Люлейка-самобытный и уникальный праздник хутора Яминского

Конкурсная работа

Номинация «Традиционная культура»
_______________________________________________________________________________________________________ 

ФОТОГРАФИИ:

________________________________________________________________________________________________________

ВИДЕОЗАПИСИ:

________________________________________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

 Содержание

  1. Введение
  2. Цели,задачи работы.
  3. Основные методы исселодования 
  4. Истории праздника "Люлейкка" 
  5.  Рассказы жителей  х.Яминского о Люлейке
  6. Тескт люлейшных песен.
  7. Результаты работы.
  8. Возможные пути дальнейшего изучения темы
  9. Выводы, заключение.

 Введениие.

Считаю, что все россияне должны интересоваться историей родного края, чтобы в дальнейшем суметь передать свои знания детям и внукам. Изучение народной культуры не только очень интересно, оно помогает нам осознать себя гражданами великой страны с богатейшей историей, а не пустыми потребителями чуждой псевдо-культуры, навязываемой нам в последнее время.

И не надо ехать за тридевять земель, чтобы прикоснуться к народной культуре: её проявления окружают нас с самого детства, нужно только внимательнее  относиться к окружающему. Конечно, многое утеряно, многое изменилось, но всё-таки и сегодня можно найти что-то неповторимое, «эксклюзивное» в обычаях и традициях  родного хутора или станицы. К таким явлениям относится и праздник Люлейка, который отмечается только в моём родном хуторе Яминском. Отмечается он с каждым годом всё скромнее и, боюсь, скоро совсем позабудется.  Надеюсь, что моя исследовательская работа хоть немного поможет сохранить память об уникальном обычае  нашего хутора -  праздновании Люлейки.

Цели работы: - собрать и сохранить сведения о традициях проведения праздника «Люлейка»  жителями  хутора Яминского Алексеевского района Волгоградской области; в перспективе – способствовать его возрождению

Задачи: 

  • подготовить обзор необходимой литературы;
  • провести беседы с местными жителями с целью сбора материала             
  • проанализировать собранные материалы;
  • сделать вывод об актуальности фольклора в наши дни;
  • познакомить с данной работой как можно больше моих сверстников (на уроках музыки, истории, внеклассных меропрятиях).    
  • принять участие в  конкурсе исследовательских работ.  

Основные методы исследования:

  1. Посещение библиотеки, районного краеведческого музея, использование Интернет-ресурсов. 
  2. Опрос местных жителей.
  3. Систематизация собранных материалов.
  4. Анализ полученных результатов.

 Люлейка - уникальный и самобытный праздник хутора Яминского.

Тему своей исследовательской работы я выбрал неслучайно. Я интересуюсь историей, в том числе и историей родного хутора. А наш хутор очень интересен во всех отношениях. Особенно он прославился своими "песнячаями". Послушать и поучиться петь приезжали к нам не только из столицы, но и из-за границы.

Да и наши казаки  (хор Сидорова) певали в разных городах, в том числе и в Москве. Есть у нас и особенные песни, которые исполнялись по особенным случаям, например, на празднике Люлейка. Вот об этом празднике я и считаю нужным рассказать,чтобы сохранить о нем память. И хотя о Люлейке не раз писали разные издания (например, "Прихоперье", "Казачий круг") моя работа тоже ,надеюсь, пригодится.

Люлейка в разные времена праздновалась по-разному. Раньше - взрослыми, в последнее время работники дома Культуры привлекают детей, которые играют в старинные игры: "Ручеек","Горелки" и др. Раньше дети были только зрителями, а взрослые "играли " песни и совершали совместную трапезу.

Каковы же истоки нашего праздника?         

Обычай отмечать приход весны песнями и хороводами сохранился с древних времен. Вот что говорится об этом в энциклопедии "Русский праздник":

"КРАСНАЯ ГОРКА (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ). Первое воскресенье после Пасхи, в редких случаях  К.г. называлась вся Фомина неделя, также под этим названием в некоторых местах выступают молодежные гулянья и хороводы Фоминого воскресенья."

"В русском народном быту К.г. была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день зажигали костры в честь Даждь-бога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а так же вершился суд - "полюдье". "

"В Рязанской губ. К.г. считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались... и в складчину делали яичницу... Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний..., но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы."

"В Пензенской губ. во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возвращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гулянье. Разделившись на две группы, они становились напротив друг друга в два ряда, и начиналась хороводная игра "А мы просо сеяли, сеяли..."

Есть сведения о праздновании Красной горки и на сайте "Википедия"

Наш традиционный весенний яминский праздник Люлейка имеет много общего с вышеперечисленными народными гуляниями. Это и время проведения - воскресенье после Пасхи, и состав участников - в основном женщин, и исполнение особых, обрядовых песен. Но есть и свои неповторимые особенности.

Прежде всего, это, конечно, название. Точно сказать, почему праздник так называется, затрудняются ответить даже старожилы. Большинство сходится на том, что название происходит от запева "люли-люли" обрядовых песен, которые исполнялись только в этот день.  Есть и другие версии. Например, что Люлейка связана с именем Леля.

Вот какие сведения я нашел в книге Михайлова С.А. "Народные праздники на Руси"

"Еще в дохристианские времена на Руси весной отмечали Красную горку (другое название праздника - Ляльник. Леля - дочь Лады, богиня возрождающейся природы, первых всходов, молодости, любви. От имени Лели образовались такие слова, как лелеять, люлька, ляля) ."

 Следующую версию я услышал от Меркияхиной Н. В., яминской уроженки, большого знатока наших обычаев. На Люлейку старшие пили особое вино – «алей». Может, это и дало название празднику?

Другая особенность Люлейки - порядок ее проведения. Группы гуляющих с противоположных концов хутора шли в центральную его часть и, встретившись, играли обрядовые песни, выпивали, закусывали, а затем "центровые" провожали "малининских" до "Ганькиного бугра".

 Вот как рассказывают об этом наши старожилы.

Беседа с Меркияхиной Н.В.

Сегодня 14 апреля 2013 года. Мы беседуем с Меркияхиной Надеждой Владимировной, коренной жительницей хутора Яминского, участницей народного хора "Казачьи забавы" и моей соседкой.

- Расскажите, пожалуйста, о нашем празднике Люлейка.Почему он так называется?

- Он называется так-то Красная горка, а у нас в Яминке называется Люлейка. Вроде на нее пили вино и алей всегда. А почему, что за алей - я не знаю. Водку нельзя было пить, а пили вино и алей. И вот собирались та сторона хутора, и та сторона. Оттуда шли женщины все с песнями, и наши шли, с нашего  края. Все с песнями шли, собирались вот на переулке, где сейчас Шура Иванова живет . Всегда тут, на этом переулке, выносили стол, и кругом стола ходили, пели песни. По рублю слаживались, выпивали понемножечку, и ходили, песни пели. Сперва " люлеишные" пели: "Кавалерик молодой", "Собирались девки в гурбу", "Под яблонькой", а потом уж и всякие песни пели. А собирались с обеда всегда, с двух часов дня, сгонят скотину и собирались сюда. Вот походили, погуляли, попели, целуются - этот край с этим, и все они вместе. А потом уж, часов в пять, наш край шел провожать тот край, Малининск. Доходили вон туда вон, на бугор, где Ганька живет, там обратно расцеловывались и пошли. Их компания -женщины всегда гуляли одни, а наши сюда. И все кончалось этим.

-А кто же с нашего края ходил?

- Аняша Сидорова, она уж умерла, Нинка Романиха, потом Санька Авиличева, у нас тут много, Любка Лексанова, бабка наша /Дудкина Агнисея/. И в кругу Настя Полякова одевала мужскую фуражку, когда "Кавалерика" играли - с  какого-нибудь мужика фуражку возьмет. И кругом ходит - там в песне "поцелуемся до двенадцать раз"- вот они расцеловываются и пошли тут же опять ходить кругом. Другую песню запоют - ну, массовое гулянье, как считалось. Но обязательно тот край и этот край, а потом наши этих провожать пошли.

- Сидоров бывал с нашего края?

-А как же, обязательно. Сидоров со своей женой Марьей. Они были, и его сестра. Все, в общем,  в возрасте были. А такие вот как мы, девчата, все стояли около.  Народу полно. Все стояли, а они ходили круг и играли песни. А мы стояли, глядели. А потом уж и мы начали ходить. Люди-то эти поумерли все. И так вот сколько она есть, она так и называется. А почему она Люлейка? Люлеишные песни, люли-люли играли - и она Люлейка да Люлейка.

Сколько раз я у матери спрашивала - что за алей они пили? Ну, называлось просто так, да и все. А игры какие-то, вот как Баландина завела - этого не было. Просто пели, ходили вокруг стола. Проходят вот эти три люлеишные песни - и другие песни пошли. А потом уж и гармонь...

 По нашей просьбе Надежда Владимировна напевает люлеишные песни "Собирались девки в гурбу" и "Кавалерик молодой"

Беседа с семьёй Баландиных.

Сегодня 14 апреля 2013 года. Мы беседуем с семейной парой Баландиных - Валентиной Васильевной, уроженкой станицы Алексеевской, и Виктором Арсентьевичем, коренным яминцем.

-Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о Люлейке?

Валентина Васильевна:

- Вот после святой Пасхи, на следующее воскресенье, была Люлейка у нас раньше.

- А в том году не было разве?

 -Нет, не была. Вот раньше собирались местные жители, с нашего края, и с того края. На нашем углу, здесь, около Козловцевых, выносили стол, старики кругом стола ставили там блюда какие-то, бутылки с "шампанским" и пели песни старинные. Я, конечно, их не знаю и не помню, какие там, но они пели. Пели Сидоров и другие.

Виктор Арсентьевич:

- Ну, например, одна из них - "Растворите мне темную темницу".

Валентина Васильевна:

-Баба Люба Касаткина, Арчаков Ксенофонт, ну и еще и другие женщины, старые люди, тетя Маша Синичева, вот они здесь погуляли немножко, походили. Боком клуба, навстречу, с того конца, шли жители тоже хутора Яминского, старики, тоже с песнями.

Там встречались они, а потом они друг друга провожали.

-А где еще Люлейку праздновали?

- Я не помню. Да только в Яминке.

-Теть Валь, а ты же к нам с Алексеевки  приехала, алексеевская сноха. Там не праздновали?

- Не праздновали. Первый раз в Яминке увидала.

 А главная особенность праздника - это, конечно, "люлеишные" песни.

Яминка всегда славилась своими песенниками. Вот как описывает наш хутор московская журналистка Мария Кузьмина:

"Яминка - фольклорная Мекка. Все, кто занимается казачьей культурой, про хутор Яминский обязательно знают и скорее всего тут бывали - записывали и разучивали сложное пение"

 А на Люлейку "играли" такие песни: "Собирались девки в гурбу", "Кавалерик молодой",  "Как под яблонькой".

 В электронном варианте моей работы есть записи этих песен. Исполняет их Якушева Татьяна Васильевна, уроженка станицы Алексеевской. Татьяна Васильевна - из известной "песенной" семьи Михайловых. Казачьи песни сопровождают ее всю жизнь, и песни нашего хутора, в том числе и "люлеишные", стали для нее родными.

Исполнение люлеишных песен Якушевой Т.В.
Тексты песен и видеозапись – в приложении.

Пранализировав собранные материалы, я пришел к следующим выводам:

- несмотря на черты сходства с аналогичными праздниками в других  регионах, Люлейка является самобытным, уникальным явлением народной культуры;
- со временем изменился порядок проведения праздника;
- еще есть надежда на его возрождение.

 Кроме того, для себя лично я решил, что данную работу следует продолжать и дальше - ведь до Люлейки 2015 года осталось чуть меньше полугода. А еще в интернете я нашел сайт детской фольклорной группы из Белгородской области под названием ..."Люлейка". Планирую пообщаться с ними, уверен, что это общение поможет найти новые материалы, и будет взаимно полезным.

 Так что изучение родной культуры - перспективное, интересное и нужное занятие.