Гендерные особенности развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста*

Информация об авторах:

Психологические проблемы обучения и воспитания / Экспериментальная работа

Киквадзе Елена Валерьевна

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

 

Факультет дошкольного и начального образования, 3 курс, ДБSZ - 31

Научный руководитель:Спицына В.В. стар. преп.

Аннотация работы:

Исследование направлено на выявление особенности игровой деятельности в зависимости от пола ребенка в дошкольный период.

Используемые методики исследования:

-   Беседа «Мальчики и девочки» Татаринцевой Н.Е.

-   Интервьюирование детей В. Е. Кагана                                                                                                                                                        

-   Беседа «Игровые интересы детей» 

-   Опросник для воспитателей

-   Интервьюирование родителей

Основной текст:

Дошкольное детство – мечта для любого,

Игрушки, мультфильмы – вернуть бы такое,

Но все остается – рождаются дети.

Все мы для них - на этой планете!

Выготский Л.С, Леонтьев А.А., Эльконин Д.Б. другие,

Исследовали, решали проблемы любые.

«Игра – это детство» - они говорили,

Играть надо вместе, а мы позабыли.

       Поэтому нужно не только позволять играть, но и играть с ребенком, в соответствии с половой принадлежностью, это способствует становлению гендерной идентичности детей в игре.

         Главное различие между ребенком дошкольного возраста и школьником — это различие основных, ведущих видов их деятельности.        

        В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что пол (гендер) не меняется: мальчики становятся мужчинами, девочки − женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Таким образом, в настоящее время объективно существуют противоречия между:

−    объективной потребностью общества в развитии детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой полоролевого развития в организации обучения и развития в дошкольных образовательных учреждениях;

−  необходимостью гендерного развития начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью психологического учета гендерных особенностей детей дошкольного возраста;

−    требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования – «Гендерные особенности развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста».

         В данном исследовании можно исходить из гипотезы: игровая деятельность отображает уровень психического и личностного развития в целом ребенка, в зависимости от гендерной принадлежности.

    Логика работы построена таким образом, что первая глава посвящена: игровой деятельности и гендерным особенностям детей дошкольного возраста. Вторая: Экспериментальное изучение гендерных особенностей в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач:

    Первая изучить возрастную динамику развития игровой деятельности, проанализировав отечественную и зарубежную психологию. 

           Вторая задача: Определить гендерное становление ребёнка-дошкольника в игре.

Нашей третьей задачей было: Сравнить особенности игровой деятельности у детей разного пола в дошкольном возрасте.

        В решении четвертой задачи: Развивающие программы гендерных особенностей в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Организованная нами работа и использование развивающих программ оказала существенное влияние на учет гендерных особенностей для развития игровой деятельности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

           Проведение  исследования осуществлялось с помощью следующих методик

- Беседа «Мальчики и девочки» (модифицированная беседа Татаринцевой Н.) 

Цель: выявление представлений детей старшего дошкольного возраста об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин.                                                                                                                           

  - Интервьюирование детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана) «Изучение гендерных установок у детей».                                                                                                                                                                  

Цель: выявить гендерные установки детей старшего возраста.                       

-  Беседа «Игровые интересы детей ».

Цель беседы: выявить игровые интересы мальчиков и девочек старшего возраста.       

 - Наблюдение за игровой деятельностью мальчиков и девочек.                                            

  Цель наблюдения: выявить как игровые интересы мальчиков и девочек старшего возраста проявляются в игровой деятельности. 

-  Методика  «Незаконченные предложения» (О. Б. Отвечалина).                                

Цель: выявление гендерных представлений у воспитателей.        

-    Наблюдение за воспитателем. 

Цель: выявить, как педагог организует и взаимодействует с мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно – ролевой игры.  

- Опросник для воспитателей «Я в своей группе детского сада»   (Отвечалина О. Б. Модификация опросника М. Мишель «Я в своем классе»).                                                                                                                  

Цель: особенности проявления воспитателем гендерных представлений в ходе развития мальчиков и девочек.

- Интервьюирование родителей. 

Цель: выявление особенностей отношения к сюжетно - ролевой игре и игровых интересов мальчиков и девочек старшего возраста дома.   

- Анализ предметно - развивающей среды группы детского сада.                                                              

Цель: изучить возможности предметно - развивающей среды в развитии игровых интересов с позиции гендерного подхода.

Список литературы:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987

  2.  Асмолова А.Т. Психология личности. М., 1983.

  3. Бендас Т.В. Гендерная психология. − СПб.: Питер, 2006 − 431с.

  4. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320с.

  5. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.

  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
  7. Доронова Т.Н.  Девочки и мальчики в семье и детском саду; Пособие для дошкольных образовательных учреждений.-М;Линка-Пресс,2009.
  8.  Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.
  9. Попова Л.В.  Гендерная социализация в детстве.- Мурманск 2001.