Изучение антропоморфизации домашних животных

Конкурсная работа

Номинация «Гуманитарно-экологические исследования»  _______________________________________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
главы, разделы вашей конкурсной работы.

1. Введение

2. Теоретическая часть исследования

3. Практическая часть исследования

3.1. Выявление присвоения черт человеческого характера членами моей семьи нашим домашним кошкам

3.2. Выяление отношения к домашним животным и степени их антропоморфизации

4. Заключение

5. Список литературы и Интернет-ресурсов

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования.

Домашние животные – это наши любимчики, которые не только дарят нам радость общения с живым миром, но и помогают нам стать лучше, добрее, просто быть людьми. Наиболее распространенными их видами являются кошки, собаки, птички, рыбки. В процессе общения со своими домашними питомцами люди начинают видеть в них друзей, многие становятся полноправными членами их семьи, но некоторые видят в них живую игрушку. От того, как мы воспринимаем домашних животных, зависит наши дальнейшие отношения с ними. Иногда, идя по улице города Фролово можно увидеть бездомных животных. И в то время, как молодые люди, взрослые мужчины и женщины спешат куда-то мимо них по своим делам, бросается в глаза такая картина: бабушка, еле переставляя ноги, сама уже старенькая подходит к подвальному окну и зовет, как людей, бездомных кошек. Развернув газетку с нехитрыми объедками, она не спеша кормит их, разговаривает с ними, ругает их, говоря: «Мурка, а ты что такая бессовестная, разве можно забирать хлебушек у Белки?» Что это? Конечно же, человеческое сострадание, доброта! Как жаль, что время на них появляется только в старости. Сельским бродяжкам повезло больше, там и хозяйки молочка пополам с «домашним» ёжиком подольют после дойки коровы, да и мышами и крысами по сараям поживиться можно.

Интересна именно форма общения людей с животными – так, как будто они люди, только по-другому выглядят. И, люди приписывают им черты, свойственные людям. На данное приписывание могут оказывать влияние различные факторы: специфика характера владельца, наличие или отсутствие у него близких людей, о которых необходимо заботиться, возраст и многое другое.

Проблемой моего исследования является изучение особенностей приписывания человеческих черт в зависимости от возраста владельцев. Я живу в приёмной семье, своих приёмных родителей я называю мамой и папой. И у нас есть много кошек и собак. Многие соседи осуждают нас: зачем столько держать, самим-то нечего есть. А мы их не держим, мы их подбирает и жалеем, тех кого подбросили или просто выбросили. Многих приходится выхаживать и лечить от болезней. Не представляю своей жизни без них. Порой мне кажется, что это вполне разумные существа.

Цель исследования: изучить отношение людей разных возрастов к своим домашним животным, выявить приписывание им человеческих черт.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Не указан

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ:
описание и обоснование методов сбора и обработки материала.

Гипотеза: чем старше человек, тем больше человеческих черт он видит у своих домашних животных.

Задачи и этапы исследования:

  1. Изучение информационных источников.
  2. Поиск и разработка опросников.
  3. Анализ полученных результатов, проведение сравнительного анализа.

Метод исследования: социологический опрос подростков в возрасте от 12 до 16 лет, взрослые от 45 до 60 лет, имеющих домашних животных. Все жители моей улицы, ученики школы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Антропоморфизм (греч. Ανθρωπος человек, μορφή вид) - наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Антропоморфизм появился уже у древних людей, которые были тесно связаны с природой. Они сильно зависели от неё, преклонялись перед силами природы, «очеловечивали» животных.

В древних мифах и легендах часто встречается одушевленность природы. Возникает анимизм – система представлений о мире, в основе которого лежит вера в наличие у природных объектов души, способной активно и самостоятельно действовать. То есть человек был склонен к антропоморфизации ещё на заре своей эволюции.

Люди разговаривают с ветром, с солнцем. В сказках, баснях животные говорят друг с другом. У А.С. Пушкина в поэме «Руслан и Людмила»

«Кот ученый всё ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит».

Антропоморфизм в сказках выражается в том, что животные говорят и действуют, как люди. Наверное, причиной этому было наблюдаемое людьми сходство человека и животных: в действиях, в поведении, в ссорах, в страхе слабых перед сильными. На животных в сказках переносятся качества людей: ум, доброта, хитрость.

Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь - крик, поведение - повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение привело и к типизации характеров животных, которые стали символом определенных черт: лиса - хитрости, волк - глупости и жадности, медведь - доверчивости, заяц – трусости, сова – мудрости, свинья - прожорливости.

Поэтому можно сказать, что наделение домашних животных человеческими свойствами - это также и историческая традиция, закреплённая в народном творчестве. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали подразумевать людей определенных характеров.

Обычай держать в доме животных давний. Животных держали в доме, чтобы, как думали, они быстрее научились понимать, что от них хотят люди, чтобы было легче отбирать более доверчивых к людям. Животных приручали для нужд человека. Современный человек стремится содержать животных в своем жилище для решения не материальных, практических проблем, а скорее для души и удовольствия.

В то же время и собака и лошадь развили в себе, благодаря общению с людьми, такое чуткое ухо по отношению к членораздельной речи, что в пределах свойственного им круга представлений, они легко кажется научаются понимать всякий язык. Они, кроме того, прибрели способность к таким чувствам, напоминающим человеческие, как чувство привязанности к человеку, чувство благодарности, которые их диким предкам не свойственны.

Домашние животные обладают рядом качеств, сходных с человеческим: способность выражать свои переживания и эмоции определенными действиями, звуками, мимикой. Они реагируют на действия человека, и человек чувствует, что животное как бы отвечает на его любовь привязанностью, преданностью, собственной любовью. Можно говорить о «дружбе» человека с собакой или лошадью, о способности животного понимать своего хозяина, сочувствовать ему, сострадать, а иногда и об особой надежности. Есть много примеров верности, преданности животного человеку, зачастую даже более прочной, чем в отношениях людей.

Российский дрессировщик В.Л. Дуров утверждал, что для успеха во взаимодействии с животными необходимо видеть «в животном личность, сознающую, думающую, радующуюся и страдающую».

При общении с домашними животными люди учатся понимать своих «братьев меньших», относятся к животному как к самому себе, приписывают им человеческие свойства и способности. Общение с домашними животными развивает в людях умение любить и заботиться о ком-то. Домашнее животное обычно избалованный любимчик для всей семьи. Многие владельцы животных отмечают даже их день рождения. Общение с домашним животным дает человеку возможность любоваться красотой своего питомца, возможность тактильного общения (погладить, подержать на руках). Наблюдение за животным дома позволяет узнавать много нового о привычках и повадках животных. Когда человек узнает животное близко, то он совсем другими глазами смотрит на всех представителей вида, т.е. к природе в целом относится по-другому.

Домашнее животное развивает в человеке толерантность, его восприимчивость к природе. Взаимодействие с животными может стимулировать человека к анализу своих личностных особенностей, эмоциональных реакций, поведения по отношению к животным и к людям также. Как утверждают американские ученые, одинокие люди "очеловечивают" своё увлечение, то есть наделяют своих кошек, собак, компьютеры и другие электронные приборы человеческими качествами. Это явление носит название "антропоморфизм". По данным исследования, проведенного группой специалистов-психологов из университета Чикаго, результаты которого были опубликованы в февральском номере журнала в 2009 году "Психологические науки", наделение предметов или животных человеческими качествами обладает хорошим психотерапевтическим эффектом. Оказавшийся в полном одиночестве человек "неосознанно старается сохранить присущее ему стремление жить в социуме", именно поэтому он разговаривает с предметами или животными, делая их своими "друзьями", отмечают авторы исследования. Они установили это в ходе бесед с людьми, долгое время остававшимися в одиночестве.

Но наблюдается и обратный процесс: людям приписывают многие свойства животных. Например: хитрый, как лис; упрямый, как осел; бабник, значит - котяра или, кошка, глупая курица... А современные сравнения вообще интересны: тупой как первый пентиум; сильный, как пылесос; шустрый, как стиральная машина; умный, как Интернет; странный, как лада-калина. Это обратная сторона антропоморфизма - метафора.

 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методом опроса выявлял антропоморфное отношение к домашним животным своих домашних и посторонних жителей  нашей улицы. Для этих групп были разные вопросы.

3.1. Выявление присвоения черт человеческого характера членами моей семьи нашим домашним кошкаМ

Всем членам своей семьи я задавал одинаковый вопрос: Назовите основную черту характера каждой нашей кошки. Кроме меня в семье проживают еще трое приемных детей и двое внуков моей приемной мамы. А из взрослых у нас постоянно живут папа, мама, бабушка. Наши мнения разошлись, но не сильно.

