Представление о дружбе в подростковом возрасте

Информация об авторах:

Психология возрастного развития личности: особенности и проблемы / Экспериментальная работа

Аннотация работы:

   Дружба – одно из важнейших и самых возвышенных чувств человека, которое напрямую пересекается с такими понятиями как любовь, верность, сопереживание. Какими бы прекрасными родителями мы не были, ребенку просто необходимо иметь свой круг общения.

Дружба с ровесниками учит ребенка отношениям на равных, что невозможно в отношениях ребенка с родителями. В зависимости от темперамента ребенка, друзей у него может быть очень много, а может и одного-двух будет достаточно. Разумеется, что и у ребенка настоящих друзей много быть не может. Но именно подростковая дружба самая ценная для ребенка, потому что в этот момент он учится понимать самого себя и свои потребности, а также и потребность в близком человеке. В разном возрасте мотивация и смысл дружбы у ребенка меняется. Если в раннем возрасте ребенок выбирает товарищей по игре, то в подростковом возрасте основной критерий отбора это общие позиции и совпадение интересов. К сожалению, эта же основа и может стать в какой-то момент причиной разрыва отношений. Смена увлечений одного из подростков может привести к окончанию дружбы. Подростковая дружба крайне необходима для социализации ребенка, ради ощущения им духовного родства, определения своего места и потребностей.

Используемые методики исследования:

В эмпирическом исследовании были использованы две методики:

1. модифицированный вариант методики «Незаконченное предложение» для диагностики неосознанных отношений к себе, к другим, к будущему и прошлому, для выявления страхов и опасений [Анастази, 1987; Лучшие психологические тесты, 1992; Соколова, 1980]

2. для саморефлексии испытуемым старшего подросткового возраста был предложен тест «Хороший ли Вы друг». Тест состояла из 10 вопросов и предложенных вариантов ответов, из которых они выбирали наиболее подходящий. 

Основной текст:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДРУЖБЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя с взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

 Это возраст  межличностных влечений, близкой дружбы, первой любви. Эмоциональные отношения оказывают существенное влияние на развитие психики подростка, выполняя следующие функции:

Потребность в товарищеских отношениях подталкивает подростков к установлению устойчивых связей со сверстниками: выбору хорошего друга или нескольких друзей, как правило, того же пола. Обычно лучший друг происходит из той же социально-экономической среды, имеет то же этническое происхождение, получил схожее воспитание; живет по соседству, учится в той же школе и классе; находится в таком же возрасте и имеет те же интересы и увлечения. Если товарищам удается удовлетворить взаимные потребности, узы их дружбы могут стать еще прочнее.

Почему друзья подростков обычно похожи на них? Одна из причин в том, что подростки сознательно выбирают друзей, похожих на самих себя. Похожие на нас друзья подтверждают наш статус и повышают самооценку. Другая причина похожести друзей-подростков в том, что после того, как они становятся друзьями, они проводят больше времени в совместных делах.

В  раннем подростковом возрасте дружеские отношения  насыщенны, эмоциональны, но порой приводят к конфликтам, если потребности их участников не получают удовлетворения. Подростки ожидают, что их близкие друзья будут всегда с ними и на их стороне, и они реагируют досадой и гневом, когда ожидания не оправдываются. Поскольку подростки часто эгоцентричны, у них могут возникнуть нереалистические ожидания об уровне поддержки, которую оказывают им их друзья. Всякий раз, когда желания неуравновешенных, незрелых в социальном плане подростков не получают своего удовлетворения, ответом становится бурный всплеск эмоций, что может привести к временному или окончательному разрыву отношений. Дружба ранних подростков, поэтому часто нестабильная и эмоциональная.

По мере взросления возникает необходимость в более тесных и непосредственных дружеских связях. Подросткам нужны близкие друзья, на которых можно положиться и которые могут их понять. Они делятся не только своими секретами и планами, но также и чувствами, помогая друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов.

В подростковом возрасте успех поддержания отношений со сверстниками положительно отражается на психологической и социальной адаптации и достижениях. Важным элементом успеха в сообществе сверстником в это период является стремление быть полезным, т.е. помогать и обеспечивать социальную поддержку, давать советы и информацию.

Дружеские отношения так необходимы подросткам, потому что они не уверены в себе и очень переживают из-за этого. Они еще не сложились как личности. Друзья и приятели, с одной стороны, придают подростку сил, с другой – помогают определить границы собственного «Я». С помощью друзей молодые люди приобретают необходимые личностные и социальные навыки, что помогает им стать частью мира взрослых. У них вырабатывается эмоциональная привязанность к сверстникам, с которыми можно поделиться своими тревогами и сокровенными чувствами[18].

Когда подростки покидают стены начальной школы для продолжения учебы в средней школе, их дружеские отношения становятся намного более широкими и разнообразными. У них появляется возможность знакомиться со сверстниками из других районов, иных социальных классов и этнических групп.

Одна из социальных задач в этот период – расширить круг знакомств, научиться общаться и ладить с самыми разными людьми. Обычно в течение раннего подросткового периода (примерно до 15 лет) число друзей возрастает. Затем подростки становятся более разборчивыми, и количество дружеских связей уменьшается.

Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь[18].

Таким образом, в развитии личных отношений есть свои закономерности. Один вид отношений подготавливает другой, более сложный, но может и препятствовать ему. Например, слишком теплые отношения в семье, дающие застенчивому подростку максимум психологического комфорта, иногда тормозят его вхождение в общество сверстников, где за положение и понимание надо бороться. Тесная юношеская дружба порой также создает конфликтные ситуации. Пример — судьба «последнего в компании», который настолько поглощен своими друзьями и совместной с ними деятельностью; что не ищет других привязанностей. Его друзья один за другим влюбляются, женятся, а тот, кто полнее всего идентифицировался с группой как целым, остается один. Он запоздал с переходом в следующую стадию.

Дружба подростков видоизменяется, главным образом, не с позиции целей, а с позиции используемых средств общения и способов структурирования времени. Сейчас в дружеских отношениях возрастает доля общения, опосредованного современными техническими средствами (электронная почта, Интернет-чаты, сотовый телефон и т.п.), подростки в этом плане более мобильны, чем представители старших поколений. Однако цели дружбы остаются прежними: эмоциональная поддержка, взаимопонимание, взаимная помощь.

     Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. Коммуникативные свойства весьма устойчивы. Прежде всего, надо отметить половозрастные особенности. Судя по имеющимся данным, потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девочек в полтора-два раза раньше, чем у мальчиков, и девичья дружба вообще более эмоциональна. Девичьи критерии дружбы тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские, девочки чаще испытывают дефицит интимности. Мотив понимания в определения дружбы выражен у девочек во всех возрастах более сильнее, чем у мальчиков, да и само это слово они наполняют не совсем одинаковым содержанием. В общении с подругами у девушек сильнее, чем у юношей, звучат интимные темы. Эти различия весьма существенны, но нужно подчеркнуть, что они являются не только половыми, а половозрастными. Дело не только в том, что женщины вообще более эмоциональны, придают большее значение межличностным отношениям и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девочки раньше созревают, у них раньше проявляются сложные формы сознания, а, следовательно, и потребность в интимной дружбе[21].

       Индивидуально-типологические особенности дружбы, проявляющиеся, в частности, в степени её глубины и исключительности, изучены слабо. Важным фактором является, по-видимому, темперамент; импульсивные люди легче раскрываются перед другими, и это вызывает ответный эмоциональный отклик, облегчая установление дружеского контакта. Есть люди, у которых потребность в психологической дружбе вообще мало развита; это бывает следствием не только эгоизма или эмоциональной бедности, но и гипертрофии мотива достижения: человек, целиком поглощённый предметной деятельностью, уделяет меньше внимания собственным переживаниям и окружающим людям.

Одна из самых распространённых проблем юношеского возраста–застенчивость, однако, благоприятный внутриколлективный климат и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолеть застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую ценность[8].

        В целом возрастная динамика дружбы не может быть понята без учёта того, кто, с кем, как и по какому поводу общается. И грани между «юношеской» и «взрослой» дружбой неизбежно становятся подвижными и условными.

ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выявления представлений о дружбе у подростков были проведены эмпирические исследования.   Исследования проводились среди учащихся 6 и 8 классов Степновской средней общеобразовательной школы п. Степновский, Николаевского района, Волгоградской  области. В исследовании приняли участия 19 учащихся 6 класса ,среди них 7 мальчиков и 12 девочек; и 9 учащихся 8 класса: 6 мальчиков и 3 девочки.

При определении понятия «каким должен быть друг» учащиеся 6 класса чаще всего употребляли эпитеты: лучший, очень хороший, настояний, добрый, умный, весёлый, верный, трудолюбивый, верующий (в друга), ненавязчивый, смешной, прикольный. Требования учеников 8 класса съужаются  до определений: самый лучший, добрый, чистый.

 При проведении исследования 14 человек из 6 класса и 5 человек восьмиклассников конкретно  указали фамилию и имя человека, котрого считают своим другом. Остальные опрашиваемые либо не конкретизировали ответы, либо указали, что друга у них нет.

По анализу ответов можно судить о сформированности у старших подростков понятия «Дружба», «Друг», взаимоотношений между друзьями.  Участники теста набрали от 22 до 28 баллов, что соответствует следующей интерпретации: вы, действительно, хороший друг. Ваши друзья верят вам и восхищаются вами. С полным правом можете надеяться, что при необходимости они придут вам на помощь. Разумеется, если и вы будете поступать так же. 

В результате исследования были выявлены два типа социальных представлений о дружбе, которые, по сути, совпадают с типами дружбы, выделенных, Аристотелем. Первый тип социальных представлений о дружбе «Дружба как функциональные отношения» (Аристотель – утилитарная дружба). Дружба понимается, как отношения необходимые в жизни для поддержки в трудных ситуациях, в решении конкретных проблем, что отражает ценность дружбы. Основой дружбы представляется взаимопонимание, доверие и поддержка. Данный тип представлений характерен для взрослых людей. Второй тип социальных представлений «Дружба как эмоциональные отношения» (Аристотель – дружба ради удовольствия) отличается пониманием дружбы как духовной близости, эмоциональной потребности в другом человеке. Дружба представляется как защита от одиночества. В основе дружбы видится обязательно взаимная симпатия, эмоциональная близость двух людей. Данный тип социальных представлений характерен в большей степени для юношества. 

Список литературы:

  1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред.А. В. Петровского.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1979.- с.125-133.
  2. Кон И.С. Дружба. Спб: изд-во Питер, 2005.
  3. Харре Р. Дружба как достижение: этогенетический подход к социальному взаимодействию// Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб: изд. Питер, 2001. – 512 с.
  4. Юркова Е. В. Социально-психологические исследования дружбы. Опубликовано: Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – С. 96-101.
  5. Юркова Е.В. Дружба как социально-психологический феномен: гендерный аспект// Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всерос.съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб., 2003. - Т.8: Ф-Я.-С.583-586.
  6. Юркова Е.В. Психологическая диагностика представлений о дружбе и о себе/ Справочник практического психолога. Психодиагностика. - М.;СПб., 2005. - С.535-561.