Родин Михаил Николаевич

Информация об авторах:

Муниципальное казенное образовательное учреждение "Верхнегнутовская средняя общеобразовательная школа" Чернышковского муниципального района Волгоградской области.

Руководитель: Короткова Лариса Степановна, учитель истории и обществознания

Авторы: Полухина Евгения Дмитриевна, обучающаяся 11 класса

Коротков Александр Сергеевич, обучающийся 8 класса

Волгоградская область, Чернышковский район, хутор Верхний Гнутов.

Информация о ветеране:

Родин Михаил Николаевич, родился 21 мая 1924 г.

Содержание работы:

Содержание

Введение

Основная часть

  1. Довоенный период жизни Родина М.Н.
  2. Участие в Великой Отечественной войне.
  3. Трудовые будни. 
  4. Признание профессионализма.
  5. Семья.

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Объект исследования: военный и трудовой путь земляка.

Предмет исследования: история жизни Родина Михаила Николаевича.

Проблема: попытка собрать в единое, используя экспонаты, материалы школьного музея, историю хутора Верхнегнутов, выяснить значение деятельности земляков на разных периодах истории.

Цель исследования: повышение доступности наследия хутора Верхнегнутов, представленного в исследовательской работе для учащихся и педагогов школы, жителей хутора и всех интересующихся людей.

Задачи: изучение жизненного пути Родина М.Н.

История моей малой родины содержит много славных страниц.

Одной из самых памятных, бесспорно, является период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Судя по архивным данным Верхнегнутовского сельского поселения, 250 наших земляков сражались практически на всех фронтах Великой Отечественной войны, 132 погибли, защищая нашу страну от захватчиков.

За доблесть и героизм они награждены орденами и медалями.

Панов Степан Иванович удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Шестеро верхнегнутовцев участвовали в Сталинградской битве.

Наши земляки имели такие награды: медаль «Г.К. Жукова» - 9 участников, «За отвагу» - 15, «За боевые заслуги» - 17, «За победу над Германией» - 31, «За победу над Японией» - 1, «За оборону Ленинграда» - 1, «За оборону Киева» - 2, «АдмиралУшаков» - 1, «За оборону Одессы» - 1, «За оборону Севастополя» - 1, «За оборону Кавказа» - 1, «За взятие Будапешта» - 1, «За взятие Берлина» - 8.

В настоящее время на территории поселения проживает один ветеран Великой Отечественной войны, пять вдов, 29 тружеников тыла, 1 житель имеет статус «Дети Сталинграда». Эти немногие свидетели истории бывают частыми и желанными гостями на многих мероприятиях села, школы [1].

В музее МКОУ «Верхнегнутовская СОШ» собран материал практически обо всех земляках- участниках войны. Судьба каждого участника войны интересна по-своему. Мы решили посвятить своё исследование ветерану войны, орденоносцу, заслуженному учителю школы РСФСР Родину Михаилу Николаевичу. Жизненный путь героя нашего исследования насыщен событиями. Память о нём хранится в сердцах односельчан, большинство из которых были учениками Михаила Николаевича.

В ходе исследования наша группа изучала материалы школьного музея, проводила встречи с бывшими учениками и односельчанами Михаила Николаевича, работала с архивом районного краеведческого музея.

Основная часть

1. Довоенный период жизни

Родин Михаил Николаевич родился 21 мая1924г в х. Воробьёв Чернышковского района Волгоградской области. Семья его была старообрядческая: отец служил дьяконом, дед священником. Федот Захарович Родин, был старообрядческим священником в хуторе Воробьев. Есауловской станицы. Его сын, Николай Федотович (1902 - 1982 гг.) пошел по священнической стезе и прислуживал в церкви в должности дьякона.

30-е годы. В донском крае началась коллективизация. В некоторых районах ее довели до сплошной. Из-за стойкого нежелания Николая Федотовича вступать в колхоз, сельские “активисты” рьяно стучали в окна, кидали камни и всячески досаждали Родиным. Посещали семейство и продотряды, которые изымали излишки хлеба. Заявившись в хутор, они посещали «социально-чуждые» элементы: «кулацкие» семейства и спрашивали про хлебные излишки, а затем приступали к обыску. Некоторые приемы были просто смешными - продотрядовец выспрашивал у четырёх-пятилетнего летнего ребенка, где же родители прячут хлебушек и ребенок иной раз и показывал. Так как он мог знать про тайник от случайно обороненного словца или подслушав разговора родителей.

В поповской семье такие темы были запретные и внука в них не посвящали. Однажды, в один из дней они свели всю скотину со двора и продали на базаре. Иначе ее бы попросту бы “национализировали» - свели на скотный двор колхоза. Это и послужило поводом для репрессий. Придумали и формулировку - “за разбазаривание колхозного имущества”, хотя Родины и не были членами колхоза.

По решению хуторского совета семью Родиных выселили из дома. Членам семьи: Николаю Федотовичу, жене Ирине Дмитриевне (урожденной Реуцковой) и единственному малолетнему сыну - Михаилу было дозволено забрать вещи, но только те, что будут на каждом. Все они «напялили» теплое белье и по три одежке. Родиных из хутора не выселили, и они поселились в сторожке при церкви. Пробыли они в ней не долго - в 1930 году выходит широко известна статья И.В. Сталина “Головокружение от успехов”, в которой говорилось о перегибах в колхозном строительстве и головотяпстве некоторых руководителей на селе [2].

Совету пришлось вернуть конфискованный дом, прежде выселив из него новую семью. Жилище представляло собой убогое зрелище: все было разворовано и разграблено. На семейном совете Родины решают бросить курень и уехать в Грузию.

В предвоенные годы семья возвращается и оседает в х. В-Гнутове, у дальних родственников.

В 1939 году Михаил Николаевич окончил семь классов Верхнегнутовской школы с отличием и поступил в Сталинградский энергетический техникум. Но ему не суждено было закончить обучение. Великая Отечественная война нарушила мирную жизнь советских людей. Грозное лето 1941 года прервало практику учащегося второго курса. Техникум закрыли. Юноша приехал в родной хутор и стал работать в МТС (машинно-тракторная станция).

Из дневника Михаила Николаевича:

«1942 год… Июль месяц. Клонятся к земле налитые зерном колосья хлебов. К уборке готовятся неохотно, как будто чувствуя, что всё равно убирать не придётся.

Закованные в броню, с массой артиллерии, танков, немецкие войска движутся на Сталинград, к волжской твердыне, готовясь к последнему прыжку, что бы последний раз схватить за горло нашу Родину.

12 июля 1942 года после работы в МТС был на улице. Почти не помню тот вечер. Уходя с улицы, я почему-то попрощался со всеми, как будто зная наперёд, что завтра мне не придётся здесь быть. Мне никто мне не верил» [3].

На следующий день 13июля с утра объявили об эвакуации МТС. Все силы были брошены на разборку погрузку станков, сбор ценных деталей и нужных инструментов. Тут же Михаилу Николаевичу принесли повестку, где было предписано явиться в 18 часов в райвоенкомат.

2. Участие в Великой Отечественной войне.

Сборный пункт, на который доставили новобранцев, размещался в г. Дубовке. 10 августа 1942года Михаил Николаевич принял военную присягу. До Сталинграда всего шестьдесят километров. Днём и ночью слышались взрывы. Волга в огне. Михаил Николаевич с болью думал о том, что переживает родной Верхнегнутов, земляки, оставшиеся в хуторе. Много пришлось прошагать М.Родину по дорогам войны. Освобождал Астрахань, Элисту, Сальск, Зерноград, Батайск, Ростов- на- Дону, воевал на реке Миус. Зимой 1942 года наши войска пошли в наступление. Пришлось Михаилу Николаевичу прошагать немалый путь от Астрахани через степи Калмыкии, освобождать столицу Элисту. Каждый день пока находились в Калмыкии, солдаты подрывались на минах. Сам Михаил Николаевич удивлялся, что остался жив, ведь бои проходили в голой степи, где негде было спрятаться.

На всю жизнь Михаил Николаевич запомнил оборону на реке Миус. Из личного дневника Михаила Николаевича: «Артиллерийский огонь не прекращался целые сутки. Запасов продовольствия не было. Гитлер хвастливо заявил в августе 1943 года, что по реке Миус проходит новая государственная граница Германии - нерушимая и неприкосновенная». [1]

Здесь, в Донецкой степи, в бою с фашистами, Михаил Николаевич получил три ранения: в голову, руку и грудь. Чудом было не задето сердце. 8 месяцев госпитального лечения. После выписки он был направлен в офицерское училище. Просматривая военный билет земляка, мы выяснили, что там им были пройдены курсы младших лейтенантов при втором Прибалтийском фронте. В 1944 году он получил специальность командира миномётного взвода. В звании офицера попал в миномётный полк в Прибалтику. Участвовал в боях под Ригой. За боевые заслуги М.Н.Родин был награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями.

3. Трудовые будни.

После демобилизации начинаются трудовые будни. Из записи в трудовой книжке ветерана видно, что всю свою сознательную жизнь он посвятил работе в школе. С 1947 года Михаил Николаевич назначен учителем физической - подготовки в Верхнегнутовскую школу. В 1948 году поступил в Сталинградский государственный учительский институт им. А.С.Серафимовича, который в 1954 закончил по специальности учитель физики и математики. С 1948 года по 1980 год М.Н.Родин трудится в должности учителя физики и математики, совмещая работу с учёбой. В 1959году поступает в Ростовский - на - Дону государственный педагогический институт и в 1963 году получает диплом по специальности учитель физики и математики. [1]

Его коллеги и ученики запомнили Михаила Николаевича как честного и порядочного человек, профессионала своего дела. Он очень любил свои предметы, объяснял всё доступно.

4. Признание профессионализма.

За свой труд удостоен многих наград: в 1961 году награждён Грамотой Министерства Просвещения РСФСР, в 1966 году награждён значком «Отличник народного просвещения». В 1971 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Михаилу Николаевичу присвоено почётное звание Заслуженный учитель школы РСФСР.

В 1979 году он получил звание Старший учитель. К учительской профессии М.Н. Родина привела большая любовь к детям. Постоянно изо дня в день он много работал над собой, проводил бессонные ночи над учительскими тетрадями. К каждому ученику он находил подход. В кабинете физики, который был впервые в районе организован много лет назад, почти всё создано руками его учеников. Михаил Николаевич всегда интересовался судьбами своих воспитанников. [6]

5. Семья.

Большую роль в жизни Михаила Николаевича играла его семья. Его жена Екатерина Александровна была спутницей и дома и на работе. 32 года она была директором Верхнегнутовской школы. Михаил Николаевич был очень хорошим отцом и дедом. Они воспитали прекрасных дочерей, троих внуков.

В декабре 2003 года Михаила Николаевича не стало. Но мы никогда не забудем его. В нашем школьном музее много его фотографий, есть личный дневник, переданный Екатериной Александровной. Учащиеся школы ухаживают за могилой ветерана. На ежегодных традиционных встречах выпускников мы с благодарностью вспоминаем о Михаиле Николаевиче и Екатерине Александровне.

Заключение

Мы не устаём повторять и всегда с гордостью отмечаем, что мы живём в одном районе, а только в нашем хуторе есть или были такие именно люди, о которых мы рассказали в своей работе. Работая над исследованием, мы пересмотрели имеющиеся материалы школьного музея, районного краеведческого музея.

Мы попытались воссоздать историю жизни нашего земляка. В ходе исследования мы выяснили, как трепетно верхнегнутовцы относятся к памяти своего учителя, который учил несколько поколений хуторян. По воспоминаниям бывших учеников проследили трудовой путь Михаила Николаевича.

Всё меньше остаётся свидетелей и очевидцев событий, и если мы не будем заинтересованы в изучении и сохранении нашей истории, то, что ожидает наших потомков?

Использованные источники:

  1. Архив школьного музея боевой и трудовой славы.
  2. Архив районного краеведческого музея.
  3. М.Н.Луночкин. Проклинаю войну // Донской временник. Ростов-на - Дону. 2008 г.
  4. М.Н.Луночкин, «Земли заветный уголок»

 

Фотогалерея: