Сравнительный анализ развития эмоционального интеллекта у студентов занимающих активную и пассивную жизненные позиции в вузе

Информация об авторах:

Психологические аспекты педагогической деятельности / Экспериментальная работа

Работу выполнила:

Калитвицева Татьяна Владимировна

студентка Волгоградского социального педагогического университета

факультета истории и права группы ИП-ПИБ-33 (3-ий курс) 

Научный руководитель: канд. пед. наук. доц. Симонова Любовь Борисовна

Аннотация работы:

В исследовании рассматривается понятие "эмоциональный интеллект", его структура и способрвы развития. Анализ результатов основыватся на исследовании, проведенном на факультете истории и права Волгоградского социально-педагогического университета со студентами, занимающими активную и пассивную жизненную позицию в общественной жизни вуза.

Используемые методики исследования:

Методы исследования: общенаучный – теоретический анализ научной литературы; психодиагностический –  тестирование.

Основной текст:

Еще древние философские и религиозные учения отмечали единство эмоционального и рационального начал в человеке. За всю историю исследований эта тема прошла самые настоящие испытания: было много споров и сомнений по поводу первичности (разум-или-чувства), значения, важности данной проблематики.

 К. Обуховский  утверждает, что человеку необходима  эмоциональная ориентация в обществе, заключающаяся в способности непосредственно угадывать эмоциональные состояния других людей и распознавать свои эмоции [Обуховский, 2003].

Открытие феномена «эмоциональный интеллект» явилось результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов, об особенностях их взаимосвязи [Андреева, 2008].

Аналогично с IQ (коэффициентом интеллекта) Рувен Бар-Он ввел  обозначение  EQ (коэффициент эмоциональности) [Шабанов, Алешина, 2013]. В науке появилось понятие эмоционально-социальный интеллект, определяющий поведение человека в обществе.

Термин «эмоциональный интеллект» был введен Дж. Мэйером и П. Саловейем и означал – способность человека воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять  их, возможность регулировать и управлять собственными эмоциями, распознавать чувства других людей. [Мещеряков, Зинченко, 2004].

Д. Гоулман указывал, что  на успешность человека влияет уровень ЭИ как способности к эмоциональной саморегуляции и самопознанию, что улучшает профессиональную деятельность человека и сопутствует успеху [Гоулман, 2010].

Структура ЭИ состоит из нескольких компонентов:

Эмпатия–означает вчувствование, сострадательное переживание одним человеком чувств, мыслей, настроений другого [Ивин,  2004].

Самосознание – процесс осознания личностью самой себя и своего места в системе многочисленных общественных связей [Васильев, 2010].

Самоконтроль – осознание и оценка собственных действий, психических процессов и состояний. [Иванников, 2012].

Мотивация –побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность [Петровский, 1990].

Коммуникативная толерантность – навыки позитивного взаимодействия с разными группами людей, представляющих разные культуры, этносы, точки, зрения.

Ассертивность –  способностью к  самоутверждающему поведению. Эффективный результат  педагогической деятельности достигается только через эмоционально окрашенное, личностное  взаимодействие с учащимися, опосредованное эмоциональным интеллектом педагога [Манойлова, 2004].

Высокий EQкачественным образом влияет на успешность человека в его профессиональной деятельности. Опытным путем удалось проверить данный тезис. Исследование проводилось на факультете истории и права ВГСПУ. Были опрошены две группы студентов. В первую входили студенты с активной жизненной позицией: они активны в учебе, хорошо ладят в коллективе, участвуют в общественной жизни университета и занимают лидерские позиции в вузе. Вторую категорию составили студенты, которых можно назвать пассивными: они малообщительны, замкнуты и совсем незаметны среди общей массы студентов. Исследование проводилось в форме анкетирования по методике М. Холла. Эта методика предлагается для выявления уровня ЭИ. Тест содержит 5 шкал для измерения:  эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация,  эмпатия, распознавание эмоций других людей.

Анализ парциальных показателей выявил  следующие результаты.

Уровень эмоциональной осведомленности показал, что из первой группы студентов у 50% она высокая, у 33% - средняя, у 17% - низкая. Из второй категории опрошенных: высокая – у 29%, средняя – у 57%, низкая – у 14%. Люди с высоким уровнем развития данного компонента умеют читать и анализировать свои эмоции, проводят параллельные связи между внутренними чувствами и их проявлениями.

Уровень управления своими эмоциями  говорит о следующем: у студентов первой группы он высокий у 17%, средний – у 50%, низкий – у 33%; у второй – высокий –  0%, средний – 14%, низкий – 86%. Управление своими эмоциями выражается в самоконтроле и означает сдерживание себя от разрушительных эмоций и побуждений. Отсутствие данного компонента действует разрушительно в эмоциональных и критических ситуациях, что мешает трезво принимать решения.

