начальник станции товарищ латунов

Информация об авторах:

Муниципальное казенное образовательное учреждение  Новостроевская  средняя общеобразовательная школа Палласовского муниципального района Волгоградской области

 

 

Руководитель: Эргардт    Вера Сергеевна, учитель начальных классов и руководитель школьного  музея

   Автор: 

Балагурова Ольга Сергеевна ,  ученица 10 класса

                                                      

   Волгоградская область,   Палласовский район,  посёлок Новостройка

Информация о ветеране:

Герой Социалистического Труда(1943г.)

 Георгий Григорьевич Латунов        19ОЗ года

Содержание работы:

Цель работы: восстановить жизненный путь Героя Социалистического Труда Г. Г. Латунова.

Задачи:

  • собрать и проанализировать литературу, посвященную вкладу волжских железнодорожников в Победу;
  • изучить архивы районной газеты «Рассвет»: публикации о железнодорожниках  нашего района, участниках  Сталинградской битвы;
  • проанализировать архив совета ветеранов железнодорожных войск Палласовского района;
  • собрать и проанализировать документы и материалы районного историко – художественного музея, рассказывающие о Г. Г. Латунове;
  • проанализировать лекцию Георгия Григорьевича « Воинский труд и пафос восстановления» и его воспоминания.

Содержание

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Список литературы и источников
  5. Список приложений
  6. Приложения

 Введение   

С инициативой постройки железнодорожной линии до соляных промыслов на озере Эльтон и до Астрахани общество Рязано - Уральской железной дороги выступало ещё в 1893 году. Появлялись разные планы, высказывались различные мнения о требуемом маршруте. Наконец 26 апреля 1903 года были утверждены условия сооружения Астраханской железной дороги, в том же году было начато строительство, велось оно от станции Красный Кут. В 96 верстах от нее, на реке Торгун, появилась станция Палласовка. В справочнике Рязано - Уральской железной дороги сообщалось, что при станции находился небольшой поселок с магазинами, складами, паровыми мельницами, дающими ежегодно для отправки по железной дороге от 2 до 4 вагонов муки. Грузооборот станции превышал 1135 тысяч пудов (мука, скот, лесоматериалы, мануфактура).

Астраханская железная дорога приобретает огромное значение в период Великой Отечественной войны. На ее станциях работал будущий Герой Социалистического Труда Георгий Григорьевич Латунов. В фондах Палласовского историко – художественного музея я нашел его лекцию «Воинский труд и пафос восстановления», которая посвящена вкладу железнодорожников в Победу на Волге. Меня заинтересовала судьба этого смелого, мужественного человека, много сделавшего для бесперебойного снабжения наших войск.

В своей работе я попытался восстановить жизненный путь Г. Г. Латунова и  его вклад в Победу советского народа.

Воссоздать картину работы железной дороги в период войны мне помогли книги:  « Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945» -  под редакцией министра путей сообщения СССР  Н. С. Конарева; К.П.Терёхина «Воины стальных магистралей»;  Н. К. Шилина «На главном  ходу»; статья Н. А. Болотова и М. Н. Опалева «Обеспечение жизнедеятельности прифронтовых железнодорожных коммуникаций РККА в Сталинградской битве»; подшивки  газет «Рассвет» и «Железнодорожник».

Интересный материал представлен и в лекции самого Г. Г. Латунова «Воинский труд и пафос восстановления», написанной им по следам событий – в 1944 году. В архиве совета ветеранов железнодорожников удалось также найти воспоминания Георгия Григорьевича, которые дополнили картину Великой Отечественной войны.

До начала Великой Отечественной войны шоссейных дорог на территории Сталинградской области не было, поэтому особое значение приобретают железные дороги. О вкладе  железнодорожников в Победу на Волге говорит тот факт, что ими было перевезено с июля 1942 по февраль 1943 года 202377 вагонов с боеприпасами, техникой, личным составом, продовольствием и горючим [Н. А. Болотов, М. Н. Опалев Обеспечение жизнедеятельности прифронтовых железнодорожных коммуникаций РККА в Сталинградской битве \ сборник Стрежень № 5, Волгоград, 2006 год, с. 396].

Поскольку железные дороги правобережья, связывающие Сталинград с центром и югом страны, были перерезаны противником, большая роль отводилась Рязано – Уральской дороге, проходящей по левобережью. Станции Эльтон, Палласовка, Гмелинка, Баскунчак входили в ее состав. (Приложение № 1)

Во второй половине 1942 года на линии Урбах — Астрахань железнодорожные войска и спецформирования НКПС провели большие работы по ремонту колеи и увеличению пропускной способности. Было открыто 6 новых разъездов: на станциях Ртищево, Поворино, Таловая, Верхний Баскунчак, Эльтон, Палласовка. (Приложение № 2)

«Сложные задачи ставили правительство и военное командование перед НКПС, а наркомат — перед дорогами. В архиве хранятся два характерных приказа наркома А. В. Хрулева. Один от 30 июня, другой от 13 сентября 1942 года. Речь идет в них об эвакуации людей и оборудования из Сталинграда и примыкающих районов. Первый приказ предусматривал:  в августе, каждые сутки передавать через переправу на Рязано-Уральскую дорогу не менее 500 вагонов. Фактически же на левый берег Волги передавалось 600 вагонов.

Вторым приказом устанавливалось задание перевезти 180 тысяч рабочих и служащих с семьями в Свердловскую, Челябинскую области, Алтайский край, другие места на конкретные оборонные предприятия, где они были очень нужны» [Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг\под ред. министра путей сообщения СССР Н. С. Конарева].

Приказ обязывал начальника Рязано-Уральской дороги (люди находились на левом берегу Волги в районах Ахтубы, Верхнего Баскунчака, Эльтона) подать для этой цели 4350 подготовленных и оборудованных для перевозки людей крытых вагонов и 150 пассажирских, сформировать из них маршруты и направить к месту назначения.

В пути следования им должен быть обеспечен беспрепятственный пропуск. Железнодорожники приложили максимум сил и энергии, чтобы справиться с этой сложнейшей задачей. Оборонные заводы получили необходимое пополнение.               

Под непрерывными бомбежками они своевременно доставляли на фронт вооружение, подкрепления и боеприпасы. Через станции нашего района шли санитарные эшелоны и эшелоны с эвакуируемыми Сталинградскими предприятиями. Фашистские стервятники нанесли бомбардировками,  нашему району большие раны. На  станции  и разъезды района было сброшено  более 8650 авиабомб. ( Приложение № 3)

Газета «Правда» 25 октября 1942 года писала:   «Для Сталинграда! Эти слова звучали, словно набат.  Тысячи и тысячи железнодорожников делали все, чтобы защитники волжской твердыни получали все необходимое, чтобы эшелоны с войсками, техникой, боеприпасами, горючим шли сюда без задержек.

— Для Сталинграда! — с этой мыслью садится за селектор диспетчер.
— Для Сталинграда! — с этой мыслью выходят на пути ремонтные рабочие.
— Для Сталинграда! — с этой мыслью становился у горна кузнец.
— Для Сталинграда! — с этой мыслью принимают маршрут поездные бригады, смело отправляясь в опасный и трудный рейс к волжской твердыне, на подступах к которой Красная Армия поклялась Родине:
— Ни шагу назад!»  [Газета «Правда» 25.10.1942г.]. (Приложение № 4) 

                                                   Их имена запомни, Мать – Отчизна!
                                                   Среди твоих прославленных сынов,
                                                   Сражался не жалея сил и жизни,
                                                   Начальник станции Георгий Латунов!

Эти строки о Георгии Григорьевиче Латунове, который 5 ноября 1943 года, в числе 127 лучших работников железнодорожного транспорта, был удостоен звания Героя Социалистического Труда. (Приложение №№ 5,6)

Родился Георгий Григорьевич  23 апреля  1903 года, в городеНовоузенске  Саратовской области, в многодетной семье крестьянина – батрака. С 10 лет он ходил с отцом батрачить, помогая выполнять любую работу, за которую брался отец.

В 1917 году семья Латуновых переехала жить в Палласовку, где отец пошел рабочим на железную дорогу, а Георгий - учиться в школу (сейчас это школа №17) В 15 лет его взяли на железнодорожную станцию учеником телеграфиста, после обучения остался работать телеграфистом на станции Палласовка. За отличную работу,  в 1930г. Георгия направляют  в Москву на курсы при Наркомате путей сообщения. Окончив курсы, он  получил удостоверение «Техника – движенца 1-го класса». Он  стал работать  дежурным по станции с 1931года, а перед войной - начальником станции Палласовка. (Приложение №7,8)   

Из воспоминаний Георгия Григорьевича Латунова: «Когда началась война, я работал начальником станции Палласовка. В первый же день  получил телеграмму: «Немедленно принимайте дела в Верхнем Баскунчаке». Да, назначение, что и говорить было ответственное, ведь станция-то узловая. Поток эшелонов к фронту возрастал, и надо было каким – то образом увеличить пропускную способность станции. Провели реконструкцию станционных путей: работали все: рабочие, женщины, подростки, не жалея сил,  и днем и ночью. Благодаря этому возросли возможности для маневра при переформировании составов. Стали отправлять составы не только днем, но и ночью, что в мирные дни считалось невозможным» [Из воспоминаний Латунова Г. Г.].  

Летом 1942 года война пришла непосредственно и в наши Заволжские степи. Начались бомбежки станции Верхний Баскунчак.  Г. Г. Латунов пишет: «Когда  фашистские самолеты начали беспрерывные налеты на ВерхнийБаскунчак, и нормальная работа на узле оказалась невозможной, была проложена южная петля Баскунчакского пересечения. Здесь уже невозможно было обойтись без переработки узлового потока. Но и в этом случаи мы находили способы для сокращения стоянок поездов. Прибывал маршрут, в котором головная часть на автоспуске, а хвостовая  на винтовом. Паровоз, который привел поезд, быстро  выбрасывал автосцепную часть на соседний путь, где эти вагоны подхватывались новым паровозом и подставлялись к составу. На всю операцию затрачивали не более 20 минут. Обходились без маневрового паровоза.  Время было горячее. Требовалось дать фронту максимальное число поездов, но поток сдерживался малой пропускной способностью. Тогда мы начали отправлять поезда  «вслед», принимая  конечно меры безопасности. Тщательно инструктировали бригады, организовывали сопровождение поездов командирами. Люди работали без отдыха, и, несмотря на это, не произошло ни одной аварии» [там же].

Однажды Верхний Баскунчак подвергся сильнейшей бомбардировке. Нарушилась связь с Саратовом и Астраханью. Тогда железнодорожники  во главе с Латуновым выехали на соседний разъезд, где установили командный пункт и отсюда руководили продвижением поездов. Чтобы составы не подвергать опасности, в Верхнем Баскунчаке  была проложена северная петля пересечения. По этой петле поезда до Сталинграда шли без захода в Верхний Баскунчак. После того как разбомбили станцию Верхний Баскунчак,  диспетчерский подотдел  переехал на станцию Эльтон. Здесь, учитывая опыт работы в Верхнем Баскунчаке, Латунов ещё энергичнее взялся за ускорение продвижения поездов. Связавшись с военным командованием, узнавал, какая серия  воинских транспортов  имеет наибольшую срочность, и все  эти маршруты обрабатывал по скоростному режиму. Особенности скоростных поездов во фронтовых условиях заключались в следующем: чтобы не подвергать опасности станцию, железнодорожники ставили поезда  к входным стрелкам, там меняли локомотивы, и состав следовал далее без остановки на станции.

Фашистские стервятники «висли» над железнодорожной линией Москва – Астрахань, так как за каждый подбитый паровоз, зафиксированный на кинопулемете, летчики люфтваффе награждались Рыцарским крестом [ Н. А. Болотов, М. Н. Опалев «Обеспечение жизнедеятельности прифронтовых железнодорожных коммуникаций РККА в Сталинградской битве» /сборник Стрежень № 5, Волгоград , 2006].

(Приложение №9)

Железнодорожники проявляли настоящий героизм, и мужественно перенося невзгоды, обеспечивали бесперебойную доставку грузов в сражающийся Сталинград. В те дни ни один эшелон не стоял на станции более 20 минут. И даже при объявлении воздушной тревоги не уходили рабочие со своего места, они просто спускались в щели, вырытые в земле, и всегда были готовы выйти на борьбу с огнем.  Не покинул своего поста и Георгий Григорьевич, будучи контужен воздушной волной. Каждый человек был готов на полную самоотдачу ради победы над врагом.

В октябре  на станцию Эльтон, только что принявшую эшелон  боеприпасов из 57 вагонов, налетели «юнкерсы» и обрушили бомбы на состав. Рвались снаряды, взрывом повредило паровоз и железнодорожные пути.   Рискуя жизнью, Георгий Григорьевич и группа железнодорожников, забыв об опасности, решили поврежденное место пути заделать рельсом и раскатать вагоны вручную. Работа шла под свист падающих бомб и рвущихся снарядов.  Люди совершили, казалось, невозможное – под огнем  противника,   но большинство вагонов было спасено и отправлено на Сталинградский фронт. (Приложение №10, 11)

В газете «Сталинградская Правда» в марте 1943года была напечатана «Баллада о начальнике станции» Людмилы Проскуриной.

Их имена запомни, мать – Отчизна!
Среди твоих прославленных сынов
Сражался, не жалея сил и жизни,
Начальник станции Георгий Латунов.
В ноябрьский день шел эшелон на запад.
Вдруг воздух загудел над головой.
Стервятники обрушились внезапно
На эшелон атакой бомбовой.
Он бросился с бригадой боевою
Туда, где пламя к небу поднялось,
Где, все гремело, как на поле боя
Дымился здесь разбитый паровоз.
Выл ветер в развороченном вокзале,
Кругом осколки сыпались звеня,
Казалось, путь на Сталинград был залит
Кипящей кровью, в зареве огня.
Шел Латунов на подвиг  небывалый,
Чтоб эшелон от пламени спасти.
Вагоны смертоносного металла
Он вывел на запасные пути.
Ушел с Эльтона эшелон снарядов
Под Сталинград, на Сталинградский фронт.
Пройдут года, но разве мы забудем
Как в эти дни опасности, назло врагу
Сражались с воинами рядом, люди тыла
В одном расчете и в одном строю.

Из воспоминаний Г. Г. Латунова: «Нельзя описать тот энтузиазм, тот подъём, с каким мы трудились, когда услышали о начале  наступления  под Сталинградом, у каждого как бы утроилась энергия. В один из таких дней мы, воодушевленные успехами нашей Армии, сумели продвинуть 16 нечетных поездов в сутки. Это было достойным ответом на боевые дела Сталинградцев» [Воспоминания Г. Г. Латунова].

За время боев в районе Сталинграда господствующая в воздухе фашистская авиация совершила 786 массированных налетов и сбросила более 90 тысяч бомб на объекты Рязано - Уральской и Юго - Восточной железных дорог [Н. А. Болотов, М. Н. Опалев «Обеспечение жизнедеятельности прифронтовых железнодорожных коммуникаций РККА в Сталинградской битве» /сборник Стрежень № 5, Волгоград , 2006].

Отгремели бои за Сталинград. Фронт отодвинулся далеко на запад. Для работников Астраханской железнодорожной линии пришло время восстанавливать хозяйство, разрушенное вражеской авиацией.

В марте 1943 года  Георгия Григорьевича назначают начальником станции   Палласовка.  Бесчисленные воронки от бомб, обломки рельсов, поврежденные вагоны и паровозы, разрушенные здания, горы неубранных обломков щебня, поврежденные рельсы. Латунов энергично взялся за работу. (Приложение №12)

Из воспоминаний Георгия Григорьевича: «Комсомольцы станции предложили выходить на расчистку станции и в свободное от работы время. В первую очередь восстановили второй стрелочный пост. Работа закипела, с каждым днем на станции становилось все меньше незасыпанных воронок. Исчезли горы щебня и мусора около путей, отстраивались стрелочные будки. Станция была своя, родная. И как свой дом, возрождали станцию люди нашего коллектива» [Там же].

В 1948 году Латунова назначают начальником пассажирского отделения станции Аткарск.Последнее место работы - начальник вокзала станции Сталинград- 1. Отсюда в 1961г.  он ушел на заслуженный отдых.

Труд Георгия Григорьевича  был отмечен орденами и медалями. Он награждён Золотой звездою Героя Социалистического Труда, двумя орденами В. И. Ленина, орденом Знак Почета, медалями «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», юбилейными. (Приложение №13, 14,15)

 Заключение

Сейчас уже нет этого прекрасного человека, труженика, патриота, но его подвиг - это как свет маяка, пробивающийся ярким лучом сквозь расстояние и время. Рассказывая о подвиге этого выдающегося человека, нельзя не вспомнить, всех тех, кто не жалея сил и жизни, сражался на фронте и работал в тылу, умирал от ран в госпиталях, выносил раненых с поля боя, погибал под бомбежками. 

Из воспоминаний Георгия Григорьевича: « На долю железнодорожников  Астраханской линии выпала почетная и славная роль, они явились участниками битвы  за Сталинград. Под  непрерывными обстрелами с вражеских самолетов, они мужественно продвигали поезда с подкреплением защитникам волжской  твердыни и тем способствовали разгрому немецко – фашистких войск под Сталинградом».

Время  летит неумолимо. Многие свидетели тех лет не дожили до наших дней. Но и ныне вдовы,  братья, сестры, дети и внуки  тех, кто погиб на полях   боевых сражений, умер от ран в госпиталях,  не дожив до 70 – ой годовщины Великой Победы под Сталинградом, несут боль невозвратимой утраты. Это не только скорбь о погибших, это и гордость за величие совершенного ими подвига во имя Отчизны, ибо жертвы не были напрасны – без них не было бы Победы, не было бы нашего будущего.

Семья Латуновых, обе его дочери и внуки, очень хотели услышать обращение к ветерану, услышать благодарность от нынешнего плоколения, за его подвиг в тылу, за огромный вклад в победу под Сталинградом.

Использованные источники:

Перечень источников:

  1.  Историко-художественный музей  города Палласовки
  2.  Совет ветеранов железнодорожников Палласовского района
  3.  Архивы районной  газеты « Рассвет» и «Железнодорожник».
  4.  Архив совета ветеранов железнодорожников Палласовского района.
  5.  Архивы районной  газеты « Рассвет» и «Железнодорожник» .
  6.  Архив совета ветеранов железнодорожников Палласовского района.
  7.  Материалы  историко - художественного музея  города Палласовки.
  8.  Личный архив семьи Латуновых.

Список литературы:

  1. Энциклопедия Герои Социалистического Труда
  2. Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945» -  под редакцией министра путей сообщения СССР,  Н.С.  Конарева
  3. Н. А. Болотов, М. Н. Опалев «Обеспечение жизнедеятельности прифронтовых железнодорожных коммуникаций РККА в Сталинградской битве» /сборник Стрежень № 5, Волгоград , 2006
  4. Н.К.Шилина «На главном  ходу», Волжский, 1993 год
  5. Районная  газета « Рассвет» и «Железнодорожник»,  областная газета «Правда» от 25.10.1942г.

 

Фотогалерея: