«Отрицательный пример – тоже пример» или почему интерес к будущей профессии неумолимо гаснет

Информация об авторах:

Ксения Евгеньевна Головина

Волгоградский Государственный Социально - Педагогический Университет

Институт иностранных языков, 3 курс, группа Саб-31

Научный руководитель – Л. Г. Глазырина

Эпиграф:

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Вольфганг Гёте

Основной текст:

Цель - выяснить и показать, как на практике учителя относятся к своей профессии, и какой  отпечаток наложило на это педагогическое образование.

Темой моего прошлого исследования являлась такая проблема, как  «Подводные рифы педагогического взаимодействия в вузе, или что мешает студенту полюбить будущую профессию». В результате данного исследования мы пришли к выводу, что отношение к будущей специальности студентам - педагогам закладывается еще в университетские годы, и значительно дает о себе знать в последующей педагогической деятельности. А происходит это в большинстве своем благодаря примерам педагогов, преподносящих свой личный пример.

Если в нашей первой работе эта проблема рассматривалась через призму взглядов студентов, то в этой работе нам удалось рассмотреть данную проблему под другим углом - через взгляды самих педагогов. В этом году мне посчастливилось побывать в самом, что ни на есть подходящем месте, для того, чтобы понять, ошибались ли мы с нашим предположением о влиянии педагогов - наставников на отношение студентов к избранной профессии или же нет. Я проходила практику на базе одной из школ Волгограда, и мне удалось побеседовать об этом с некоторыми из учителей школы и увидеть сам процесс обучения своими глазами, но также были опрошены и педагоги из высших учебных заведений.

         Учителям, выпускникам педагогических вузов, а так же некоторым из нынешних студентов, имеющим скромный педагогический опыт,  были заданы   вопросы, одними из которых являются: «Что для Вас есть педагогическая деятельность? Можете ли Вы сказать, что на вашей работе в школе отразилось отношение к преподаванию учителей, которые обучали вас?» И вот какие ответы были получены:

- 1. Для меня школа - это даже больше, чем всё. Я провожу здесь уйму времени. Мое утро, вечер и день - это та же самая школа. К своему предмету плохо относиться нельзя, не зря же я его выбирала.… Вообще, вся наша жизнь - это математика, каждый предмет в этой аудитории  - математика. Поэтому я не терплю, когда к математике относятся наплевательски. Если такое отношение к вещи, которая обитает в каждом сантиметре нашей жизни, то и самой жизни (правильно построенной) быть не может.  2. Это было давно, я уже и не скажу, переняла ли я навыки от своих преподавателей, или всего добилась сама. Не знаю,  давайте опустим этот вопрос.  (Учитель школы)

- 1. Работа 2. Есть собирательный образ, своего рода ролевая модель педагога, быть которым я стремлюсь, работа в вузе приносит гораздо больше удовольствия, так как студенты более заинтересованные люди. Деятельность в вузе для души,  в школе - для заработка, скорее. (Преподаватель вуза)

- Моя профессия – учитель. О работе учителя сложно и одновременно просто рассказывать. Ведь это и планы (поурочные, тематические, индивидуальные) и отчетная документация,  проверка тетрадей и ежедневные домашние подготовки к урокам. С другой стороны: учитель – это творческие встречи, интересные дела, проекты, открытия малые   и  большие. И каждый день общение с ребятами. Это замечательно.  Я сама была ребенком, и в своих фантазиях рисовала портрет "ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ". Перед собой я видела человека доброго, понимающего, умного, мне хотелось, чтобы учитель меня любил, понимал, уважал и ценил мой даже самый маленький успех. Об этом я мечтала. Очень любила некоторых из своих учителей и хотела стать одной из них. Что же сейчас может измениться в мечтах детей? Как бы это странно ни звучало, но современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность - вот что нужно современному ученику. Именно этого не хватает нашим детям, так как многие родителя вынуждены день и ночь работать, чтобы прокормить семью и дать детям все самое необходимое - в материальном смысле. Чтобы дети были одеты, обуты, у них были компьютеры и сотовые телефоны, велосипеды и так далее. Родители  доверяют  мне  своих  любимых, единственных, драгоценных  чад.  Наверное,  нет  на  свете  ни  одного  родителя,  которого  бы  не  волновало, как  его  ребёнок  будет  учиться  в школе. Какие  у  него  взаимоотношения  сложатся  с  учителем, со сверстниками  насколько  учение  будет  для  него  радостным и  полезным. Каким вырастет ребенок? Добрым? Отзывчивым? Где ребенку получить тепло, заботу и внимание'? Если этого не даст учитель, что станет с людьми в будущем? Я  понимаю,  что  то,  как  сложится  школьная  жизнь ребёнка,  зависит  во  многом  от учителя, а значит от меня.  И  я  много  думаю  о  том,  как  помочь  ребёнку  в  его  развитии,  в  его физическом,  умственном  и  духовном  росте  и   становлении. Убеждена, что все дети без исключения – талантливы. Каждый ребенок может показать свои знания, по какому- либо предмету: это может быть чтение, русский язык, математика, а может и  физкультура.  Жизнь не стоит на месте. Современные дети заставляют меня совершенствоваться, искать новые подходы в обучении моих пытливых малышей. Для меня  это нескончаемый процесс творчества, к которому  я причастна, и могу чувствовать изменения и вносить свои оттенки в картину бытия. ( Мой учитель начальной школы.)

- Для меня педагогическая деятельность - это то,  о чем я мечтала,  то, чему я посвятила уже 25 лет. Конечно, вспоминаю своих педагогов - наставников, а как же?  Иногда вот думаю - ругаюсь на своих учеников, ругаюсь.. думаю, что не выйдет из них ничего путного.. А  потом гляди - и очень даже успешные люди получаются. Был у меня один выпуск, я им в 9 классе сказала, что  в 10 им даже делать нечего, так и вышло - все они пошли кто куда.. техникумы, колледжи.. Через 10 лет зовут меня на юбилейную встречу выпускников, а мне даже идти не хочется. Ну они прислали машину за мной, уговаривали сильно, как я и ожидала- меня ждала фраза  мол, « Вот я теперь какой.. а вы говорили, что не выйдет из меня ничего».. Тут я вспомнила и своих преподавателей, которые говорили нашему выпуску тоже самое. Цикличность какая-то. Да так, наверное, и будет, хотелось бы увидеть такого учителя, который не следовал бы примеру, осознанно или нет, все учатся друг у друга. ( Учитель школы)

- Педагогическая  деятельность для меня - давать знания ученикам. Хочется делать так, чтобы предмет им нравился, да и я тоже. Это зависимо потому что, Если нравлюсь я, по идее дети  будут лучше вникать. На собственном примере убедилась, что влияние моих вузовских педагогов на мою педагогическую деятельность - колоссально. Причем, когда ведешь урок – совершенно не задумываешься о том, откуда у тебя та или иная манера ведения урока, ты просто делаешь дело. Только затем, подумавши, понимаешь, что «был у меня преподаватель, который также как и я…». - (Студент, впервые получивший опыт в роли педагога в школе.)

Исходя из полученных результатов, очевидно, что большая часть педагогов считает, что обучающие их преподаватели в той или иной мере повлияли на мировоззрение и отношение к профессии.  И это ли не прекрасно? Ведь, талантливый педагог и может научить талантливым вещам, а если тот, кого обучают, в будущем подкрепит свою работу  чем-то особенным от себя, то выйдет самая настоящая плодотворная работа, которая на вес золота. Другими словами - учитель для студента – это некий прототип, первообраз, чьими советами и примерами он пользуется и в дальнейшей жизни.

Но если все на самом деле так прекрасно, и все учителя стараются составлять образ идеального педагога, собирая его по частицам из уроков, предоставленных своими же учителями, то откуда берутся те «училки» к которым дети панически не хотят идти? Почему же получается, что все знают, как нужно делать (или считают, что знают), но эпоха носителей таких шедевров как «Есть только 2 мнения: моё и неправильное» не иссякает?

Думаю, объяснением является нацеленность на  обучение  учителя-предметника, а не учителя — специалиста по межличностному взаимодействию.  Будущих педагогов будучи студентами уже учат оценивать формальности, ставят галочки за приход, за скаченную информацию из интернета, за чтение по листку ( якобы проявление активности) и ведь все это является     примером для   будущих учителей.   Еще одной не менее частой проблемой, которая переходит из рук одного преподавателя в руки другого, является безразличие к своим ученикам.  На психолого - педагогической практике я заметила, как некоторые учителя, общаясь  с учениками,     зачастую даже путали имена детей. Что уж там говорить о знании их положения в семье, о микроклимате (тот, который есть на самом деле, а не тот, который хочется видеть учителям) в классе и прочих вещах, которые как ни что иное влияют на процесс обучения и процесс становления личности?

Во время беседы я задала нескольким учителям вопрос  о возникшей проблеме с одним из учеников, не связана ли эта проблема с семьей ученика, на что получила ответ «Да бог его знает, что там у них в семье творится. Кому это нужно?». Думаю, это о чем-то говорит.  И затем, шли вопросы об опыте, перенятом от своих преподавателей, ответы представлены выше. То есть, выходит, что как и преподаватели бедолаги- ученика не интересуются его жизнью, так и преподаватели этих учителей не интересовались их  проблемами. И так, действительно, из поколения в поколение. Так может быть, именно сейчас то самое время, когда, понимая  всю критичность ситуации, можно поставить точку на круговороте безразличия  к своей работе учителя? (конечно же, это не обо всех педагогах, но чего скрывать, эта проблема действительно актуальна).

В итоге получается, что  учителя с равными знаниями, опытом и даже желанием хорошо делать свое дело делают его   по-разному. Это случается, потому что каждый учитель — это неповторимая личность, а, следовательно, и неповторимо его общение с учениками. Да, у всех оно протекает по-разному. Но это не значит, что у одного может быть хорошо, а у другого — плохо. У всех может быть по-разному, но хорошо. Должно быть хорошо. Ведь межличностное общение — это единственный канал, по которому осуществляется «влияние личности воспитателя на молодую душу», составляющее «ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни упреками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Впрочем, и упреки, и моральные сентенции, и наказания, и поощрения тоже элементы педагогического общения. Канал педагогического общения — это единственная магистраль, единственный путепровод, по которому учитель «транслирует» все хорошее, что содержит его личность, в личность ученика. И не очень хорошее тоже. Но, к  сожалению, не всегда данный прообраз и это «Должно быть» является надлежащим примером.

В противном случае мы имеем негативное отношение к педагогической деятельности, еще даже не приступив к ней, т.е. будучи студентом. А когда студенты - педагоги идут работать в школу то либо сразу, либо со временем пропитываются  нелюбовью и к школе, и к детям, и к избранному путю своей жизни. А все, потому что нам еще на университетских скамьях твердят «Не дай бог пойти вам работать в школу» как бы « в шутку», это закладывает определенный настрой, который абсолютно не нужен.

         Подвести итог хотелось бы высказыванием Адольфа Дистервега«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.» Особенно актуально это для тех педагогов, которые учат учить.  Студентам же никогда не стоит забывать, что не все преподносимое нам, стоит воспринимать так, как  предложено. Нельзя слепо верить абсолютно всему и не обязательно со своими учениками вести себя так, как вел себя «тот самый преподаватель, на уроках у которого коленки тряслись, но результат  был..» добиться этого результата можно и другими путями, а понять какими - наверное, и есть задача и основная цель любого педагога.

Список литературы:

Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУ АИНФОРМ», 2003 – 312 с.