Профессиональное педагогическое общение. Факторы, влияющие на его успешность.

Информация об авторах:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

 

 

Психологические аспекты педагогической деятельности / Эссе 

 

 

Калинчик Лилия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности

ФБ-ФК-51

5 курс

Тихомиров Михаил Юрьевич

 

 

 

 

 

  

Волгоград – 2014г.

Эпиграф:

Общение - есть вечный двигатель достижения высоких результатов в педагогической деятельности. Лишь только грамотно выстроенное общение позволяет его участниками достичь положительной развязки.

Основной текст:

Общение - есть вечный двигатель достижения высоких результатов в педагогической деятельности. Лишь только грамотно выстроенное общение позволяет его участникам достичь положительной развязки, увенчанной успехом и удовлетворенностью. 

Чтобы понять, что есть правильно выстроенное педагогическое общение нужно подробнее изучить само понятие, его конституцию, соблюдаемые условия, позволяющие рассматривать этот процесс как "общение".

Общение (понятие, интерпретируемое в широком смысле) - есть «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение).

Общение не может существовать без порождаемой потребности совместной деятельности.

Важными минимальными условиями, без которых общение не имеет место существовать, выступают такие процессы, как:

- коммуникация (обмен информацией);

- интеракция (обмен действиями);

- социальная перцепция.

Процесс «общение» состоит из 4 этапов:

- вступление в контакт;

- ориентировка в ситуации;

- рабочая фаза;

- выход из контакта.

В ходе общения всегда используются как вербальные и невербальные средства общения (за исключением некоторых случаев).

Если говорить конкретно о педагогическом общении, то действующими его участниками здесь будут выступать:

- учитель (преподаватель);

- ученик.

Общение, рассматриваемое с точки зрения фигурирующих лиц, взаимодействующих в учебное время, рассматривается и существует в системе:

- учитель – ученик;

- учитель – учитель;

- ученик – ученик;

- учитель – класс;

- ученик – класс.

В моей работе будет рассмотрена наиболее  распространенная в своем роде система «учитель - ученик», актуальная, чаще всего изучаемая в исследовательских работах.

Естественным образом, учитель должен выступать как один, из ключевых факторов, способствующего достижению положительного результата по завершению общения, выходу из контакта с учащимся.  Но, здесь следует отметить, что, только исходя из своего большого опыта и присущей по своей природе педагогической компетенции, педагог может выступать как одно из условий на пути построения успешного педагогического общения.

В ходе недлительного, но чрезмерно насыщенного общением с учащимися времени, мне удалось отметить для себя, что личность педагога, его авторитет, желание взаимодействовать с учащимися, нести знания, отдаваться сполна своей профессиональной деятельности немало важные составляющие, положительно сказывающиеся на результативности досягаемых целей, влияющие на уровень и характер их положительности.

Но это далеко не все. Если говорить с точки зрения опытности, то учитель должен:

- уметь вовремя выявлять, ориентироваться, разрешать и устранять конфликтные или иные нестандартные ситуации;

- умение убеждать и принимать объективные, справедливые решения;

- обладать творческим педагогическим воображением;

- заинтересовать и поддерживать этот интерес учащихся на протяжении всего общения (занятия);

- преодолевать коммуникативные барьеры;

- обладать широким спектром учебных средств, методов и приемов, целесообразно применять их в ходе  общения (занятия);

- уметь понимать и выслушивать учеников.

Для себя я выделила следующие конкретные приемы, сопутствующие поддержанию стабильного и крепкого контакта в ходе общения, созданию положительного эмоционального фона беседы:

- создание определенных условий, позволяющих участникам общения чувствоваться комфортно, уверенно;

- предоставление участникам педагогического общения возможности выговориться, и ни в коем случае не перебивать;

- поддерживание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела;

- спокойный уверенный темп речи, отсутствие беглости глаз, отвода взгляда в сторону;

- обращение к фактам;

- предположение конкретного выхода из сложившейся ситуации, компромисса;

- проявление интереса к проблемам учащегося, сути излагаемых фактов;

- вербализация эмоционального состояния.

Базой полученных знаний и представленных ниже результатов выступает пройденная педагогическая практика на базе МОУ г. Волгограда.  

                                                                                          

Список литературы:

1. Общая психология.

2. Возрастная психология. 

3. http://sinmun.narod.ru/zayabkahtml.htm

4. Педагогика.

5. Социальная психология.