Высокая самомотивация  наблюдается у первой группы студентов– 33%, средняя у 52%, низкая – у 15%. Во второй группы – всего у 3% студентов она высокая, у 26% - средняя, у 71% - низкая. Люди с высоким показателем способны побуждать к действию не только себя, но и окружающих. Низкая мотивация говорит о нежелании и неспособности человека предпринимать действия, ведущие к саморазвитию.

Уровень эмпатии как наиболее важного показателя развития ЭИ продемонстрировал, что у первой группы студентов он высокий у 67%, средний – у 33%, низкий – отсутствует; во второй группе высокий – у 14%, средний – у 29%, низкий – у 57%. Успешные люди способны способность сопереживать, сострадать и радоваться, проявлять живой интерес к делам окружающих. Не эмпантным людям тяжело приходится в общении, они неспособны вызвать доверие и выйти на открытый разговор.

Умение распознавать эмоции других людей выражается в умении анализировать и воздействовать на эмоции других людей. Высокие результаты получили 17% студентов из первой группы, средний – 83%. Во второй группе  высокого показателя не наблюдается, средний – 29%, низкий – 71%.

Сравним общий уровень ЭИ. Интегративные показатели сводятся к тому, что у 17% студентов из первой группы высокий EQ, у остальных – средний. У 14% второй группы студентов EQ на среднем уровне, а у оставшихся 86% - на низком.

Результаты эмпирического исследования ЭИ показали, что у студентов, занимающих лидерские позиции в обществе, EQ находится на высоком и среднем уровне. У более половины менее активных студентов EQ на низком уровне. Утверждение о влиянии ЭИ на деятельность человека подтвердилось.

 В связи с этим, студентам второй  группы необходимо повышать свой уровень ЭИ, а первой – совершенствовать недостаточно высокие  компоненты. ЭИ можно и нужно развивать. Он может быть целенаправленно сформирован как у ребёнка в процессе обучения и воспитания, так и у взрослого человека. Для этого специалисты-психологи создают специальные методики, программы, тренинги и другие мероприятия для повышения EQ.

М.А. Манойловой была разработана методика для формирования у  студентов  системы  психолого-педагогических знаний  о роли  и функциях  эмоционального интеллекта  в педагогической  деятельности [Манойлова, 2004].

И.Н.Андреева в своих книгах дает рекомендации, как научиться выражать, различать, понимать, управлять эмоциями, как использовать их для повышения эффективности своей умственной деятельности [Андреева, 2012].

ЭИ можно развивать и в процессе обучения. Примером может служить методика работы в группах: при коллективном обсуждении проблемы студентам приходится высказывать свое мнение, прислушиваться к другим, взаимодействовать с коллективом не только на познавательном уровне, но и на эмоциональном. Можно дать студенту возможность самому выступить в роли преподавателя.  Ему необходимо будет создать благоприятную атмосферу в коллективе, позиционировать себя как достаточно грамотного и профессионального человека, с  которым приятно и интересно общаться. Также активное участие в общественной жизни, ответственные поручения, выступления перед публикой, организация и проведение мероприятий и другие виды деятельности в социальной сфере обязательно предполагают взаимодействие на эмоциональном уровне, и успешность в этом направлении зависит,  прежде всего, от того, насколько грамотно вы построите свое общение с окружающими.

ЭИ тесно связан c лидерскими, организаторскими способностями, помогает решать задачи, управлять стрессом, дает возможность распознавать эмоции (свои и окружающих), прогнозировать последствия поведения, анализировать. Алекситимия – термин, по сути, противоположный ЭИ, делает человека изолированным от общества, она мешает находить с ними общий язык, продвигаться по служебной лестнице [Андреева, 2012]. Нам всем необходимо задуматься о своем эмоциональном здоровье и при необходимости приложить все усилия для развития своего EQ.

Список литературы:

Литература:

  1. Андреева И.Н.Азбука эмоционального интеллекта. С-Пб: «БХВ-Петербург», 2012.
  2. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5.
  3. Васильев В.В., Самосознание, 2010.   http://www.b17.ru 
  4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2010.
  5. Иванников В.А., Орлов Ю.М. Социальная психология. Словарь. http://www.xapaktep.net
  6. Ивин. Эмпатия. 2004.  http://dic.academic.ru 
  7. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков: ПГПИ, 2004.
  8. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. Большой психологический словарь. 2004.  http://www.psychologov.net
  9. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003.
  10. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психологический словарь.  М: 1990.
  11. Шабанов С., Алешина А. "Эмоциональный интеллект. Российская практика", 2013.