Результаты опроса следующие.

Характер кошек по мнению моих домочадцев

Таблица 1

Имя кошки

Мнение детей

Мнение взрослых

Мурзик

хитрый

расчетливый

Ляпа

разведчик

попрошайка

Тоша

глупый

терпеливый

Чук

сонный

ленивый

Гек

злой

злобный

Маркиз

самовлюбленный

аристократ

 А так это или нет - судите по фото. Но если присмотреться, то всё сходится. Достаточно посмотреть на «выражение лица».

 image

Фото 1.Расчетливый Мурзик                            

image

 Фото 2. Зачем ждать под столом, если можно на столе

 

   image

Фото 3. Попрошайка Ляпа       

image                             

Фото 4. Ляпа на столе маскируется под чашку

 

 image

Фото 5. Ювелирное искусство Мурзика               

image

 Фото 6. Терпеливый Тоша ждёт внизу

 

   image

Фото 7. А может Тоша глупый?                            

 image

Фото 8. Точно Тоша глупый. Сколько можно ждать?

image  

Фото 9. Высокомерный Маркиз                                

 

image

Фото 10. Злобный Чук и ленивый Гек

 

 3.2. Выявление отношения к домашним животным и степени их антропоморфизации

Я провел опрос 10 взрослых и 10 школьников, проживающих на нашей улице Сравнительные результаты анкетирования у детей и взрослых

Сравнение отношения к домашним животным и степени антропоморфизации для людей разного возраста

Таблица 2

Дети

Взрослые

Какое домашнее животное вы содержите дома?

70% -кошка или/и собака

100%- кошка или/и собака

10% - хомячки, крысы, птички

 

20% - рыбки

 

Как вы относитесь к своему домашнему животному?

50% - оно мне нравится

35%- не могу без него

20% - очень сильно люблю

40%- очень нравится

15% - жить не могу без него

35%- очень сильно люблю

15% - равнодушно

 

Вывод: люди старшего возраста часто чувствуют себя более одинокими, поэтому более привязаны к своим домашним питомцам. Причём в нашем посёлке старики предпочитают иметь своими друзьями только кошек и собак.

Сколько времени вы проводите со своим домашним животным?

45% - не более получаса в день

45% - более часа

35% - время от времени играю с ним

55%- большую часть свободного времени

20% - большую часть свободного времени

 

Наблюдается то же: престарелые люди больше времени проводят со своими питомцами.

Кто в вашей семье больше времени уделяет домашним питомцам?

50% - мама

80% - я

30% - все

20% - все

15% - я

 

5% - папа, сестра или другие.

 

Большинство опрошенных взрослых предпочитают сами заботиться о своём питомце, в отличие от детей.

Кто предложил завести домашнего питомца?

55% - я

80% - я

15% - мама

20% - другие

10% - папа

 

20% - бабушка или дедушка

 

Вывод: дети и взрослые одинаково хотят иметь домашних животных.

Любите ли вы проводить время с домашним питомцем?

85% - да

100% - да

15% - нет

 

Представители обеих возрастных групп много времени проводят с животными.

Как вы общаетесь со своим питомцем?

80% - играю, разговариваю, дразню.

90% - разговариваю с ним, ласкаю, ухаживаю за ним

20% - ухаживаю за ним (гуляю, кормлю, чищу).

10% - иногда играю, расчесываю.

Большинство опрошенных отдаёт предпочтение играм и «разговорам» с животными. Но взрослые люди больше внимания уделяют уходу за своими питомцами.

Кого, по твоему мнению, животное любит больше из семьи?

40% - бабушку

100%- меня

40% - меня

 

25% - папу

 

5% - маму

 

Когда вы с ним разговариваете, как вы думаете, понимает ли оно вас?

50% - точно понимает

100% - конечно понимает, он у меня такой умный

40% - скорее да, чем нет

 

10% - не понимает

 

Представители обеих возрастных групп уделяют большое внимание содержательному общению со своими питомцами.

Достаточно ли внимания вы уделяете своему питомцу?

75% - нет

100% - да.

20% - да

 

5% - не задумывался над этим

 

Дети менее ответственно относятся к тому, что домашнее животное нуждается в постоянном внимании, так как уже не может существовать без этого.

Напишите эпитеты, характеризующие ваше домашнее животное.

Наиболее распространённые ответы:

умный

умный

добрый

добрый

ласковый

ласковый

тупой

настойчивый

гордый

сильный

обидчивый

не жадный

самоуверенный

чистюля

ленивый

бдительный

упрямый

доверчивый

красавчик

ленивый

чудной

доверчивый

И дети, и взрослые в целом одинаково характеризуют своих питомцев, приписывая им полностью человеческие качества.

Есть ли у вашего питомца душа?

70% - есть

90% - есть

30% - не знаю

10% - не знаю

Большинство опрошенных одушевляют своих домашних животных, признавая за ними тем самым одно из человеческих качеств, закреплённых религией – душу.

Могут ли ваши домашние животные жить в дикой природе, без вашей заботы?

80%- нет

100% - нет, домашние животные погибнут без заботы

10% - да

10% - не знаю

 

Большинство опрошенных понимают, что одомашнивание и очеловечивание животных - процесс двусторонний: не только человек нуждается в общении с животными, но и они нуждаются в этом общении.

ВЫВОД: Опрос показал, что отношения домашних животных и человека исторически сложились давно и приобрели тенденцию взаимовыгодных отношений, в которых человек удовлетворяет свои эмоциональные потребности, а животное реализует свою потребность существовать в комфортных условиях, создаваемых человеком. Эти исторически сложившиеся отношения являются важной частью существования нашего социума, одной из сторон взаимоотношения человека и природы. Придание домашним животным человеческих качеств и признание за ними статуса членов семьи говорит о многолетнем влиянии верований, религии, традиций на отношения этнос-природа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

В результате исследования были получены сведения о взаимоотношениях владельцев домашних животных, определена степень антропоморфизма (наделения человеческими свойствами домашних животных) в отношении к домашним животным и признаки одушевления домашних животных.

Основные выводы исследования:

  • обнаружена общая настроенность к антропоморфизации домашних животных как у детей, так и у взрослых людей, особенно преклонного возраста.
  • степень антропоморфизма не зависит от вида домашнего животного (особенно много человеческих черт получают кошки и собаки).
  • домашние животные «участвуют» в содержательном общении (большинство опрошенных разговаривает с ними и считает, что животные их понимают).
  • основными характеристиками, которые даются домашним животным, являются психологические характеристики, отражающие человеческие качества и черты характера, а также эмоциональные характеристики. Все они связаны с общением человека и животного.

Проведенное исследование показало, что существенных различий в приписывании человеческих черт домашним животным у людей разных возрастных групп (детей, взрослых) нет. И я делаю вывод, что предположение о том, что взрослые люди более склонны приписывать человеческие черты своим питомцам не нашла доказательств. Личное отношение человека к природе это достаточно сложная область взаимодействия человека с миром природы, где находят выражение позиции личности хозяина животного, её взгляды, обусловленные уровнем развития экологического сознания и воспитания. Как человек воспринимает природу, какой внутренний образ её у себя он формирует, в какой степени очеловечивает её, от этого во многом зависит и его отношение к ней.

Но считаю, что нужно знать меру потому что люди, "практикующие" в системе антропоморфизм, считают для себя возможным вообще сравнивать людей и животных, используя за основу мораль и нравственность, принятые человечеством и считают, что животные могут быть более моральны и нравственны, чем люди, забывая о том, что это вообще нереально - наличие человеческой морали у зверя. Есть даже такие, которые завещают своим кошкам целые состояния, вместо того, чтобы отдать эти деньги в детский дом. Животные живут по своим законам. Если поведение того или иного зверя случайно внешне копирует человеческое, это еще не повод, по моему мнению переносить законы развития общества на животный мир.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дерябо С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания. /С.Д. Дерябо –М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 310 с.

  2. Дерябо С.Д. Природный объект как «значимый другой»./ С.Д.Дерябо -Даугавпилс, 1994. – 210 с.

  3. Захарова О.А. Этноэкология. Методическое пособие по проведению этноэкологических исследований. /О.А.Захарова, Д.Ю.Доронин – М.: Лесная страна, 2008, - 184 с.
  4. Сидохин А.П. Этноэкология./А.П.Сидохин – М.: Гардарики, 2004 – 287с.

  5. http://www.fullbiology.ru/lops-389-1.html

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другой иллюстративный материал.

Тексты, таблицы.

-

Видео: