Слесарева Надежда Михайловна

Информация об авторах:

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Волжский Волгоградской области

 Руководитель: Ковригина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Авторы: Жданова Анастасия Васильевна, ученица 10а класса

Клепинина Юлия Игоревна, ученица 10а класса

 Волгоградская область, г. Волжский, ул. Прибрежная д.91

 

Информация о ветеране:

Слесарева Надежда Михайловна, 1924 год

Содержание работы:

Введение

«Едва ли найдется хоть одна военная специальность,
с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо,
как их братья, мужья, отцы»

  маршал Советского Союза А.И. Еременко.

 

Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы.

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. «Не женская это доля –убивать», – скажет одна из героинь этой книги, вместив сюда весь ужас и всю жестокую необходимость случившегося. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну». То была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

Если когда-нибудь в языки мира войдет русское слово «подвиг», в том будет доля и свершенного в годы войны советской женщиной, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами.

Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики-водители тяжелых танков, а в пехоте – командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.

Только по мобилизации Ленинского комсомола в армию было направлено около 500 тысяч девушек, из них 200 тысяч комсомолок. Семьдесят процентов всех девушек, посланных комсомолом, находились в действующей армии. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин…

Таковы цифры. Их мы знаем. А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет. Об этом мы знаем меньше.

У нас, у потомков, всё меньше остаётся возможности  соприкоснуться с живой историей, очевидцами и участниками Сталинградской битвы. Мы должны сохранить и передать полученные бесценные воспоминания следующим поколениям. К большому сожалению, ряды ветеранов становятся всё меньше и меньше. И пока ещё живы свидетели тех страшных событий, наша задача- пополнить архив школьного музея материалами о героях- земляках, живущих в посёлке Рабочий города Волжского.

Цель исследования: проследить жизненный и боевой путь нашей землячки - Слесаревой Надежды Михайловны.

Задачи:

  • изучить архивные материалы школьного музея, собрать новые сведения (фотографии, письма, документы, воспоминания) о ветеране;
  • опросить родственников о судьбе зенитчицы Слесаревой Н.М.;
  • систематизировать собранный материал, оформить альбом« У войны не женское лицо» и стенд «За оборону Сталинграда»;
  • познакомить обучающихся нашей школы с историей жизни участницы Сталинградской битвы Слесаревой Н.М.

 Методы исследования

Работа построена по реферативному типу. Проводилась работа в архиве, на выставках, основанных на материалах фондов музеев. Были взяты интервью у дочери Слесаревой Н.М. Натальи Ивановны. На основе этого материала делались необходимые выводы.

Основная часть.

Глава I. 

Женщина на войне

Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне –мужские. Это и понятно: воевали-то в основном мужчины, – но это и признание неполногонашего знания о войне. Хотя и о женщинах, участницах Великой Отечественной войны,написаны сотни книг, существует немалая мемуарная литература, и она убеждает, что мы имеем дело с историческим феноменом. Никогда еще на протяжении всей историичеловечества столько женщин не участвовало в войне. В прошлые времена былилегендарные единицы, как кавалерист-девица Надежда Дурова, партизанка ВасилисаКожана, в годы гражданской войны в рядах Красной Армии находились женщины, но вбольшинстве своем сестры милосердия и врачи. Великая Отечественная война явила мирупример массового участия советских женщин в защите своего Отечества.

Они пошли, потому что «мы и родина – для нас это было одно и то же» (Н.М.Слесарева… зенитчица). Их пустили на фронт, потому что на весы истории было брошено: быть или не быть народу, стране? Так стоял вопрос.

В оптике есть понятие «светосила» – способность объектива хуже-лучше зафиксировать уловленное изображение. Так вот, женская память о войне самая «светосильная» по напряжению чувств, по боли. Она эмоциональна, она страстна, насыщена подробностями.

Перебирая старые фотографии в музее, мы увидели на снимке молодую девушку в военной форме, это  оказалась Слесарева Надежда Михайловна, участница Сталинградской битвы. Заинтересовались её судьбой и решили пополнить материал о ветеране новыми фактами из жизни зенитчицы Слесаревой Надежды Михайловны.

Дорога на фронт

Детство Надежды Михайловны прошло в Астраханской области. Когда началась война, она окончила  9 классов.  Как и взрослым, уходящим на войну защищать Родину, ей хотелось на фронт. Комсорг посоветовал: « Припиши себе год, в комсомол примем, а там и получится». Надежда так и сделала.   Девочки-одноклассницы пошли в военкомат и заявили о своём решении идти на фронт  военкому. Он посмотрел на них и сказал, как отрезал: «Фронт - это вам не танцы. Идите домой, потребуетесь – позовем». Военный комиссар действительно позвал, только через несколько месяцев, весной 1942 года.

«Мы пришли в военкомат, нас тут же в одну дверь ввели, в другую вывели: у меня оченькрасивая коса, я ею гордилась. Я уже без нее вышла… И платье забрали. Не успела маме ниплатье, ни косу отдать… Она очень просила, чтобы что-то от меня, мое у нее осталось… Настут же одели в гимнастерки, пилотки, дали вещмешки и в товарный состав погрузили…  Мы еще не знали, куда нас зачислят, куда мы едем? В конце концов для нас было не таки важно, кем мы будем. Только бы – на фронт. Стали учиться. Изучали уставы – гарнизонной службы, маскировку на местности, химзащиту. Девчонки все очень старались. Самое трудное, помню, было подняться потревоге и собраться за пять минут. Сапоги мы брали по размеру на один-два номера больше,чтобы не терять времени, быстро собраться. За пять минут надо было одеться, обуться ивстать в строй. Были случаи, что в сапогах на босую ногу в строй выбегали. Одна девчонкачуть ноги себе не отморозила. Старшина заметил, сделал замечание, потом учил наспортянки крутить. Станет над нами и гудит: „Как мне, девоньки, сделать из вас солдат, а немишени для фрицев?» (из воспоминаний Слесаревой Н.М.)

Оборона Сталинграда

Периодом обороны Сталинграда считается 12 июля — 19 ноября 1942 года. За героической обороной Сталинграда следил весь мир. О подвигах участников обороны, как и о Сталинградской битве в целом, написаны книги, военно-научные труды, созданы кинофильмы, сложены песни.

18 апреля на теплоходе «Иосиф Сталин» Надежду и её подруг привезли в Сталинград. Попала Надежда Михайловна в 1077 зенитно-артиллерийский полк. Запомнился ей самый страшный день – 23 августа. Днём 23 августа небо над городом было сплошь  покрыто вражескими самолетами, уши разрывал гул моторов. Зенитно-артиллерийская батарея, в которой вместе с другими девушками служила Надежда ( тогда она  носила фамилию Игнатова), располагалась в балке чуть левее Мамаева кургана. Сам дивизион в дислоцировался в Городище, а полк в районе тракторного завода. Прозвучал сигнал боевой тревоги – к батарее приближалась группа немецких самолетов. На батарее у каждого была своя обязанность: первыми на большом расстоянии цель обнаружили дальномерщики, точно определили ее высоту. Прибористы подтвердили их показания. Бойцы, затаив дыхание ожидали разрешения открыть огонь. И как только самолеты вошли в зону поражения, выпущенные снаряды разорвались в самой их гущи. Один из «Хейнкелей», объятый пламенем, рухнул в степь.

В этот же день, во второй его половине, батарея подверглась атаке пикирующих бомбардировщиков Ю-87. Никто не растерялся и не спасовал, орудийные расчеты непрерывными залпами образовали плотную завесу на пути вражеских самолетов. Некоторые из них все-таки прорвались в пространство батареи и начали сбрасывать бомбы. Бойцы отвечали сокрушительным огнем, прямым попаданием сбили один самолет. Остальные повернули назад и скрылись в северо-зап адном направлении. В этом бою зенитчикам удалось сбить первый тяжёлый бомбардировщик. В числе других за высокое мастерство и храбрость командир отметил и Надежду. Боевой дух и приподнятое настроение не покидали батарейцев. И гармонист начал играть на гармошке. А девчата пускались в пляс в неприспособленных для этого сапогах. Однажды  гармошка, можно сказать, спасла их. Вышли они из землянки и устремились в один из окопов, где растягивал меха  своей любимицы зенитчик-гармонист, словно созывая зрителей. А через какие –  то мгновенья шальной снаряд разнес землянку так, что потом по кусочкам пришлось откапывать и собирать нехитрые солдатские  пожитки.

Однако это лишь эпизод из смертельно опасной службы воинов. Не обходилось и без потерь. Погиб наводчик первого разряда Хохлов, ранили командира орудия Ерохина, получил тяжелое непоправимое ранение старший политрук Козлов, из строя вышли два орудия.

Сказать, что пришлось трудно - далеко не все сказать. Девушки носили и 25-килограммовые снаряды. Под огнем противника Надежда Михайловна не оставила тяжело раненного командира, доставила своим. Ночью над головой висит «фонарь», стреляют, а они прижимается  к земле, ползком продвигаются с покалеченным командиром к своим. За это Надежду наградили медалью « За боевые заслуги»…

Зенитно-артиллерийская батарея теряла бойцов, но оставалась в строю. Слесарева Н.М. участвовала в охране переправы, отгоняя и сбивая фашистские самолёты, с левого берега шло мощное подкрепление для контрнаступления на немцев. Тогда батарея, в которой служила Слесарева Н.М., сбила более 12 самолётов противника.

Она помнит, как «показала» себя батарея, когда немцы прорывались на выручку своей группировке, окружённой в Сталинграде, по ночам стараясь доставить ей орудия, боеприпасы и продукты. Тёмными ночами наши зенитчики сбивали самолёты врага. Для Надежды Михайловны это стало привычным, действовала   так же уверенно, как будто это было днём.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года Слесарева Н.М. была награждена медалью «За оборону Сталинграда».

«Я горжусь тем, что являюсь участницей Сталинградской битвы, от начала и до  конца войны своим участием и умением, как могла, приближала Победу», - говорила   Слесарева Надежда Михайловна. Самой значительной и дорогой наградой бывший ефрейтор Слесарева считала медаль «За оборону Сталинграда».

Служба в Мурманске

Когда в городе на Волге отгремели победоносные залпы, боец Надежда Слесарева не вернулась домой, её перебросили в Мурманск. Там перед зенитчиками поставили сложную задачу: охрану железной дороги, по которой шла помощь американцев и англичан. Там Надежда Михайловна и сама воевала, и как отличник боевой и политической подготовки, обучала молодёжь несению службы на зенитно-артиллерийских батареях.

Глава II

Послевоенное время

Сразу после войны, вместе с мужем Иваном Васильевичем работала на Камчатке. В Волжский  Слесарева Надежда Михайловна  и Иван Васильевич, её муж, приехали в 1976 года. Они вырастили двух дочерей, у них два внука, внучек и правнук Серёжа. Надежда Михайловна поддерживала тесную связь с однополчанами. В 1981 году выезжала на сбор однополчан в честь сорокалетия полка в Москву.  В мае 1983 года встречалась с однополчанами 1078 полка в городе Волгограде.

В 1990 году в посёлке Городище участвовала в возложении венков у братской могилы.

Слесарева Н.М. посещала учебные заведения, музеи, где рассказывала молодежи о Сталинградской битве, Великой Отечественной войне. Надежда Михайловна  была частым гостем в нашей школе, рассказывала о войне, о Сталинградской битве. В школьном дворе зеленеет каштан, посаженный её руками на аллеи Памяти, заложенной в год 65- летия Великой Победы, а в наших сердцах живёт память о ней.

Подвигу Сталинграда, зенитчикам и артиллеристам полка, в котором служила Слесарева Надежда Михайловна, посвящена книга «Залпы возмездия». На протяжении всей войны в минуты больших и малых пауз в 1082 зенитно-артиллерийском полку его комиссар (а затем начальник политотдела) Л.Е. Айзикович кропотливо собирал и записывал высказывания и рассказы солдат и офицеров о боевых делах своих товарищей.

Заключение.

Мы надеемся, что наша работа поможет сохранить память о наших земляках- участниках войны. И  будет служить  напоминанием о тех суровых военных годах в истории нашей школы, города и всей страны.

Выполняя данную работу, мы узнали,  как много женщин участвовало в Великой Отечественной войне. Познакомились с судьбой нашей землячки Слесаревой Н.М. Встретились с дочерью Натальей Ивановной, которая поделилась воспоминаниями о матери и материалами из семейного архива. В результате сбора материала были пополнен альбом:  «Ветераны поселка Рабочий»; созданы альбом и диск о боевом пути Слесаревой Надежды Михайловны, оформлен стенд «За оборону Сталинграда».  Выпустили газеты: ко дню ракетных войск и артиллерии, «У войны не женское лицо».

В процессе работы мы научились обрабатывать историко-архивный материал, использовать сведения прошлого и настоящего для выводов и оценок.

Задачи, поставленные к данной работе,  были выполнены, но архив школы всё время пополняется новыми интересными сведениями из личных архивов ветеранов,  выпускников и работников нашей школы.

Мы  убедились, что воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к семье, к родной школе, к окружающим людям. Нельзя изменить мир, не изменив себя. Ученики  нашей школы гордятся подвигами земляков - участников Великой Отечественной войны.

Использованные источники:

Перечень источников:

  1. Интервью Слесаревой Н.М.
  2. Интервью Слесаревой Н.И.( дочери ветерана)
  3. Материалы из семейного архива.
  4. Фотографии Слесаревой Н.М. Военные и в наши дни.
  5. Материалы краеведческого музея города Волжского.
  6. Материалы музея МКОУ СОШ №3.

  Список литературы:

  1. «Залпы возмездия». Сборник. Волгоград. Ниж.- Волж.кн.  изд-во, 1977 год.
  2. «У войны не женское лицо…», С. А. Алексиевич.  Москва,  изд-во «Правда», 1988 год
  3. «Наш город». Подшивка номеров 2005 – 2012 г.г.
  4. «Волжская правда». Подшивка номеров 2000 – 2012 г.г.

Фотогалерея: