ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Информация об авторах:

Психологические проблемы обучения и воспитания / Экспериментальная работа

Аннотация работы:

Для успешного руководителя в любой сфере деятельности важно, чтобы его подчиненные были целостным, сплоченным, дружным коллективом. Но, как известно в любом коллективе, будь то школьный класс, студенческая группа или же футбольная команда имеются лидеры, которые являются своеобразным магнитом для остальных членов данного сообщества.

Руководитель в сфере образования, то есть педагог, стремится у студентов развить социальную активность и лидерскую целеустремленность. Высокий уровень социального, психологического, интеллектуального развития поможет им занять лидирующие позиции не только в настоящем, но в будущем окружении, а так же способствует наиболее полной реализации способностей в различных видах деятельности.

Используемые методики исследования:

Не указан

Основной текст:

 1. Сущность понятия "Лидерство", его основные концепции

Лидерство — способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета.

  Попытки осмыслить место и особенности данного феномена предпринимались с древнейших времён. Несмотря на достаточно длинную историю существования таких наук как философия, педагогика и психология, понятие «лидер» до конца не изучено. С античных времён и до сегодняшнего времени лидерство как таковое является неотъемлемой частью исторического развития человечества. Оно многогранно, разносторонне и с каждым годом становится более широким, полным и охватывает все сферы деятельности человека.

  Рассмотрим несколько концепций теории лидерства:

  С античных времён до 40-х годов XX века преобладала теория черт. Исследователи описывали присущие лидерам качества, которые рассматривались как «дар свыше» и не развивались в дальнейшем. Совокупность черт лидера рассматривали такие философы и мыслители прошлого, как Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Сенека, Ж.-Ж.Руссо, К.-А.Гельвеций, И.Кант, Ф.Ницше, З.Фрейд и другие учёные. Необходимость воспитания их отмечали на этом этапе лишь некоторые: Аристотель, К.-А.Гельвеций, И.Кант, В.В.Розанов.

  В ХХ веке проблема лидерства охватила почти все сферы жизни общества, она привлекла внимание философов, социологов, социальных психологов. Лидерская одарённость воспринимается как феномен, сочетающий в себе аспекты разных сфер жизни. Лидерскую одарённость, как совокупность определённых психических качеств описывал американский социолог Э.Богардус; анализ исследований черт лидеров содержится в работах К.Бирда, Р.Стогдилла, Ю.Дженнингса, роль личностного фактора в лидерстве подчёркивал Б.Басс. В 20-30-е годы XX века проблемой лидерства занимались У.Коули, К.Левин, Р.Липпит, Г.Пейдж, П.Пигорс. Таким образом, в рамках теории черт сложилась группа концепций, описывающих личность лидера, её характеристики.

  Также существуют теории связанные с характеристикой поведения руководителя (лидера) и функциями руководства (лидерства). В этой концепции эти понятия равны. Психологический подход является основным для изучения поведения личности. Стали появляться работы, посвящённые анализу взаимоотношений лидера и последователей. Среди концепций этой группы – поведенческие, мотивационные теории, теории обмена и (К.Левин, Р.Липпит, Р.Уайт, Д.Макгрегор, В.Врум, П.Йеттон и другие).

  В середине XX века наблюдалось слияние теорий черт и ситуационного лидерства. Лидерство в ситуации изменений становится основным объектом исследований философов и психологов, на которых оказали существенное влияние труды М.Вебера, Дж.Дьюи, Ч.Кули, Г.Лебона, Г.Тарда, В.Парето, концепция «социального действия» Т.Парсонса. Вклад в ситуационную теорию внесли М.Белбин, Дж.Бёрнс, П.Друкер, П.Херси и К.Бланшар, Дж.Немфилл, Ф.Фидлер и некоторые другие исследователи. Все эти теории развивались на основе практики, эксперимента и исследовали социальный и организационный контекст лидерства.

  На современном этапе – с середины 70-х годов – можно выделить несколько подходов к разработке теорий лидерства и руководства. Среди них:

  • философский - уделяется внимание, прежде всего, ценностным аспектам;
  • социологический - изучаются особенности групп и действий в них лидера;
  • психологический - рассматриваются психологические особенности лидера и последователей, их взаимоотношения;
  • практический - даются конкретные рекомендации по управлению коллективами в конкретных сферах деятельности.

  Изучение теорий лидерства является необычайно важным моментом в учебной практике педагога, оно влияет на его профессиональное становление, на развитие профессиональных компетенций, а так же на мировоззрение в целом.

2. Организация опытно-экспериментальной работы и методики исследования.

Исследование проводилось у двух групп, совершенно разных направлений и специальностей. Одна из них – будущие педагоги, люди, заканчивающие второй курс, и вторая группа – смешанная, представителя того же возраста, но самых разных высших учебных заведений, не имеющих отношения к педагогической деятельности. Коллектив 1 группы состоит из 10 человек: 5 девушек и 5 молодых людей, коллектив 2 группы также состоит из 10 человек, но все 10 – представительницы женского пола.

Цель исследования: изучить степень развитости лидерских качеств и структуру исследуемых группы.

Задачи исследования:

- выявить особенности проявления лидерских качеств у обеих исследуемых групп;

- дать оценку уровню развития лидерских качеств.

Для достижения цели и решения поставленных задач мы использовали тест на определение степени развитости лидерских качеств «Я – лидер» [4]. Он состоит из 48 вопросов, в каждом из которых необходимо поставить цифру от 0 до 4 в зависимости от степени согласия с высказыванием (0 – полностью не согласен, 4 – полностью согласен) (Приложение 1).

Уровень  развитости лидерства определялся по следующим аспектам:

1)    Умение управлять собой.

2)    Осознание цели.

3)    Умение решать проблемы.

4)    Наличие творческого подхода.

5)    Влияние на окружающих.

6)    Знание правил организаторской работы.

7)    Организаторские способности.

8)    Умение работать с группой.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

 А – умение управлять собой;

 Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

 В – умение решать проблемы;

 Г – наличие творческого подхода;

 Д – влияние на окружающих;

 Е – знание правил организаторской работы;

 Ж – Организаторские способности;

 З – умение работать с группой.

 Карточка для ответов теста “Я – лидер”

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

 

 Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

 Прежде, чем делать выводы, необходимо обратить внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, считается, что опрашиваемый был неискренним в самооценке.

 3. Интерпретация результатов исследования.

    Для того чтобы сделать вывод были взяты средние результаты по каждой из групп.  И результаты оказались неожиданными – преобладающие качества в каждой из групп крайне сильно разняться, что представлено на графике.

   Изучив график, мы можем увидеть, что такие качества, как осознание цели, умение решать проблемы, наличие творческого потенциала, влияние на окружающих, организаторские способности, а так же умение работать с группой находятся на более высоком уровне у первой группы, нежели у второй. Но это не значит, что эта группа не обладает потенциалом остальных черт, это значит лишь то, что акцент в обучении данной группы делается на развитие и формирование именно этих качеств (также они могут быть врожденными).

    Осознание цели, а также знание правил организаторской работы преобладают у представителей второй группы. Что является крайне характерным для специальностей не имеющих отношения к педагогической деятельности (в частности).

    Обработка результатов теста показала, что у педагогов в отличие от представителей других профессий (среди которых были экономисты, психологи, лингвисты и др.), выше наличие творческого подхода, влияние на окружающих, организаторские способности, а так же умение работать с группой. Что говорит об их особом складе ума, умении быть первыми, вести за собой – это крайне важно для начинающего авторитетного педагога. Но на этом, ни в коем случае, нельзя останавливаться, ведь «движение – это жизнь»!

Список литературы:

  1. Абашкина Е., Егорова - Гантман Е. и др. Политиками не рождаются. Как стать и остаться эффективным политическим лидером. – В 2 ч. – М.: МИР, 1993. Ч. 1. – 220 с.
  2. Ананченко М.Ю. Лидер как субъект социального управления: социально-философский анализ. - Архангельск, 1999. С.7-10
  3. Педагогический энциклопедический словарь. Бим – Бад.
  4. Педагогическая методика «Я – лидер». // [Электронный ресурс] http://lib2.podelise.ru/docs/5288/index-29721.html?page=6
  5. Википедия - свободная энциклопедия // [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%E4%E5%F0