Человек - легенда.

Информация об авторах:

 

Государственное казённое образовательное учреждение "Волгоградский лицей"

Руководитель: Василевская-Руцкая Светлана Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе.

Авторы:

  • Жанугаев Роман Рушанович, лицеист 11 класса
  • Круподеров Александр Дмитриевич, лицеист 11 класса
  • Фролов Александр Юрьевич, лицеист 11 класса

40017 г. Волгоград, ул. Тракторостроителей 1 а

Информация о ветеране:

Слипченко Федор Федорович, народный учитель СССР, заслуженный учитель школы РСФСР, почётный гражданин города-героя Волгограда, почетный гражданин Серебряно-Прудского  района Московской области, кандидат педагогических наук, фронтовик ВОВ. (20.04.1924)

Содержание работы:

Федор Федорович Слипченко

Народный учитель СССР, заслуженный учитель школы РСФСР, почётный гражданин города-героя Волгограда, почетный гражданин Серебряно-Прудского  района Московской области, кандидат педагогических наук, фронтовик ВОВ.

 

Становление личности

Широка и привольна земля Запорожья. Издавна здесь селились вольнолюбивые люди – запорожские казаки, защищая дальние рубежи российского государства. Много сложено казацких буйных головушек в борьбе с турками, татарами, многие нашли свой последний приют далеко от родной земли. Так далекий предок Федора Федоровича, запорожский атаман Кальнишевский, закончил свой жизненный путь в возрасте 112 лет на холодных Соловецких островах, куда был сослан за вольнодумство, за поиск казацкой правды.

Род Слипченко пошел от казака Ивана Смелого, который охранял родную землю от набегов крымских татар. Недалеко от Перекопа, в дозоре, он сумел зажечь сигнальный огонь, предупредивший казаков. Но в бою победили татарские воины. Иван был жестоко наказан, его ослепили. С него и начался на запорожской земле род Слипченко.

Родился Федор Федорович Слипченко в простой казацкой семье, в небольшом городке Гуляй-Поле Запорожской области в 1924 году.

Два деда Федора Федоровича, запорожские крестьяне – Сергей и Демид – первооснова всего в нем. Первый – философ от рождения, мудро рассуждающий о добре и зле, доме и Отечестве. Второй – практик-кавалерист. Самые яркие впечатления детства: «…дед Демид в первый раз посадил меня на широкую теплую спину коня. Или мы с ним в ковыльной степи мчимся на тачанке, в упряжке – четверка бешеных коней. Я держу вожжи. Все это было до коллективизации. Именно тогда я начал понимать что-то про родную землю, себя, труд свой на ней».

Мать Анастасия Демидовна, простая казачка, не умела писать и читать. Зато отец был «грамотей», закончил три класса церковно-приходской школы, прекрасно писал и считал. За свою грамотность он стал писарем в Качинском летном училище, которое располагалось, в то время на реке Каче в Крыму, близ Севастополя. В музее Качинского училища сохранились документы, оформленные Федором Сергеевичем, его грамоты и награды.

Его сын Федя рос любознательным, любил учиться, ему очень хотелось стать образованным человеком. Директор школы А.Н. Калиниченко заметил пытливого юношу и пригласил его работать пионерским вожатым. Так началась педагогическая деятельность Федора Федоровича Слипченко. Началась напряженная комсомольская работа в предвоенные годы. В основу этой работы было положено идеологическое воспитание, совершенствование здоровья народа, подготовка молодых людей к военным специальностям. Работая пионерским вожатым, он активно занимался спортом, туризмом, имел, как выражались в те годы, «полную кавалерию» значков оборонных обществ: «Ворошиловский стрелок», «Готов к труду и обороне», «Готов к санитарной обороне», был активным членом добровольного общества содействия армии и флоту. Вспоминая свое босоногое детство и юность, Федор Федорович говорит: «Мы, довоенное поколение, росли, бредили рекордами ГТО, значками «Ворошиловский стрелок», ГСО (готов к санитарной обороне), ПВХО (противохимическая оборона). Занятия в этой сфере велись на отличном уровне, действительно готовили подростков к любым испытаниям и, в первую очередь, к защите Родины. Поэтому, когда в 1941-м прогремели трубы, мы сразу встали в строй. Обучать нас ничему было не надо, мы все умели».

Добровольцем он ушел на фронт в 17 лет и сразу угодил в отряд особого назначения. Война началась для Федора Федоровича в северном Крыму.

И вообще Крым для Федора Федоровича стал знаменательным личностным фактором. Как и куда ни кидала его военная судьба, но службу он закончил в Крыму. Вот один эпизод из его военной биографии. Молодой Федор с товарищем, крупным, крепким и здоровущим, направились в тыл за языком. У боевого товарища кулак был огромный. Средней комплекции Федор и громила приятель. Такая вот классическая связка разведчиков. Облюбовали они для себя землянку, где, по их прикидкам, должно было быть два-три фашиста. Благополучно добрались до нее, осторожно подкрались, рванули дверь и сразу отметили ее необычную просторность, сложенные рядом десятки касок. Напоролись на целую роту врага. Но тем-то и хороши опытные разведчики – чуть ли не разом выхватили по гранате, вырвали кольца и метнули в храпящее пространство. И сразу в спасительную темноту ночи. Но таких проколов за всю войну было мало. Почти всегда брали «языка» того, который был нужен командованию для прояснения боевой обстановки, а это порой - многосуточные скрытые наблюдения и выслеживания. И что также характерно для  военной биографии Федора Федоровича - первый язык был взят под Херсоном, в Крыму, – штабист офицер, а последний в Любавской операции, вместе с картой минирования местности, интересующей командование части. Можно представить, какого профессионального уровня была проделана работа.

 

Красноармейская газета того времени «Знамя победы» писала:

Благодарность и награда рядовому Слипченко.

Рядовой Федор Слипченко первый ворвался во вражеские траншеи. Там он, прежде всего, пустил в ход «карманную артиллерию». Метко брошенной гранатой наповал уложил троих гитлеровцев и уничтожил их пулемет. Это дало возможность всему взводу быстро двинуться вперед и сокрушить врага. В период преследования немцев тов. Слипченко действовал также смело. Он шел впереди всех бойцов и истреблял отступавших гитлеровцев. Командование прислало храбрецу поздравление и сообщило, что он награжден медалью «За отвагу».

Особое место в жизни рядового Слипченко сыграли бои на Сапун-горе под Севастополем. И сейчас в музее экскурсоводы иногда упоминают его имя, рассказывая о тяжелых боях 1943 года.

А вот еще эпизод из военной биографии Федора Федоровича. Случилось это в калмыцкой степи, когда Федор, закамуфлированный под оборванца, мальчишку-скитальца, брел по бескрайней и безлюдной ночной степи от одной кошары к другой, чтобы передать нужным людям шифрованное послание. Кроме котомки с сухарями да легкой палки в руках, ничего больше Федор не имел. Путь от кошары до кошары измерялся тремя часами ходу. Выдерживал направление разведчик по указанной ему звезде. И все бы было ничего, но откуда ни возьмись, появились волки, которые, леденя душу утробным воем, стали неумолимо, с каждым кругом подступать все ближе и ближе. Наконец, стая набросилась на обезумевшего от страха безоружного паренька…

До сих пор Федор Федорович не может объяснить все последующее. Он не помнит через сколько времени очнулся. Рядом, с той и другой стороны, лежали два мертвых волка и видны были следы гусениц. Удивительное в этом эпизоде не то, что он оказался, по всей видимости, под танком, удивительно то, что он не видел и не слышал, когда танк мог проехать над ним. То ли страх заложил уши, то ли танк ехал с подветренной стороны. Гадай как хочешь и сколько хочешь, но что было, то было. С 51-й армией он закончил войну в Прибалтике. После окончания войны Федор Федорович остался на военной службе. Служил в Таврическом военном округе, в Военно-воздушных силах. Его боевой опыт разведчика, дисциплинированность, комсомольская и партийная закалка дали возможность командиру авиационной дивизии С.Ф. Бузылеву определить старшину Слипченко для штабной работы. Это позволило ему общаться с командным составом, познавать основы организации военной службы, ее планирования и осуществления в мирное время. Это был сложный период в жизни армии – холодная война. Казалось, жизнь устроилась, но хотелось получить образование. Довоенный опыт работы пионерским вожатым определил дальнейший путь солдата в мирной жизни. В 1950 году Федор Федорович уходит из армии с целью продолжения учебы, возвращения к мирной жизни.

Награды:

  • орденом Отечественной войны I степени;
  • Орденом Дружбы народов;              
  • Орденом Почёта;
  • Орденом Мужества;
  • Орденом Александра Невского; 
  • Орденом Богдана Хмельницкого;
  • Орденом Петра Великого;     
  • Боевыми, памятными и юбилейными медалями                                   

Этапы большого пути

Пятьдесят лет проработал Слипченко Федор Федорович в системе образования Тракторозаводского района на разных должностях: от простого учителя до заведующего районного отдела народного образования. Неутомимый экспериментатор, практик народного образования, он обладает уникальными качествами личности, педагога, директора школы, позволившими ему создать свою авторскую педагогическую систему, формировавшуюся в течение всей его практической деятельности.

Все эти годы это был путь поиска, постоянного беспокойства, сомнений, необыкновенной требовательности к себе, упорный, каждодневный труд. Активная жизненная позиция, знание исторических, социально-экономических проблем развития общества в целом и Волгоградского региона в частности позволяют ему прогнозировать развитие педагогической деятельности. Это привело к созданию неординарных, опережающих систем работы руководимых им школ.

Анализ биографических данных позволяет выделить основные моменты жизни, оказавшие влияние на формирование его личности как руководителя, организатора народного образования.

Родился Ф.Ф. Слипченко в 1924 году.
1940-1941 годы - окончание учебы в школе и работа старшим пионерским вожатым.
1941-1945 годы - участие в Великой Отечественной войне;
1945-1950 годы - военная служба в рядах Советской Армии;
1950-1954 годы - учеба в Сталинградском пединституте им. А.С. Серафимовича на дневном отделении историко-филологического факультета. С 22 августа 1954 года и до настоящего времени работает в Тракторозаводском районе г. Волгограда.
1954-1955 годы - учитель истории СШ №28;
1955-1960 годы - завуч СШ №28;
1960-1963 годы - директор СШ №26;
1963-1966 годы - заведующий Тракторозаводским РОНО;
1966-1970 годы - директор СШ №28;
1970-1976 годы - директор общеобразовательной школы-интерната №4;
1976-1977 годы - заведующий Тракторозаводским РОНО;
1977-1988 годы - директор общеобразовательной школы-интерната №4;
С 1988 года - основатель и руководитель Волгоградского лицея (областной экспериментальной мужской средней школы-интерната педагогического профиля). Пришло признание коллег, Министерства образования.
1969 г. - Отличник народного просвещения PCФCP;
1981 г. - Заслуженный учитель школы РСФСР;
1990 г. - Народный учитель СССР;
1996 г. – Почетный гражданин города-героя Волгограда;
1998 г. – Почетный член Петровской академии наук и искусств;
Награжден орденом Отечественной войны I степени и другими боевыми, памятными и юбилейными наградами. Лауреат премии ВДНХ и награжден серебряными медалями в 1982 и 1985 гг.
2003 г. - Кандидат педагогических наук.

Особое место в работе Ф.Ф. Слипченко занимает патриотическое воспитание подрастающего поколения. Им создан лучший в стране музей боевой и трудовой славы тракторозаводцев с диорамой (площадь диорамы 240м², всего музея св. 1500м²). Музей удостоен почетного звания «Народный музей» (1970-1981 год). Ф.Ф. Слипченко является автором Обращения ветеранов педагогического труда Волгоградской области, участников Великой Отечественной войны «Воспитать Отчизне патриота - достойного гражданина Родины!», утвержденного ОблУНО и Обкомом профсоюза в канун 40-летия Победы под Сталинградом (24 декабря 1982г.).

Он разработал сюжетно-тематический план памятника дважды Герою Советского Союза, почетному гражданину Волгограда Маршалу Советского Союза Василию Ивановичу Чуйкову. Принимал активное участие в формировании авторского коллектива и сооружении памятника в Волгограде. Решением Горисполкома памятник передан музею нашего лицея.

Отзывы об этом замечательном музее:

«Мы, ветераны 257-й дивизии, 51-й Армии, прибывшие в город-герой Волгоград на встречу в память 45-летия Сталинградской битвы, посетили «Музей боевой и трудовой славы» школы-интерната №4. Восхищены, поражены, потрясены… То, что мы увидели в вашем музее, нас взволновало до слёз. Благодарим вас за память! За то, что своим трудом смогли увековечить подвиг героев Сталинграда. Вы учите любить нашу Родину. Наш низкий поклон Фёдору Фёдоровичу Слипченко - Заслуженному учителю PCФСP, ветерану Великой Отечественной войны, директору школы-интерната №4, участнику битвы за Севастополь, педагогическому коллективу, совету музея, учащимся. Всем, кто оказывал помощь. Энтузиастам замечательного музея. Ваш музей может и должен служить эталоном и отличным примером для всех школ страны, для музеев городов-героев. Он по праву заслуживает звания «Народного музея».

Сердечное спасибо!
С уважением ветераны 257-й Краснознамённой,
Сивашской, Ордена Суворова стрелковой дивизии.
А. Шишко, г. Новороссийск.

 

«Дорогие ребята, учащиеся школы-интерната №4 г. Волгограда! Создание школьного музейного комплекса, воспевающего подвиг бойцов Сталинграда, - замечательное, очень нужное дело. Коллектив учащихся и преподавателей школы-интерната №4 достоин сердечной благодарности. Обращаясь  к славному героическому прошлому, вы берете себе в пример беззаветное мужество и самоотверженность защитников родного города, родного Тракторного завода. И это прекрасно! Пусть всегда светлый образ участников величайших битв Великой Отечественной войны постоянно вдохновляет Вас в учебе и в труде. Желаю Вам успехов, здоровья и счастья. Растите надежной сменой старшего поколения созидателей нашей любимой социалистической Родины».

Член Политбюро ЦК КПСС,
Первый заместитель Предсе6дателя
Совета Министров СССР
Гейдар Алиевич Алиев.

  

«Бесконечно благодарны, уважаемый Федор Федорович, Вам и Всем, кто принимал участие в создании музея, нарушившего сложившиеся стереотипы школьных музеев, намного опередившего проводимую Реформу в школе, который служит и будет служить благородным целям воспитания подрастающего поколения в духе беспредельной преданности нашей Родине и ее защите!»

От имени группы участников встречи в г. Волгограде ветеранов 6-ой гв. танковой армии Б.М. Чижова из
г.Севастополя, И.М. Вострецова и Г.М. Панишева из г.Ижевска,
воинов-танкистов Забайкальского военного округа И. Тарова, Н. Бецкого и Байтекова.
Председатель Крымской 
секции
ветеранов 51 и 6 гв. т. армии В.А. Елецкий

 

В последние годы основная деятельность Ф.Ф. Слипченко направлена на создание школы нового типа - Волгоградского лицея. Он - автор социально-педагогической инициативы формирования личности учителя с поликомпонентной подготовкой для сельской школы, идеи создания экспериментальной мужской авторской школы народного учителя, работающей под девизом: «Родина. Долг. Честь!», для воспитания, обучения и ориентации на профессию учителя юношей, постоянно проживающих в сельских районах Волгоградской области, новаторского учебного учреждения – инновационной авторской школы, представляющей собой учебно-производственный, социально-педагогический экспериментальный комплекс.

По его инициативе созданы:

  • Фонд «Педагогический поиск», предназначенный для стимулирования инициативы в образовании и привлечения единомышленников.
  • «Сталинградский факел Победы» - символ почтения героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Он умеет определить и соединить социально-педагогические проблемы учебно-воспитательной работы школы с социально-экономическими проблемами данного региона и государства.

В практической деятельности постоянно является убежденным сторонником творчества, поиска деловой реализации и смелости в решении проблем школы, эксперимента в педагогической работе. Противник стандартизации, копирования, администрирования, сторонник дифференциации в учебно-воспитательном процессе. Главное в его педагогической деятельности - формирование гармонически развитой личности учащегося с учетом индивидуальных особенностей. Он акцентирует внимание на общечеловеческих ценностях, воспитании патриотизма и гражданственности, физическом совершенствовании и умении работать над собой, повышении уровня воспитанности, культуры и интеллекта.

Федор Федорович активен в общественной деятельности. Он был депутатом Тракторозаводского районного Совета народных депутатов с 1961 года, до роспуска Совета в ноябре 1993г. Депутатская деятельность в сочетании с педагогической и профессионально-общественной сформировала видение проблем школы, производства и региона, совокупно способствовала совершенствованию методологии учебно-воспитательной работы, определению на перспективу направления в деятельности педколлектива и школы.

Пройден большой путь становления учителя, руководителя школы. В итоге создана авторская концепция начальной подготовки педагогических кадров, практически реализованная в Волгоградском педагогическом лицее. Она соединила в единую систему повышенную общеобразовательную подготовку, необходимую будущему учителю, начальную профессиональную подготовку, доведенную до уровня получения квалификации, и начальное университетское образование.

Изучение многолетней творческой деятельности Ф.Ф. Слипченко позволяет выделить уникальные особенности стиля работы, определившие успех его как педагога и руководителя школы. Главное - это формирование человека, личности со стойким творческим характером. Как педагога, его отличают глубокие знания современной педагогической науки и практические умения, необходимые для эффективной организации обучения и воспитания. В его педагогической системе обучение, воспитание и практическая деятельность воспитанников объединяется в единое целое, строится на единстве воспитания и самовоспитания, тесном взаимодействии учителей и учеников. Как руководитель школы он организует целенаправленное сотрудничество всех участников общеобразовательного процесса, стимулирует их творческое самовыражение.

 

Рождение учителя

В гимнастерке, солдатских сапогах он отличался от остальных абитуриентов Сталинградского педагогического института. Какой же выбрать факультет? Сомнений не было, конечно, исторический. Федор Федорович вспоминает: «Так сложилось, что я захватил в своей жизни остатки старой России, становление новой эпохи, коллективизацию, войну, построение социализма. Сомнений не было – буду учителем истории».

Студент Слипченко с первых дней учебы, проживания в общежитии института старался организовать жизнь своей группы, сделать ее интереснее. Он был инициатором спортивных соревнований, туристических походов по горам Кавказа, по полюбившейся ему красавице Волге. Сам он активно занимался горным туризмом, греблей, гимнастикой, стал разрядником по этим видам спорта, был членом сборной команды института по многоборью. Все это позволило ему стать руководителем коллектива физкультурников педагогического института.

 

Создание авторской педагогической системы

Владение основами, а в некоторых аспектах, глубокими знаниями науки, практики и жизненной действительности в их сочетании, последовательности и противоречиях, многолетние ночные бдения и размышления сформировали у Федора Федоровича предвидение тех изменений, которые стучались в дверь нашего общества. Сначала реформа, потом – модернизация образования, всегда Ф.Ф. Слипченко шел впереди.

О Волгоградском лицее немало написано газетно-журнальных статей и составлено репортажей в средствах массовой информации, многое лестно и удачно, и это все о лицее, о Федоре Федоровиче.

Образовательный уровень учителей снизился, из-за недостатка педагогических кадров выпускники школ часто используются в качестве учителей. Число учителей, не имеющих специального образования, в этом году увеличилось на 11,3 тысяч. Выбытие учителей из школ села, особенно молодых специалистов, в два раза превышает общий показатель по России...» (конец извлечения).

Эта безрадостная ситуация в системе образования Российской Федерации в Волгоградской области наблюдается давно, и показатели её значительно ниже, чем по России. Очевидно поэтому возникла идея целенаправленно подготовить учительскому корпусу области пополнение учителей-мужчин. Эта идея принадлежит начальнику ОблУНО Игорю Тимофеевичу Зайцеву. Владея информацией о кадровом составе учителей области, он лучше и раньше других оценил обстановку и забил тревогу, его поддержали секретари обкома В.И. Калашников и A.M. Анипкин, заведующие отделами П.В. Лободин, О.М. Шевцов и руководство облисполкома: А.Н. Орлов, Л.И. Кондрахина и В.В. Малышкин.

Стали обрабатываться различные варианты подготовки учителей мужчин прежде всего для школ, которые больше нуждались в этом, ими оказались сельские школы, поэтому акцент был взят на подготовку учителей для сельских школ. Проработка этого вопроса сложила мнение о том, что нужно в какой-то волгоградской школе-интернате открыть несколько специальных классов, мужских. Для участия в разговоре на эту тему были приглашены директора общеобразовательных школ-интернатов Волгограда.

Вспоминая об этом, Федор Федорович говорит: «Я не отказался от идеи целенаправленной подготовки учителей-мужчин, тем более для сельской школы. Недостаток учителей-мужчин и воспитателей интернатных учреждений я видел давно и в свое время составлял проект подготовки этих кадров (не нашедший тогда поддержки в верхах), и поэтому саму идею я принял сразу, а вот механизм ее воплощения явно не понравился мне, потому что я уже имел опыт создания «английской школы», как длительный и мучительный процесс. При официальном разговоре, не задумываясь, я внес предложение создать отдельную школу с однородным юношеским составом, подобно пушкинскому лицею. Мое предложение было неожиданным для всех и встречено было по-разному на всех уровнях, только без колебаний и сразу поддержал меня Анатолий Николаевич Вырщиков – проректор пединститута, ныне доктор педагогических наук, профессор педуниверситета, присутствовавший при этом разговоре, и наш педагогический коллектив.

Постепенно с моим предложением согласились многие, кто был к этому причастен, ректор пединститута Данильчук Валерий Иванович, профессор Ильин Владимир Сергеевич, доценты Сергеев Николай Константинович, Сериков Владислав Владиславович и многие другие.

В.И. Данильчук и B.C. Ильин предложили сразу же включить эту новую школу как структурное подразделение в состав педагогического комплекса пединститута.

А затем пошла такая полоса хождения по «конторам», согласование и утрясание, о которой можно было бы, а может, и следовало бы написать, по крайней мере, очерк. Наконец, все точки над «и» были поставлены и 13 июля 1988 года исполком Облсовета принял решение об открытии специализированной мужской экспериментальной школы педагогического профиля».

Изначально лицей был задуман как профильная школа, реализующая компетентностную модель личностно-ориентированного образования. Хочется еще раз указать на «дар предвидения» Федора Федоровича, опережающего основные направления развития образования России.

Волгоградский лицей (областная экспериментальная мужская средняя школа-интернат педагогического профиля) открыт 1 сентября 1988 года.

Волгоградский лицей - это авторская школа. Автором идеи и социально-педагогической инициативы создания модели инновационного образовательного учреждения, возрождающего лучшие традиции лицейского образования России, является ее генеральный директор - Народный учитель СССР, заслуженный учитель школы РСФСР, почетный гражданин города-героя Волгограда, почетный член Петровской академии наук и искусств Фёдор Фёдорович Слипченко.

В 1990 году лицей получил статус экспериментальной педагогической площадки Минобразования РФ. С 1993г. лицей является структурным подразделением Волгоградского государственного педагогического университета в составе единого учебно-научно-педагогического комплекса по профориентации, отбору, подготовке и повышению квалификаций педагогических кадров для региона.

Учитывая острую потребность региона в квалифицированных кадрах учителей-мужчин для сельских школ, лицей решает задачи воспитания, обучения и ориентации на профессию педагога юношей, постоянно проживающих в сельской местности Волгоградской области, способных в условиях перехода к рыночной экономике воспитать сельского жителя, крестьянина-труженика, хозяина земли.

В лицее обучаются юноши из сельских районов Волгоградской области в течение 5 лет - с 7 по 11 класс. Для организации и проведения учебно-воспитательного процесса лицей располагает широкой базой: учебными кабинетами, лабораториями, библиотекой, читальным залом, спортивным комплексом, учебно-опытным участком, военным городком, общежитиями. В лицее имеется Народный музей боевой и трудовой славы тракторозаводцев. В районах области организованы учебно-опытное хозяйство и филиалы в сельских школах, где лицеисты проходят педагогическую и сельскохозяйственную практику.

Развитие инновационной авторской школы способствует совершенствованию авторской педагогической системы Ф.Ф. Слипченко, основополагающим компонентом которой является воспитание личности педагога, патриота, гражданина. Основными элементами воспитательной системы определены:

  • воспитание здорового образа жизни;
  • воспитание трудолюбия в достижении высокого уровня знаний, наук, культуры, навыков и умений, необходимых сельскому жителю;
  • воспитание патриотизма, дисциплинированности, законопослушания.

Особое место в жизнедеятельности лицея занимают традиции (праздники), лицейская символика (знамя, знак, гимн, форма), а также сформулированные в «Кодексе чести лицейского братства» ценностные ориентиры.

 

Ветеран Великой Отечественной войны М. М. Рохлина о  Ф. Ф. Слипченко:

Мое первое знакомство с Ф.Ф. Слипченко произошло заочно. По возрасту пожилой человек, строг, пунктуален, конкретен.

На первую встречу шла с волнением, в голове перемешались все мысли, совершенно не знала, как себя вести, мое состояние было такое, как будто я иду на экзамен, к которому совершенно не готова. В точно назначенное время меня пригласили в кабинет директора лицея. И здесь при виде Федора Федоровича, которому за 70 лет, мое впечатление моментально рассеялось. Подтянут, бодр, энергичен.

Началась тихая, спокойная беседа. Постепенно я успокоилась. Речь Федора Федоровича образна, выразительна и, как говорил К. Паустовский, «литая» (доводится до такой ясности), когда в каждую фразу вы не можете больше вставить или убрать из нее ни одного слова. За короткое время беседы я очень много узнала о жизни лицея.

А жизнь лицея – это вся жизнь самого Федора Федоровича. Начиная с утренней зарядки, наравне с 14-18 летними лицеистами, проведением уроков, лекций по педагогике, педсоветов, решением производственных, хозяйственных проблем, проведением праздников и заканчивая уже поздно вечером семейными делами. И все это за 24 часа. Как в народе говорят: ни минута покоя.

За заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны и в мирное время Федор Федорович имеет многочисленные награды, имеет звание Заслуженного учителя СССР, Почетный гражданин города-героя Волгограда. Я считаю (жаль, что нет такого звания) что ко всем званиям нужно прибавить звание любящего отца, любимого дедушки, отличного семьянина. Не напрасно, обе дочери выбрали профессию отца, внук Федор - лицеист, будущий учитель.

Все свои силы, знания Федор Федорович отдает воспитанию 300 лицеистов, в каждом из которых видит патриотов – достойных граждан Родины, в каждом из них видит Человека, уважает личность и достоинство человека, любит, учит и верит в человека, воспитывает трудолюбие, скромность, преданность, патриотизм, веру, любовь, чтобы из каждого лицеиста вырос настоящий мужчина и всю свою сознательную жизнь помнил девиз лицея: «Родина. Долг. Честь!» (из присяги лицеистов).

Где бы ни были лицеисты: в театре, кино, на уборке овощей, на практике в филиалах лицея, на экскурсиях в заповедниках, музеях, на концертах, на встречах с участниками Великой Отечественной войны, на праздниках города - всегда можно встретить директора лицея.

Постоянные выступления Федора Федоровича о воспитании молодого поколения можно слышать по радио и телевидению, на заседаниях областной администрации и областной Думы, в высших учебных заведениях, в школах города и области.

Всегда своим друзьям, родным и близким рассказываю и горжусь, что знакома с таким удивительным человеком, восхищаюсь, очень рада, что мой сын учится в лицее, который возглавляет Ф.Ф. Слипченко.

Накануне юбилея хочу пожелать Федору Федоровичу крепкого здоровья на долгие годы, семейного благополучия, всех земных благ.

Материнское Вам спасибо, низкий Вам поклон. 

Ответственный секретарь Совета ветеранов
95 гвардейской стрелковой дивизии
Рохлина Мария Михайловна
.

Использованные источники:

Перечень источников:

  • Интервью с Ф.Ф. Слипченко;
  • Материалы из семейного архива Ф.Ф. Слипченко;
  • Материалы Народного музея «Боевой и трудовой славы тракторозаводцев» ГКОУ «Волгоградский лицей»;
  • Воспоминание однополчан;
  • Документы из военного архива города Подольска Московской области;
  • Рассказ председателя Совета Ветеранов 51-ой армии Крыма, почетного ветерана Украины, заслуженного учителя Крыма Сафоновой С.И.
  • Беседа с однополчанином из Крыма - ветераном 51-ой армии, ковалером двух орденов Славы, почетным ветераном Украиной и города Симферополя Робок И.И.

 Список литературы:

  • Василевская-Руцкая С.Ю., Вульфович А.С., Дубов Ф.Л. 50 лет в строю. Слово об учителе – Волгоград: Лицей, 2005.-131 с.
  • Герасимова Т. Эти удивительные сталинградцы.-Волгоград: ООО «Волгоградрегионгаз», 2002. – 224 с.
  • Слипченко Ф.Ф. Воспитать Отчизне патриота, достойного гражданина Родины. Методическое пособие. Волгоград 2004.-52 с.
  • Слипченко Ф.Ф., Василевская-Руцкая С.Ю. Традиции  воспитания  патриота, достойного гражданина России в Волгоградском мужском педагогическом лицее. - Волгоград: Перемена, 2004. - 271 с.
  • Современный мужской педагогический лицей:  Теория и практика воспитания и обучения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-208 с.

Фотогалерея: