"Летопись добрых дел..."

Конкурсная работа

Номинация «Гуманитарно-экологические исследования»  _______________________________________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
главы, разделы вашей конкурсной работы.

1.Аннотация проекта:

  • актуальность
  • цели и задачи
  • методы
  • результативность
  • практический выход

2.Портфолио проекта:

  • паспорт
  • планы выполнения проекта и отдельных его этапов
  • промежуточные отчеты
  • собранная информация по теме
  • результаты исследования и анализа
  • идеи, гипотезы и решения
  • отчеты о совещаниях гурппы
  • описание проблем
  • эскизы, чертежи, наброски проекта
  • дополнительные материалы
  • список использованных источников и литературы
  • заключение

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования.

1.Актуальность проекта

Новое время, новые технологии, новые потребности и, как следствие, огромное множество проблем. Человек давно превратился в мощного потребителя, к сожалению, не возвращая обратно ничего. О том, что мы зазрязнили все, что только можно представить, и воздух, и воду, и почву, и свой собственный организм. А как бы хотелось задуматься не о выгоде и прибыли, а о собственном здоровье и будущем, правда?

И когда начинать учить этому, в детском саду, в школе. Не поздно? Нет, не поздно, никогда не поздно, ведь если говорить, учить, давать положительный пример, формировать представление о собественных возможностях - все действительно в ваших руках! 

Экологические проблемы в последние десятилетия стали слишком обыденными, и, вдвойне обидно и горько наблюдать за тем, как прогресс разрушает природу нашей удивительной страны. Волгоградская область является мощным промышленным и сельскохозяйственным центром, а соответственно, и проблемным с позиций охраны окружающей среды. Работа над данной темой вызкана заинтересованностью и обеспокоенностью экологическим состоянием региона, в котором мы живем. Мы - мощный промышленный центр, с металлургией, химией, ТЭК. Ярким, к сожалению, примером уже почти наступившей трагедии является принятие решения о начале никелевой разработки на границе с нашим регионом, в Воронежской области. Возникло желание собрать информацию по данной теме, осветить  ее, представить на уровне школы и города.

Степень значимости данного проекта связана именно с возможностью освещения даной надвигающейся проблемы и внесении своей лепты в возможность приостановки данного проекта.

Реализация проекта была связана с рядом мероприятий на базе нашего образовательного учреждения, а также на уровне досуговых учреждений города Влжского (СЮН, ДЮЦ "Русинки" и др.)

Перед нами стояла задача выбора актуальной перспективной темы для исследования. Взятая нами тема является важной для общего понимания происходящих процессов в окружающей среде, последствий таких мероприятий  и занчением человека для природы и самого себя.

2.Цель, задачи  и характеристика проекта:

  • Цель: выявить степень негативного воздействия при разработке никелывых месторождений и знакомство различных категорий людей (обучающихся нашей школы, педагогов и учеников других учреждений) с  данной проблемой.
  • Задачи:
  1. Выбор оптимальных методов и методик для сбора, обобщения и систматизации материала по теме добычи никеля в регионе;
  2. Составление плана деятельности (реализация проекта) по формированию экологических компетенций;
  3. Анализ результативности деятельности, коррекция цели и задач проекта;определение перспектив дальнейшей работы в данной теме.
  • Объект исследования:  степень воздействия на компоненты природы и человека процесса добыи никеля непосредственно на территории нашего региона в связи с особенностями ГП, климата, рельефа.
  • Предмет исследования: формирование экологических компетенций.
  • Методы исследования: картографичесикй, информационный, статистический, исторический, аналитический, проблемный, моделирования.
  • Гипотеза исследования: при начале разработки никеля регион постигнет экологическая катастрофа
  • Новизна исследования: экологическая проблема представлена в форме ученического проекта с четкой результативностью и разнообразием форм представления
  • Практическая значимость: материалы исследования можно использовать для работы с населением через выступления на родительских собраниях, выставках, конференциях, экологических акциях
  • Оборудование: рисунки, плакаты, листовки, буклеты, проектор, компьютер, колонки, стенд, канцтовары
  • Вид проекта: межпредметный (география, биология, химия, экология)
  • Тип проекта: информационный
  • Место и сроки выполнения: МКОУ СОШ №3, СЮН и ДЮЦ "Русинка" города Волжского; 2012-2013 учебный год.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Первоначально, сама идея была связана с участием в региональной конференции учителей географии, на которой я (В.Н.Петрова) познакомилась с учителями географии районов области, которые привезли плакаты, листовки, петиции, которые показывали нам всем начало той  экологической катострофы, которая надвигается на север нашей области, реку Хопер, черноземы области после того, как начнется добыча никеля в соседней Воронежской области в силу особенностей ГП нашей области, режима ветров.

Работая над проектом, мы столкнулись с проблемой практически  полного отсутствия материалов по данной теме. Да и сама работа наша больше была направлена на пропаганду  тех проблем, которые нас всех ждут в связи с началом добычи никеля.

Мы изучили литературу по похожим разработкам в других странах мира (например, США). Проанализировали проблемы нашего региона (Европейский Север, Восточная Сибирь), где также ведутся разработки никеля. Выделили экологические проблемы, сравнили с особенностями нашего региона, его ГП, ветрами, состоянием воды, почв.

Дали анализ видам, типам, особенностям проявления различных экологических проблем воздуха, воды, почв, здоровья человека в связи с промышленной деятельностью.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ:
описание и обоснование методов сбора и обработки материала.

В своей работе мы использовали следующий набор методов исследования: картографический, информационный, статистический, исторический, аналитический, проблемный, моделирования.

Этапность деятельности в рамках проекта:

  • изучение и обобщение отчественной и зарубежной литературы по теме
  • изучение и обощение отчественной и зарубежной практики
  • моделирование, сравнение, анализ, синтез

Была собрана информация:

  • проанализирована информация о видах, типах, проявлениях промышленной деятельности на компоненты природы
  • о протестах со стороны общественности против добычи никеля
  • проработана информация об опасностях, которые появятся  в результате начала разработки никеля 
  • проанализированы мнения специалистов по данной   теме (мнения "за" и  "против")
  • собрана серия фотографий о митингах, акицях и последствиях данной промышленной деятельности

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Этапы работы:

1.Выбор темы "Летопись добрых дел". Определение участников, постановка цели, задач, выбор способов, методов работы. Выделение этапов деятельности по реализации проекта. Определение сроков.

2.Подбор и анализ материалов. Обобщение. Систематизация.

  • Знакомство о начале геолого-разведочных работ по добыче никеля в Воронежской и Волгоградской областях.
  • Проведение анкетирования в 6-9-х класса по вопросам: "Какие полезные ископаемые добываются в нашей области?", "Что вы знаете о последствиях добычи ископаемых разными способами?", "Как скажется на экологии области добыча никеля?

Вывод:  на первый вопрос более 80% опрошенных  ответили: нефть, газ, железные руды; на второй 64% опрошенных не видят особых пробелм экологии в связи с добычей ресурсов разными способами; на третий только 2% ответили, что слышали о протестах в связи с решением о начале добычи никеля! Т. образом, информативность по данному вопросу низкая!

  • Подготовка и оформление стенда наглядности по теме: "Угроза рядом. Нет добычи никеля в нашей области!" (7-11 классы)
  • Подготовка и выпуск буклета "Никель Хопру не товарищ! Время бить тревогу!" (Клепинина Юлия)
  • Подготовка и проведение классного часа по теме: "Угроза рядом или надвигающаяся опасность"  (7-е классы)
  • Подготовка, оформление и выпуск плаката по теме: "Глоток воздуха" (Ермакова Яна)
  • Сбор материала и проведение лектория по теме: "За/Против добычи никеля в нашей области!" (6-11 классы)
  • Подготовка выступления  в рамках ежегодных Краеведческих чтений (Декада Географии) по теме: "Возможные последствия добычи никеля в Волгоградской и Воронежской областях" 
  • Подготовка материалов для участия в областном конкурсе экологического творчества с исследовательской работой "Летопись добрых дел"  
  • Подготовка и участие в областном конкурсе юных исследователей окружающей среды в номинации "Экология воздушного бассейна"
  • Подготовка и создание видеоролика для участия в городском гонкурсе СЮН г.Волжского "ЭкоОко" под названием "Человек, все в твоих руках! Нет добычи никеля в нашем регионе!"
  • Участие в V школьном фестивале проектов с данной работой.

Итоги работы над данной темой:

  • 3 Место в городском конкурсе "ЭкоИнфо" СЮН города Волжского в номинации "Агитационный буклет"!
  • 2 Место в городском конкурсе  "ЭкоИнфо" СЮН города Волжского  в номинации "Экологическая газета"!
  • Участие в областной акции "Летопись добрых дел"!
  • Призеры   городского конкурса "ЭкоОко" СЮН города Волжского в номинации "Агитационный видеоролик"!
  • Участие в V школьном фестивале проектов 
  • Участие в областном конкурсе юных исследователей окружающей среды в номинации "Экология воздушного бассейна"
  • Оформление стендов, пополнение наглядности по теме
  • Создание методической копилки учителя географии по данной теме (сценарий классного часа, буклеты, газеты, плакаты, материалы для проведения бесед, лекций и прочее)
  • Проведение активной пропагандисткой работы по освещениею данной проблемы
  • Участие в городских, областных конкурсах и мероприятиях потребовало от нас детального ознакомления с темой
  • Выпуск буклетов, газет, видеороликов позволило продолжить формирование навыка работы с материалом, его отбором, осмыслением, оформлением, представлением
  • Работа в лекторских группах позволила продолжить формирование коммуникативных навыков, возможность вести диалог, работать в группах
  • Учатсие в традиционных мероприятиях школы повышает статус краеведческой деятельности и просвещения в рамках проектной деятельности
  • Возможность задействования как можно большего количества участников (всего, за весь период работы над проектов приняли участие в общей сложности 59  обучающихся школы)
  • Именно через подобные проекты приходит осознание значимости деятельности человека для окружающей его территории
  • Важным считаем возможноть привлечения общественности к проблемам нашего региона
  • Данная работа способствует формированию у детей собственного мнения и возможности его представления и обсуждения!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы еще придем просить прощенья,
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого, пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Лема дез птиц и земли без воды,
Все меньше окружающей природы,
Все больше - окружающей среды...

(Роберт Рождественский)

Трудные, страшные слова...давайте задумаемся над тем, что мы делаем и исправимся, пока еще  не  поздно...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

В своей работе мы опирались и использовали:

  • Материалы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, печатные издания по Волгоградской области
  • Природные условия и ресурсы Волгоградской области /Под ред. проф. В.А.Брылева,-Волгоград:Перемена,1995.-264с.:ил
  • География  и экология Волгоградской области: учебн.пособие для ср.шк.-2-е изд.,перераб. и доп./авт.кол.; под общ.ред.проф.В.А.Брылева.-Волгоград:Перемена,2005.-260 с.
  • Статьи газет "Зеленый мира", "Комсомольская правда", "Российская газета", "Московский комсомолец"
  • Волгоградский информационный сервер
  • Сайт Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов
  • Интернет - ресурсы 

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другой иллюстративный материал.

Тексты, таблицы.

-

Видео: