ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФОРМНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Информация об авторах:

 

Психология возрастного развития личности: особенности и проблемы / Экспериментальная работа

Рузметова Алена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Естественно-географический факультет 3 курс БХБ-312

Аннотация работы:

Явление конформности вызывает большой интерес у исследователей человеческого поведения .

Объект исследования: конформность как психологическое явление

Предмет исследования: конформность подростков

Цель исследования заключалась в том, чтобы  выявить и сравнить степень проявления конформности у подростков школы МОУ СОШ №6        г. Котово в зависимости от их поведения и успеваемости.

Используемые методики исследования:

Методы исследования: в курсовой работе применяются теоретические методы, такие как анализ научной литературы, сравнение, анализ. Также были использованы эмпирические методы: тест – опросник «Не идёте ли вы на поводу у друзей?», эксперимент, наблюдение.

Основной текст:

 Исследования уровня конформности у подростков и подростков группы риска

Цель исследования: выявить и сравнить степень конформизма  у подростков   и подростков «группы риска» МБОУСОШ №6 г. Котово.

Задачи исследования:

  1. Выявить уровень (степень) конформности у подростков — учеников 8 классов.
  2. Выявить уровень конформности у подростков группы риска.
  3. Сравнить уровни проявления конформности учащихся 8 классов.

Объект исследования: В исследовании приняли участие 18 человек, это ученики 8-х классов(13-14 лет). В ходе эксперимента подростки были разделены на 2 группы -  9 подростков, входящих в  «группу риска» (стоят на внутришкольном учёте) и 9 подростков, которые имеют прилежное поведение и удовлетворительную успеваемость, большинство учатся на «4-5».

ГипотезаГипотетически можно предположить, что  степень конформности подростков «группы риска»  выше, чем у подростков, не входящих в «группу риска».

В исследовании были использованы следующие методы: тест-опросник «Не идёте ли вы на поводу у друзей?», эксперимент социального психолога Соломона Аша.

Вопросы Теста - опросника «Не идёте ли вы на поводу у друзей?» связаны с проявлением конформности подростков в употреблении алкоголя, табакокурения и наркотических веществ

Как относитесь к тому, что все ваши друзья курят?

 

Большинство подростков с удовлетворительной успеваемостью и прилежным поведением относятся к этому с раздражением, это отвратительная привычка, которая вызывает рак — 78% , кроме того, эта ситуация вызывает беспокойство у 22% подростков, т. к. их друзья хотят, чтобы они к ним присоединились.  Совсем иначе на этот же вопрос отвечает большинство подростков «группы риска» -  67% из них удивляются, почему взрослые поднимают такой шум вокруг курения? У 22% все их друзья хотят, чтобы они к ним присоединились и  это вызывает беспокойство. Лишь 11% подростков «группы риска» эта ситуация раздражает, т.к они знают, что это отвратительная привычка, вызывающая рак.

Отвечая на вопрос, что вы сделаете для того, чтобы свободное время проводить вместе с друзьями, которые всё чаще употребляют пиво и алкогольные коктейли видим,что  подростки с удовлетворительной успеваемостью и прилежным поведением в этом случае либо переживают за друзей, но не перестают с ними общаться, либо предупреждают друзей о вреде спиртного, надеясь, что они поймут, как сильно о них заботятся. Однако и среди данной группы есть подросток, который находясь в одной компании с такими друзьями, сам начинает принимать спиртные напитки, чтобы показать, что он такой же как все и не прочь повеселиться. Подобный ответ даёт большинство подростков «группы риска» - 44%. Есть среди них такие, которые будут предупреждать о вреде спиртного своего друга, надеясь, что он поймёт, что о нём заботятся. 22 % переживают о своих друзьях в данной ситуации, но не перестанут с ними общаться. Другие виды губительного для тела и души поведения могут также быть связаны с давлением конформизма. Например, на вопрос теста как вы поступите, если ваша сестра, либо брат, либо близкий друг придерживаются диеты, которая состоит из сигарет и кофе ответы подростков обеих групп совпадают — практически все поговорят с близким человеком и убедительно посоветуют ему подумать о своём здоровье. Однако разница в ответах присутствует — один подросток «группы риска» испробует диету на себе, чтобы сбросить пару лишних килограмм и один из этой же группы будет переживать за близкого человека, но тем не менее присоединится к нему. Даже в такой ситуации трудные подростки проявляют более высокую степень конформности. Почему подростки, зная вред и губительную силу наркотиков всё равно их пробуют и затем это становится пагубной привычкой и болезнью? Чаще всего они находятся под давлением сверстников, боятся отличаться от других. Этот факт подтверждают ответы на вопрос что вы будете делать, если на вечеринке все ваши друзья курят травку?

55% трудных подростков присоединятся к ним-что в этом такого? Ещё 22 % сделают вид, что им всё равно, но в душе будут чувствовать себя не комфортно и испытают лёгкое искушение попробовать. Другие 22% закроют на это глаза, считая, что это их личное дело.  Вторая группа подростков с хорошей успеваемостью и поведением отвечая на данный вопрос выбрала для себя в основном вариант ответа — закрою на это глаза, хочется делать глупости, это их личное дело. Однако два человека сделают вид, что им всё равно, хотя почувствуют себя не комфортно и испытают лёгкое искушение попробовать.

Вывод: 8 подростков 1 группы (с удовлетворительной успеваемостью и поведением)достаточно хорошо ориентируются в обстановке, когда дело касается наркотиков. Даже находясь в меньшинстве, они не испытывают ни искушения, ни малейшего любопытства отведать наркотиков. Но один человек из этой группы подвержен групповому влиянию в употреблении алкоголя, табакокурения и наркотических веществ, проявляя повышенный уровень конформности.

Что касается подростков «группы риска» - 2 группа, то все 9 человек проявили по результатам теста повышенный уровень конформности при употреблении алкоголя, курении сигарет и наркотических веществ. С одной стороны, их пугают наркотики, в том числе вред курения и алкоголя, с другой — боятся потерять друзей и остаться в одиночестве.

Для следующего этапа исследования была использована методика Соломона Аша,ставшая стандартной, используемая в сотнях экспериментов по изучению конформизма. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение подростка методом "подставной группы". Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного ("наивного подростка"). Суть сговора состояла в том, что им предъявляются по очереди карточки с изображением стандартного отрезка прямой и отрезков

из которых нужно выбрать равный ему по длине. Участники эксперимента должны решить, какой из трех отрезков (№ 1, № 2 или № 3) равен по величине стандартному отрезку. В трёх случаях «подставная группа» даёт правильный ответ — отрезок№3, но на четвёртой карточке "подставная" группа даёт заведомо неправильный ответ (отрезок №4). Последним отвечал "наивный субъект", и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении или поддастся давлению группы.

Результаты 1 серии эксперимента — 6 подростков с удовлетворительной успеваемостью и поведением сидят в ряд (они подставные),  седьмым сидит «наивный» подросток из «группы риска» (всего их было приглашено также 6 человек). Результаты следующие:  из 6 «наивных» подростков «группы риска» только 1 (ученик №3) высказал свое мнение против мнения большинства и стоял на своем. Ученик № 2 ответил первоначально правильный ответ, но потом неуверенно изменил его на неправильный, именно тот, который говорила группа. Все остальные — первый, четвёртый, пятый, шестой ученики поддались мнению большинства и без сомнений дали свое согласие.

Результаты 2 серии эксперимента3 подростка из «группы риска» (подставные) сидят в ряд, четвёртым сидит подросток с хорошей успеваемостью и поведением( всего их было 3 человека). Результаты таковы: все трое поддались влиянию других «подставных» ребят и говорили неверный ответ, не пытаясь поспорить и противиться.

Вывод: В данном эксперименте мы выяснили, что подростки  не входящие в «группу риска» наиболее конформны под давлением группы, чем подростки, входящие в это группу.

Вывод по 2 главе: вероятность конформности возрастает, когда человек сталкивается с единодушным мнением трех или более человек. Наиболее высокий уровень конформности проявляется тогда, когда ответы надо давать публично, в присутствии группы.

Список литературы:

Список литературы

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., ЭКСМОПрес, 2000.
  3. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. -СПб.: Питер 1998.
  4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2001
  5. Ениколопов С.Н. Понятие агрессивность в современной психологии. // Практическая психология, 2001 №1.
  6. Касаткин В.Н. Предупреждение насилия в школе. Казань: РИЦ «Школа», 2002.
  7. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. КоГиТо-Центр. 2008.
  8. Фурманова И.А.  Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. –Минск, 1996.
  9. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности //Социол. исслед. 2002. № 5