Проектная деятельность как средство формирования конфликтологической компетентности подростков*

Информация об авторах:

Психология возрастного развития личности: особенности и проблемы / Экспериментальная работа

Колесова Елена Александровна 
ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"
 магистрант 1 курса факультета Психологии и социальной работы, группа ПС-ШПМ-11

Аннотация работы:

Выявлена эффективность организации проектной деятельности современных подростков в плане формирования их конфликтологической компетентности. Приведены результаты апробации разработанной программы проектной деятельности подростков. Соотнесены показатели до и после организованной деятельности подростков по таким параметрам, как: коммуникативность, точка зрения, участие в обсуждении, взаимопонимание, включенность в процесс деятельности, разрешение конфликтных ситуаций.

Используемые методики исследования:

  • включенное наблюдение;
  • опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный специалистами Волгоградской областной общественной организации «Центр социально-психологической службы»;
  • проективная методика – «Сочинение об организации совместной деятельности»;
  • оценочная шкала (авторская) для учащихся и учителей.

Основной текст:

При эмпирическом исследовании формирования конфликтологической компетентности в подростковом возрасте нами была поставлена задача разработки программы организации проектной деятельности подростков и оценки ее эффективности в плане развития конфликтологической компетентности.

Для реализации поставленной задачи была разработана программа организации проектной деятельности подростков, рассчитанная на 5 занятий еженедельно по 1 часу в неделю. Целью программы являлось создание условий для эффективного взаимодействия и сотрудничества подростков.

Начальным этапом являлась диагностика уровня конфликтности учащихся данной группы. В ходе исследования было выявлено, что 61% учащихся проявляют средний уровень конфликтности, высокий – 31% и повышенный уровень конфликтности наблюдается у 8% подростков данной группы.

По мнению учащихся, при осуществлении проектной деятельности важным этапом является разработка идей. Именно при проявлении инициативы возникают спорные ситуации между участниками группы, которые могут перерасти в конфликт.

Неизбежность возникновения конфликтных ситуаций в данной группе подтверждается мнением учащихся о том, что при осуществлении совместной деятельности нужно использовать конструктивные формы взаимодействия.

При этом в данной группе наблюдается средняя активность учащихся при организации совместных действий у 54%, низкая активность – у 27%, и только 19% учащихся проявляют высокую активность при выполнении действий в группе.

В результате наблюдения в ходе реализации совместной деятельности учащихся было выявлено изменение поведения подростков при взаимодействии друг с другом, повышение их активности на этапе целеполагания и разработки идей, стремление к проявлению творческих способностей учащихся, вовлечение их в выполнение общего дела, принятие позиций и мнений как собственных, так и товарищей, снижение уровня конфликтности в группе.

Это подтверждается статистической достоверностью различий между оценками первого и пятого занятий организованной проектной деятельности учащихся. Уровень значимости по выделенным критериям находится в диапазоне от 0,00 до 0,013.

Также изменения уровня сформированности конфликтологической компетентности отражено в оценках педагога (классного руководителя). При этом стоит обратить внимание на то, что увеличился количественный показатель (оценка) по таким критериям как коммуникативность (в 1,3 раза), идея (1,2 раза), цель (в 1,2 раза), разрешение конфликтов (1,1 раза) и конфликтные ситуации (в 1,2 раза).

Результаты повторного исследования выраженности межличностной конфликтности подростков позволяют также сделать вывод о том, что у учащихся данной группы снизился высокий уровень  конфликтности с 8 до 5%, при этом повышенная степень выраженности конфликтности не обнаружена.

Таким образом, организация проектной деятельности способствует формированию конфликтологической компетентности подростков.  Разработанная программа проектной деятельности подростков может использоваться в общеобразовательных учреждениях в целях повышения уровня конфликтологической компетентности учащихся.

Список литературы:

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., Владос, 2003
  2. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей// Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 58–65.)
  3. Королева Н.Н., Луговая В.Ф., Неговская С.Г. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды// Психологическая наука и образование, 2013. № 6.
  4. Поливанова К.Н Некоторые подходы к проектированию подростковой школы // Психологическая наука и образование. 1998. № 1. С. 45–52.
  5. Севастьянова Е.Б. Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся – подростков в построении их активного взаимодействия с социальной средой// Психологическая наука и образование. 2012. №4. С.34–41
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005
  7. Цукерман Г.А. Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста// Вестник МАРО.  2000. № 7.