут же благословенной иконой дали добро дочке. Все были в предвкушении первой стопки.

 ______________________________________________________

  1. Личные воспоминания жительницы хутора Петровского Урюпинского района Фоминой А. А. о свадьбах. Записано в январе 2013 года.

 

После 3-ей рюмки пошел разговор более конкретный: о дне свадьбы, возможном порядке ее проведения. Договорились через неделю у жениха оговорить ее особенности. Молодые впервые пошли на улицу на свиданье. А утром отправились на речку с друзьями.

После смотра у жениха были определены дата свадьбы и порядок. Свадьба будет через месяц. Начались приготовления. Невеста закупила приданное  (шифоньер, ковер, койку, материал для штор, закупала фату). Кольца покупали вместе. Жених заготовил костюм, рубашки. Существует и такой обычай -  невеста к свадьбе готовит цветы  и для жениха и для  невесты. Как правило,  цветы  отличаются по цвету , благодаря  этому  можно определить , кто сват.  После свадьбы цветы долгие годы хранились у их обладателей. За неделю до свадьбы поехали выкупать постель. Крестовый отец приложил немало усилий, чтобы всех ублажить. После выкупа в доме жениха установили койку, повесили шторы. Главное надо было собрать шифоньер. Тут была неудача. При сборке поранил ногу крестовый отец. День перед свадьбой был напряженный. Заказ продуктов, установка навеса на случай дождя, заказ машины,  машины для молодых. Все это легло на плечи  жениха, так как отца у него не было.

Утро выдалось хорошее. И после благословения жениха свадьба поехала к невесте -   выкупать. Машина украшена плакатами « Желаем паре молодой дожить до свадьбы золотой». За час путь к невесте был пройден. Начался обряд выкупа невесты. Заплатили за  дверь – водкой. И прошли в дом. А вот и она невеста. Тут уже крестовый отец раскошеливался деньгами. Дело сделано. Не все поместились в дом. Часть свадьбы гуляет и поет во дворе(Приложение № 8). Все вышли во двор под  навес. Выпили по три  рюмки. И вдруг налетел такой дождь. Все стали прятаться, отметив, что, наверное невеста любила пригарки2 . Дождь перестал также неожиданно, как и начался . Все засобирались в дом жениха. После отъезда стали заливать овин,   то есть все , что было на столе доели и допили. И пошли в пляс. А хутор уже ждал свадьбу. В этот день их было в нем целых три. В городе сделали фотографии на память. Свадьба движется к клубу, где будет регистрация, дорогу перегораживают. Дружок откупается самогоном и закуской. И вот он торжественный момент.(Приложение № 9). Молодожены стали мужем и женой. Поздравления, возложение цветов к памятнику. Вся свадьба идет к дому жениха. С лестницы летят орехи. Это крестовая мать жениха встречает молодых. Молодожены входят в дом на пороге их встречает семья, прожившая долгие годы в мире и согласии. Благословение. Первое слово снохи: «мама». Свадьба продолжается. Дружок предлагает тост за тостом. За молодых, их родителей, за здоровье всех. Кричат горько.  Наступает момент истины - каравай. Дарят козочек, деньги, серебряные ложки, вещи. Первыми преподносят на каравай родственники мужа. Затем родные невесты. Таков обычай. Ответственная комиссия ведет подсчет. А дружок предлагает не скупиться еще и по рюмочке, тем самым закрепить результат. Песни, баян, шум, разговоры. Объявлены итог и помощи молодым. Вот уже несут скамейку, и свекровь уложили   на ней. Горшком, в котором петух правят живот свекрови. Нет ни конца, ни края этому. И вдруг разбивается горшок. Перепуганный петух несется неведомо куда. Свекровь встала. Кругом черепки от горшка. Теперь свадьба требует от снохи все подмести пол. Кидают монеты, иногда и купюры. Молодой муж помогает убраться. Собран добавок к караваю. Итог объявлен. И закрепляется рюмкой. Жених зазевался и невесту «украли ». Переполох. Требуют выкуп от жениха и свидетеля. Но чаще всего воруют обувь. Невеста уж больно заметна. В этом случае отдувается свидетель. Его наказывают, тем, что предлагают либо спеть или станцевать или пуще того выпить стакан 200 грамм, да под «нюркин» поясок. Свадьба поет и гуляет. Мужики по углам вспоминают, как было раньше. Жены весело поют. Все проходит быстро. На посошок. Обнимание. Родительские благословения. Молодым пора отдохнуть.

Наступил 2 - ой день свадьбы. Приехали родные невесты с садом. Сад оберегают и несут в дом жениха. Рядом толпа ряженных. В скромности им не откажешь, сплошной срам. Женщины в мужском одеянии, причем умело подчеркнуто мужское происхождение. Пара « цыган » веселит. Вот уже последние гадают, да норовят, что-нибудь «украсть » у соседей. Сватов принимают » с садом «. Самая разбитная требует водицы. Причитает, что сноха «неумеха» «лодырь «. Муж сопровождает жену, чтобы воду у молодой не вылили. Отбивает желающих. Но лучше откупиться - по 3 чарки. И мужики уже до застолья хороши. Затем святое - 3 стопки и дружок (свидетель) предлагает выкупить самое лучшее - торт. Иногда продают шампанское. В отдельных случаях его хранят до годовщины свадьбы или до рождения первенца. Полученные деньги передают молодоженам. Невеста сняла фату. И жених не так строго одет. Далее идет гуляние. В ряде случаев предлагают проверить любовь к теще. Зять катает ее на тележке  (Приложение № 10). Песни, танцы. Русские и казачьи песни - свадьба гуляет. К вечеру сваты уезжают. Целование, напутствие. Простились. Сноха вступила в свои обязанности. Немытой посуды гора. Через неделю, если праздники, то раньше или позже, приезжают с блюдом к сватам - допить и доесть, что осталось от свадьбы. Сегодня свадьбы все чаще в кафе. Выкупят невесту, зарегистрировались, сфотографировались и гулянка в закрытом помещении.В лучшем случае перегородят дорогу молодым. Нет той изюминки, что была, а жаль. Да и песен казачьих, как впрочем, и русских, не всегда услышишь. Были попытки делать комсомольские свадьбы, но в них было много формализма.  Все это делало свадьбу скованной. 

А период борьбы с алкоголизмом, при Горбачеве,  на всех свадьбах звучал девиз: « Ни грамма за молодых». Так хитрили чуть - чуть добавляли спиртного в чайники. Чаще всего многие приглашенные от участия в такой свадьбе отказывались. Гуляли на ней только близкие родственники. Надо сказать, что последнее время стали многие венчаться. После регистрации ехали в церковь. Ритуал торжественный. Но разводов много, и боясь этого, не все хотят обременять себя обязанностью перед Богом. 

Вспомнила наша рассказчица о том, как на каждой свадьбе в старые добрые времена была оказия: у одних расстройство животов, другие застряли в грязи на телеге.   А у третьих, и того хуже, на свадьбе пчелы невесту покусали. Заплыли у нее глазки у сердечной.   Были случаи,  когда переусердствовали «с костром» и едва дом не спалили. А перепои  случались почти  на каждой свадьбе. На то она и свадьба! Закончила свой рассказ Любовь Александровна. И непонятное чувство посетило нас, которое трудно было объяснить.

Вывод: Несмотря на изменения в жизни казачества, в советское время в нашем крае многие ритуалы старинной казачьей свадьбы сохранились. Они иногда носили скрытый характер, но продолжали жить.   В настоящее время   очень редко  ведутся  свадьбы по старинным  казачьим традициям, что несомненно ведёт к исчезновению    неповторимости нашей казачьей культуры.

 

__________________________________________________________ 

  1. По поверью, если невеста любила есть запеченный слой кислого молока - пригарки, то в день свадьбы идет дождь.

 

Заключение.

 В ходе проведённого исследования мною установлено: свадебный обряд в духовной культуре донского казачества занимает, пожалуй, центральное положение, как по сохранности элементов, так и по объему обрядово-ритуальных действий, состояний, речевых и фольклорных текстов, атрибутов, предметов, действующих лиц и словаря. К существенным особенностям свадебного обряда донских казаков относятся, во-первых, общественный характер обряда, особенно ярко подчеркиваемый впоследствии так называемым «свадебным колдуном», во-вторых, патронажная роль мужа-казака, берущего под свою защиту новобрачную, в-третьих, минимальная сакрализация обряда. Свадебный обряд является трехчастным, состоящим из предсвадебья, дня свадьбы и послесвадебья, он насыщается фольклорными песнями, присловьями, включает в себя обязательное венчание, обрастает различными предметами и атрибутами и т.д. При этом наибольшее сходство он имеет с южнорусским обрядом, отличаясь в тоже время от последнего многими чертами и особенностями.   Нет ничего исключительного и в том, что свадьба - наиболее популярный обряд среди донских историков, краеведов, этнографов, фольклористов.  Каждая свадьба,  несомненно уникальна и  неповторима.      Сегодня русские свадьбы и казачьи имеют много сходного и в последовательности и в ритуалах.  В     тоже время и сегодня казачья свадьба даже внешне отличается от русской в центральных  районах России. Отличаются участники диалектом и характерными танцами.   Присутствие коней - неприменный атрибут казачьей свадьбы. И конечно венчание, ибо настоящий казак православный, и его брак должен быть освящен церковью независимо от его национального происхождения. Для казачьих свадеб присуще исполнение казачьих песен.

В ходе исследования я сделала вывод о недостаточном знании народом казачьих обычаев. Эта тенденция проявляется даже в бывших донских казачьих станицах. Данный факт объясняется редким использованием казачьей обрядовой культуры в повседневной жизни. Но в древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и древо погибнет». Так и народ и нация, не знающая своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще, поэтому очень важно, чтобы работы исследователей-фольклористов, хранителей народных традиций донских казаков – изучались, внедрялись в нашу жизнь, как необходимый элемент народной культуры. Никто не может приостановить процесс взаимопроникновения культур и их сближения. И никто не отбирает у нас права на расцвет наших традиций.   Нет сомнения, что исследованная  тема требует дальнейшего изучения и пропаганды во благо духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.

 

Приложение 11.

  Какие бывают свадьбы по годам:

  • 1 год. Ситцевая свадьба.
  • 2 года. Бумажная свадьба.
  • 3 года. Кожаная свадьба.
  • 4 года. Льняная (восковая) свадьба.
  • 5 лет.  Деревянная свадьба.
  • 6 лет.  Чугунная (рябиновая, кипарисовая)  свадьба.
  • 7 лет. Медная свадьба.
  • 8 лет. Жестяная (маковая) свадьба.
  • 9 лет. Фаянсовая свадьба.
  • 10 лет. Розовая (янтарная, оловянная) свадьба.
  • 11 лет. Стальная свадьба.
  • 12 лет. Никелевая (шёлковая) свадьба.
  • 13 лет. Кружевная (шерстяная) свадьба.
  • 14 лет. Агатовая свадьба.
  • 15 лет. Стеклянная (хрустальная) свадьба.
  • 17 лет. Оловянная свадьба.
  • 18 лет. Бирюзовая свадьба.
  • 19 лет. Криптоновая свадьба.
  • 20 лет. Фарфоровая свадьба.
  • 21 год. Опаловая свадьба.
  • 22 года. Бронзовая свадьба.
  • 23 года. Берилловая свадьба.
  • 24 года. Атласная свадьба.
  • 25 лет.  Серебряная свадьба.
  • 26 лет. Нефритовая свадьба.
  • 27 лет. Свадьба красного дерева.
  • 29 лет. Бархатная свадьба.
  • З0 лет. Жемчужная свадьба.
  • 31 год. Смуглая свадьба.
  • 34 года. Янтарная свадьба.
  • 35 лет. Полотняная (коралловая) свадьба.
  • 37 лет. Муслиновая свадьба.
  • 38 лет. Ртутная свадьба.
  • 39 лет. Креповая свадьба.
  • 40 лет. Рубиновая свадьба.
  • 42 года. Перламутровая свадьба.
  • 43 года. Фланелевая свадьба.
  • 44 года. Топазовая свадьба.
  • 45 лет. Сапфировая (алая) свадьба.
  • 46 лет. Лавандовая свадьба.
  • 47 лет. Кашемировая свадьба.
  • 48 лет. Аметистовая свадьба.
  • 49 лет. Кедровая свадьба.
  • 50 лет. Золотая свадьба.
  • 55 лет. Изумрудная свадьба.
  • 60 лет. Бриллиантовая (платиновая) свадьба.
  • 65 лет. Железная свадьба.
  • 70 лет. Благодатная свадьба.
  • 75 лет. Коронная (последняя, алебастровая) свадьба.
  • 80 лет. Дубовая свадьба.
  • 100 лет. Красная свадьба.

 

 Список литературы:

  1. Милые сердцу песни России: - оформл. «Диа мант». - СПБ: Too«Диамант», 1995. - 640с. (с. 129).
  2. М.: ACT: ЛЮКС, 2005. - 700, (4) с.87-98. История и природа Урюпинского края: Учебное пособие для средней школы / под общ. ред. проф. А. С. Скрипкина - Волгоград: Издательство ВолГУ, 1998. - 192с. с.166.
  3. Песни донеских казаков / сост. Б.П. Екимов. - Волгоград: Нижн ..-Волж . Кн. с.163, 172, 186, 223.
  4. Песни над Доном. Ростов, Кн. изд-во, 1980.-192с., ил. С.73, 88, 97, 104, 135, 126.
  5. Рюмин А. Ах, эта свадьба...// Урюпинская правда. - 1996 15.10. №165.
  6. Шолохов М. А. Ш 78 Тихий Дон: ( роман В 2 Т.). Т.1/М. Шолохов. Т1 61- 66. с. 75-80.
  7. http://astr-kazak.narod.ru/folklor_svadyba.html
  8. http://podgotovka-k-svadbe.ru/traditscii-i-obryady/svadba-po-russkim- tradiciy.
  9. http://zhenskiy-mir/ru/2011/06/kakie-byivayut-svadbyi-po-godam/
  10. http://www.fashiontime.ru/sp/wedding/world/php
  11. http://www.razdory-museum.ru/c_wedding-l. html
  12. http://www.ref.by/refs/41/37899/!.html
  13. http://www.superfamily.ru/traditions/world-wedding-traditions/html
  14. http://www.svadbavrn.info/content/tema/cvadba-narodof.html