Человек интересной судьбы

Информация об авторах:

Муниципальное   образовательное  учреждение  "Нижнедобринская  средняя  общеобразовательная  школа"  Жирновского  муниципального  района  Волгоградской  области

Руководитель : Фомина  Ольга  Александровна,  учитель  истории.

Авторы:

  • Каптюрина  Анна  Павловна, ученица  7  класса

Волгоградская  область, Жирновский   район, село  Нижняя  Добринка

Информация о ветеране:

Шапошников   Дмитрий  Витальевич,  родился  6   ноября  1917 года

Содержание работы:

Моя бабушка, Каптюрина Нина Ивановна, родилась 15 октября 1938 года в Узбекистане. Там они прожили 3 года. Потом она вместе с родными переехала в село Нижняя Добринка Сталинградской области, где проживает в настоящий момент.

Моя бабушка-человек очень добрый, заботливый, общительный. К ней тянутся хорошие люди. У неё много интересных друзей. Среди них был Шапошников Дмитрий Витальевич, участник Сталинградской битвы, ветеран Великой Отечественной войны, человек с интересной судьбой.

Из её воспоминаний и воспоминаний его старшей дочери, я узнала много нового об этом незнакомом мне человеке.

Дмитрий Витальевич родился 6 ноября 1917 года в Новочеркасске Ростовской области. По материнской линии он принадлежал к очень известному на Дону дворянскому роду Туроверовых.После окончания средней школы станицы Ильинка, учился в гидромелиоративном техникуме, который Шапошников Дмитрий Витальевич окончил с отличием и начал свою трудовую деятельность по специальности.

Многие планы перечеркнула война. 3 марта 1942 года, во время очередной мобилизации, вместе со своими станичниками он отправляется на фронт. Общительный и отзывчивый, он быстро заслуживает доверие у сослуживцев. Его рассудительность и смекалку замечает командование, вскоре ему присваивают звание сержанта и назначают на должность командира стрелкового отделения. Судьба распорядилась так, что в первом бою ему пришлось участвовать на нашей Сталинградской земле. Пехота есть пехота, часто отделению приходилось выполнять боевые задачи за целый взвод.

О войне он не любил рассказывать. К бывшим фронтовикам и к павшим товарищам относился трепетно. Ежегодно в школе устраивались встречи с ветеранами. Где участники тех великих испытаний рассказывали детям о том, через что пришлось пройти советским людям. На вопрос: "Страшно ли было на войне?",он отвечал:-"Конечно, страшно. Особенно, когда, надсадно ревя, на тебя пикирует чудовище с крестом на боку. Невольно вспоминаешь и Бога, и мать родную. Страшно подниматься в атаку, делать первый шаг. Но ты его делаешь, бежишь стреляя и, когда видишь рядом своих товарищей, ощущаешь чувство локтя, видишь общую цель, страх уходит. А самое страшное, когда на твоих глазах умирает друг и ты ничем не можешь ему помочь".

По словам Дмитрия Витальевича , в его фронтовой жизни Сталинград - очень тяжёлая страница. Особенно ему запомнился день 23 августа 1942 года. Их 45-я стрелковая бригада стояла на Дар-горе. Дмитрий Витальевич был командиром одного из отделений бригады. Во 2 половине дня стал слышен нарастающий гул. Появились вражеские самолёты. Они закрыли всё небо. Их было так много, что казалось их свирепые крылья закрывают все вокруг. А они всё шли и шли. Слышался вой пикирующих бомбардировщиков, разрывы бомб. Рушились дома, пылала Волга, гибли мирные жители. Это был ад. Вслед за налётом -жестокий бой, когда бойцы автоматом и винтовкой, штыком и гранатой прокладывали себе путь вперёд и, непрерывно атакуя, громили фашистов. Не случайно самыми дорогими для него наградами были медали: "За оборону Сталинграда"и "За отвагу".

В одном из таких кровопролитных боёв получил проникающее ранение в грудь. После Сталинграда, уже в составе 159-й стрелковой бригады, будучи командиром отделения, был направлен на Курскую дугу. Принял участие в Прохоровском сражении. Здесь он был награждён медалью "За боевые заслуги".Дмитрия Витальевича отправляют на лечение в госпиталь, откуда он не долечившись, сбегает в своё отделение. И снова бои, освобождение Ельни, Смоленска. А потом- страны Европы: Румыния, Венгрия, Австрия. А в недолгие минуты тишины, он писал письма домой, своим родным и близким. Какой любовью они пропитаны, какой заряд энергии и надежды они оставляли его жене "дорогой Анечке". Татьяна Дмитриевна прочитала мне одно из них."Дорогая моя Анечка! Родная моя! Если бы ты знала, как соскучился я по Родине, по матушке- России, вдали от которой я нахожусь уже три месяца. Но все невзгоды, все огорчения покрываются одной-единственной мечтой - надеждой на счастливое будущее вблизи тебя и Танюшки, вблизи родных и знакомых мне людей. Пока. Всего хорошего. Крепко, крепко обнимаю и целую много, много раз тебя и дочурку Танюшку. Твой, твой, и твой любящий и любимый."Там в Вене его застала весть о Победе. Особенно мне запали в душу его слова, рассказанные бабушкой: -«Не передать ничем ту огромную радость, то упоение первыми минутами мира, которые мы испытывали тогда! Мы обнимались,"качали" друг друга, салютовали нашей Победе, мечтали о скором возвращении домой". Но еще целый год он служил в армии, уничтожая со своим отделением остатки гитлеровских соединений под Веной. Закончил службу в качестве заведующего главным авиаскладом № 2026. Здесь нашла его награда "За победу над Германией".

После Победы, в 1946 году он вернулся в родную станицу, где давно его ждали родные и близкие . Об этой трогательной встрече мне рассказала его дочь Татьяна Дмитриевна Мартынова: "Я очень хорошо помню этот солнечный майский день. Мы жили в станице Скосырской Тацинского района Ростовской области. Мама, бабушка и две тети были в школе, а я и трое моих двоюродных братьев играли с другими детьми на площади напротив нашего "учительского" дома. Вдруг вдалеке заметили какого-то мужчину в военной форме, который шел в нашем направлении. Время, когда каждый день десятки семей встречали уцелевших в гибельной войне солдат, прошло. К 1946 году основная их масса уже вернулась домой. И потому нам было интересно, кто же это возвращается и в чью семью? Мы оставили игру и ожидали, когда мужчина подойдет поближе. И вдруг мои братья Юра и Алеша бросились к нему с криком: "Дядя Митя, дядя Митя вернулся!" Я, четырехлетняя девочка, конечно, не узнала отца. Ведь когда он в последний раз виделся с семьей, мне было всего 1,5 года. Папа обнял братьев и подошел ко мне: "Танюшка, ты знаешь, кто я?" Я уже поняла, что это мой отец, так как мама и бабушка, получив от папы письмо, давно ждали его возвращения, говорили о нем, потому бросилась к нему: "Да,да, ты мой папа Митя!" В 1947 году Дмитрий Витальевич был принят преподавателем черчения в Скосырскую среднюю школу, а в 1950 году его переводят в Медведицкую среднюю школу учителем математики и рисования. В этой должности он проработал ровно два года. С сентября 1953 года становится директором Нижнедобринской средней школы. В 1955 году он поступил на исторический факультет Сталинградского государственного педагогического института на заочное обучение. Обучение без отрыва от школы требовало времени и поездок на сессию. По просьбе Дмитрия Витальевича, его переводят на должность заведующего учебной частью этой же школы и предоставляют условия для успешного завершения учебы. После окончания института Дмитрий Витальевич снова становится директором. Под его руководством было открыто новое, современное, двухэтажное здание. Это событие осталось навсегда в доброй памяти учеников и просто жителей села. В должности директора школы Дмитрий Витальевич проработал десять с половиной лет. Именно в этот период основательно перерабатывается учебная программа. Трудовое воспитание становится неотъемлемой частью обучения. В школе появляется свое подсобное хозяйство, где выращивают кроликов, ухаживают за садом, а затем учащиеся получают и практические навыки, работая в звеньях механизаторов, животноводов, овощеводов на колхозных полях и фермах. Дмитрий Витальевич считал: "...Мало приучить детей трудиться, надо привить им любовь к труду".

После окончания Сталинградского пединститута, он всё время преподаёт историю и естествознание. Вспоминая эти годы, его выпускники через 40 лет слышат его спокойный, уверенный голос, который переносил их к временам тех событий. Он умел так рассказывать, обладая особым даром учителя, что можно было слушать его часами. На уроках естествознания, увидев в глазах своих слушателей непонимание, на секунду задумывался и начинал свой рассказ в ином изложении, добиваясь полного усвоения материала. Он давал ученикам возможность участвовать в диалоге, чувствовать себя с ним на равных. Уроки-путешествия, конкурсные задания, олимпиадные работы, исторические вечера - все это путь к душе и сердцу учеников.Вскоре его предметы становятся любимыми у многих школьников. Великой души человек, вдумчивый и требовательный руководитель.Отличник народного просвещения школы России.

Не только моя бабушка, но и все педагоги школы считали его идеалом, обожали ,всегда стремились быть похожими на него.

Он отдал школе всё, и отдал не напрасно,
Ведь помнят его те, кого он выпускал.
И многих уже нет, но кто-то помнит ясно
Величие ума, стремленья идеал!

Использованные источники:

Перечень   источников:

  1. Интервью  с  бывшим  учителем  русского  языка  и  литературы  Каптюриной  Н.И.
  2. Интервью   с  дочерью  Шапошникова  Д.В.  Мартыновой  Т.Д.
  3. Материалы  из  семейного  архива  Шапошникова  Д.В.
  4. Фотографии  Шапошникова  Д.В.  и  его  жены.

 Список  литературы:

1.Бусалаев  А.П.,  Цыкин  И.В.  Книга   "лица  моих  сельчан" :  Очерки. М.: Издательский  дом  "Российское  время", 2010.- 368 с., 24 с.  цветн. вкл.

2.Зюзин  П., Иванов  Ф.,  Луночкин  М., Червяков  В.  Книга  "История  села  Нижняя  Добринка" : на  правах  рукописи.

 

Фотогалерея: