Психологические причины возникновения конфликтов в педагогической деятельности*

Информация об авторах:

Психологические аспекты педагогической деятельности / Экспериментальная работа

Марченко Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Естественно-географический факультет 3 курс БХБ-321

Аннотация работы:

За основу исследованиявзяты следующие виды тестирования:оценка акцентуации характера по методике Г. Шмишека и тест Томаса: типы поведения в конфликте.

 Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты полученные в ходе исследования могут быть использованы для предотвращения конфликтных ситуаций в педагогической деятельности.

Согласно концепции Шмишека, черты присущие личности можно разделить на: основные и дополнительные. Основные черты характера составляют стержень личности, определяют ее развитие, процессы приспособления, психическое здоровье.

В случае сильной выраженности основных черт характера, они становятся акцентуациями характера. Под действием неблагоприятных факторов, акцентуации можно считать патологическими.

Тест - опрос состоит  из 98 вопросов, которые соответствуют определенным акцентуациям характера (акцентуациями  личности).

Тест - опросник Шмишека предназначается для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента подростков, юношей и взрослых лиц. Тест подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования и профориентации.

Опросник Томаса - личностный, предназначается для изучения предрасположенности личности к конфликтному поведению, выявлению определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Исследование проводилось с учителями, состав которых был определен в 7 человек.

Используемые методики исследования:

теоретический анализ литературы по теме исследования, синтез; методы изучения конфликтов в педагогической деятельности: тестирование (оценка акцентуации характера по методике Шмишека, тест Томаса - типы поведения в конфликте), обработка и интерпретация данных.

Основной текст:

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В настоящее время существует огромное количество методик выявления конфликтов в педагогической деятельности. Мы решили в данной работе использовать тестирование.

Тестирование - прямая и опосредованная регистрация конфликтологом ситуации и ее необходимых, с позиций конфликтологии, элементов [Большаков,  Несмелова, с. 47].

Оценка акцентуации характера по методике Г. Шмишека. Он разработал данный тест  в 1970 году на основе теоретической концепции Карла Леонгарда акцентуированных характеров. Иногда опросник называют опросник Леонгарда - Шмишека (Шмишека - Леонгарда или просто "Шмишек", как профессиональный жаргонизм).

Согласно его концепции, черты присущие личности можно разделить на: основные и дополнительные. Основные черты характера составляют стержень личности, определяют ее развитие, процессы приспособления, психическое здоровье.

В случае сильной выраженности основных черт характера, они становятся акцентуациями характера. Под действием неблагоприятных факторов, акцентуации можно считать патологическими.

Основные черты  характера в случае яркой выраженности становятся акцентуациями характера. При воздействии неблагоприятных  факторов, акцентуации характера  могут считаться патологическими. Личности, у которых основные черты характера ярко выражены, называют акцентуированными  личностями. Однако, акцентуированных  личностей не стоит рассматривать  в качестве патологических - в  них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Тест Шмишека исследует типы характера, раскладывая его по следующим акцентуированным характерам: гипертимический тип, тревожно - боязливый  тип, дистимический тип, педантичный  тип, возбудимый  тип, демонстративный  тип, циклотимический тип, аффективно - экзальтированный  тип.

Согласно его теории «акцентуированных личностей» выделяют черты личности, которые  при определенных условиях могут развиваться как в положительном, так и в отрицательном направлении.  Эти черты представляют собой заостренные индивидуальные свойства человека.

Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяют по принципу акцентуации свойств  характера или темперамента. К  акцентуации свойств характера  относятся: демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга); педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия); возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты); застревание (в патологии: паранояльные психопаты).

Остальные виды акцентуации относят к особенностям темперамента и отражают темп и глубину  эффективных реакций.

Тест - опрос состоит  из 98 вопросов, которые соответствуют определенным акцентуациям характера (акцентуациями  личности).

Преобладающий  тип акцентуированного характера  определяется по максимальному числу  баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера.

Тест - опросник Шмишека предназначается для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента подростков, юношей и взрослых лиц. Тест подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования и профориентации.

Тест Томаса: типы поведения в конфликте. Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначается для изучения предрасположенности личности к конфликтному поведению, выявлению определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

К. Томас использует для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которых является кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, настойчивость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, которые обозначаются в соответствии с двумя основополагающими измерениями кооперацией и напористостью:

  • соперничество (конкуренция), означающее стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • компромисс;
  • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  • сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас в опроснике по выявлению типичных форм поведения описывает каждый из пяти предложенных вариантов 12 суждениями о поведение индивида в противоречивой ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.

Ответы заносятся в бланк.

Для определения конфликтогенности у учителей, т. е. предрасположенности к конфликтным ситуациям, и определения типов поведения мы решили использовать вышеперечисленные методы.

Исследование проводилось с учителями, состав которых мы определили в 7 человек. Вначале им необходимо было заполнить тест Шмишека, затем тест К. Томаса.

Результаты по оценке акцентуации характера по методике Шмишека вы можете увидеть в следующей таблице.

Таблица 2.1.

Оценка результатов типов акцентуации характера.

№ п/п

Тип акцентуации

Количество человек

1

Гипертимный

Выражен 3 человек (23%).

2

Дистимный

Не выражен (0%).

3

Циклоидный

Выражен у 4 человек (57%).

4

Возбудимый

Выражен у 1 человека (14%).

5

Застревающий

Не выражен (0%).

6

Педантичный

Не выражен (0%).

7

Тревожный

Выражен у 2 человек (29%).

8

Эмотивный

Выражен у 3 человек (23%).

9

Демонстративный

Выражен у 1 человека (14%).

10

Экзальтированный

Выражен у 6 человек (88%).

Ложь

Отсутствует (0%).

Из этой таблицы следует, что преобладающим типом акцентуации у учителей является экзальтировинный тип (6 человек) и циклоидный (4 человека).

Результаты по оценке акцентуации характера по методике Томаса вы можете увидеть в следующей таблице.

Таблица 2.2.

Оценка результатов типов поведения в конфликте.

№ п/п

Тип поведения в конфликте

Количество человек

1

Соперничество

Выражено слабо у 2 человек (28%).

2

Сотрудничество

Выражено сильно у 5 человек (71%).

3

Компромисс

Выражен у 7 человек (100%).

4

Избегание

Выражено у 7 человек (100%).

5

Приспособление

Выражен сильнее всего у 7 человек (100%).

Из таблицы следует вывод, что учителя стараются избежать конфликтную ситуацию, если избежать ее не удается то найти в ней компромисс. Преобладающий тип поведения – приспособление к конфликту.

Результаты тестов показали, что у учителей преобладает экзальтированный тип акцентуации характера (отличается высокой контактностью), он составляет 88%. Экзальтированный тип определяет следующие типы поведения: компромисс, избегание и приспособление к конфликту.

Чуть менее у коллектива выражен циклоидный тип характера, который составляет 57%. Циклоидный тип характеризуется тем, что отличается частой сменой настроения. Конфликтность возрастает в период подъема настроения.  Несмотря на то, что конфликтность сильно колеблется, в связи с  частой сменой настроения, учителя осознают то, что должны держать себя в руках и приспосабливаться под конфликт, идти на компромисс и по возможности избегать конфликт.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЮ

 

  • негативно сказываются на здоровье того, кто злится;
  • ухудшают качество мышления;
  • снижают объективную оценку у окружающих;
  • вызывают ответную неприязнь у партнера во время общения по закону эмоционального заражения.
  1. Ни при каких обстоятельствах не рекомендуется выяснять отношения с администрацией школы, учителями и родителями школьников в присутствие учеников.
  2. При оценке результата учебной деятельности и поведения школьника необходимо всегда обращать внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Такой подход более уместен и менее конфликтен.  Опора на положительное в обучении и воспитании школьников повышает эффективность работы учителя и способствует профилактике конфликтов между учителями и учениками.
  3. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей школьников.
  4. Если учитель является высококвалифицированным профессионалом в своем деле и при этом конфликтен, то такой недостаток вполне можно сопоставить с достоинством, которое связано с хорошим знанием своего предмета.
  5. Постарайтесь постоянно учиться без каких-либо условий любить, уважать окружающих, начиная с себя.
  6. Учитель всегда выше по своему социально-психологическому статусу любого ученика. Но не стоит злоупотреблять своим авторитетом. Лучше всего поддерживать учительский авторитет и повышать качество преподавания, создавая высоконравственную атмосферу в классе.
  7. Чувство юмора способно предотвратить многие конфликтные ситуации. Существует мнение, что учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.
  8. Старайтесь расширить границы своего мировосприятия. Изучайте больше книг, например книгу по астрономии. Следуя этой рекомендации, учитель будет чувствовать себя свободнее.
  9. Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте историю: своих предков, своей родины, всего человечества, развития жизни на Земле. Ведь история циклична, все проблемы с которыми вы сталкиваетесь уже были у других людей, а эти люди нашли их решение. Следовательно, справитесь и вы.
  10. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Страйтесь прогнозировать развитие всех значимых для вас событий. Чем точнее сделан прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
  11. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. Ведь в любом возрасте нужно расширять кругозор и развивать свой ум. Запомните: чем больше знаешь, тем крепче спишь [Анцупов, с. 194].

Список литературы:

1.Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.

4. Белинская А. Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов: учеб. пособие. - М.: Прометей, 2000. - 212 с.

5. Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций: учебное пособие. - М.:  Пресс, 2001. - 183 с.

6.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989. - 189 с.

7.Вершинин М. С. Конфликтология: Конспект лекций. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.. 20001.-64 с

8.Гришина В.Н. Психолигия конфликта. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с.: ил. – (Серия «Мастера Психологии»).

9.Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. -  М., 1993. - 211 с.

10.Леонов Н. И. Конфликтология - М., 2006.  - 232 с.

11.Ратникова В.П. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 511с.

12.Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.

13.Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии. – 171с.

14. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. – 365с.

15.Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управтение как новые парадигмы мышления и действия // Социс. 1995. № 3. – С. 52.