Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности*

Информация об авторах:

Психология возрастного развития личности: особенности и проблемы / Экспериментальная работа

ФИО: Беккер Виктория Игоревна

Образовательная организация: Волгоградский социально-педагогический университет

Факультет Дошкольного и начального образования, группа Д-ДБ-21

Научный руководитель: старший преподаватель Спицына Валерия Вячеславовна

Аннотация работы:

Исследование направлено на выявление уровня развития творческого воображения как структурного составляющего творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Используемые методики исследования:

Методики исследования:

- методика В. Синельникова, В. Кудрявцева

«Как спасти зайку»

- модификация методики А.В. Запорожца

«Сказка про чернильницу»

- методика Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой

«Конструирование» (одна методика данного блока).

Основной текст:

Творческие способности – это индивидуальные особенности личности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо творческой работы. Данные способности входят в общую структуру личности, в основе которых, по мнению таких психологов как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., лежат общие способности.

Творческой деятельностью Л.С. Выготский называл такую деятельность человека, которая создает нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Ученый подразделял данную деятельность на два вида: воспроизводящую, тесно связанную с памятью, и репродуктивную, т.е. комбинирующую или творческую, которая непосредственно связана с воображением.

В данной работе будет рассматриваться последний вид творческой деятельности – репродуктивный, т.е. творческое воображение.

Воображение как одна из основ всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь, мир культуры, в отличие от мира природы,— все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

В настоящее время творческие способности и их развитие у индивида вызывает огромный интерес как в педагогических науках, так и в психофизиологических. Из-за стремительного развития научно-технической сферы к обществу предъявляются новые требования, позволяющие жить и развиваться в общей колее событий. Это такие требования, как подвижность и гибкость мышления, быстрая и легкая ориентация и адаптация в новых условиях, а также творческий подход к решению различных проблем. Поэтому тогда как доля умственного труда растет, а большая часть исполнительского отдана технике, то очевидно, что творческие способности человека выходят на первый план, так как развивают духовное и умственное начало. Жизнь становится все разнообразнее и сложнее, и то, как будет развиваться мир в будущем, зависит от творческого потенциала подрастающих поколений.

Логика работы построена таким образом, что первая глава посвящена анализу психологической литературы по проблеме исследования, моделированию гипотезы: развитии е творческих способностей у детей обусловлено развитие творческого воображения дошкольников и их возрастными возможностями в игре.

Вторая глава посвящена организации констатирующего (диагностирующего) эксперимента.

Для достижения цели исследования необходимы было решить комплекс задач.

Первая задача:

- Проанализировать теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей по проблеме развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Вторая задача:

- Проанализировать возможности развития детей в игровой деятельности.

Третья задача:

- Проанализировать возрастные особенности развития творческого воображения в игре у детей старшей и подготовительной групп.

Четвертая задача:

- Разработать и адаптировать рекомендации близким и социальным взрослым по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста в игре.

 

Организация и проведение исследования развития творческого воображения дошкольников в игре осуществлялось с помощью следующих методик:

- методика В. Синельникова, В. Кудрявцева «Как спасти зайку» (в процессе наблюдения и констатирования действий ребенка во время диагностики проставлялись баллы по трёхбалльной системе, и выводился уровень развития творческого воображения у детей).

- модификация методики А.В. Запорожца «Сказка про чернильницу» (в процессе наблюдения и фиксирования ответов ребенка во время проведения диагностики проставлялись баллы по шкале от 1 до 4 баллов, и выводился уровень развития творческого воображения у детей).

- методика Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой «Конструирование» (в процессе проведения диагностики и фиксирования действий и ответы ребенка по показателям: умение самостоятельно создавать развернутый замысел постройки и реализовать его, констатировался уровень развития творческого воображения у детей).

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций. - М., 2012.

2. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956.

3. Вундт В. Фантазия как основа искусства. - М., 2011.

4. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1985.

5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. –М.: Знание, 1988.

6. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2012.

8. Выготский Л.С. - Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.

9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. –М.: Педагогика, 1983.

10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. –СПб.: Питер, 2012.

11. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. -М., 1954.

12. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. -М., 2004.

13. Кудрявцев В., Синельникова В. Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – 1995 №9 с. 52-59; №10 с. 62-69.

14. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2010.