Гребенников Петр Федорович "Слепой музыкант"

Информация об авторах:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Семёновская основная обшеобразовательная школа

 РУКОВОДИТЕЛЬ: Ивко Антонина Александровна- учитель биологии и химии

АВТОРЫ: Байрамова Алина 5 класс

                  Железняк Сергей 5 класс

                  Трущенков Виталий 5 класс

 Волгоградская область, Киквидзенский район, село Семёновка

 

Информация о ветеране:

Гребенников Петр Федорович  родился в марте 1925году, а умер в октябре 1971 года.

Содержание работы:

Исследовательский проект
«Слепой музыкант. Гребенников Петр Федорович»

 

(проект «Волгоград – Крым: обращение к ветерану» посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.  Проект  по организации поиска и сбора информации о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла)

 Паспорт проекта

Тема: «Слепой музыкант. Гребенников Пётр Федорович».

Образовательное учреждение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Семёновская основная общеобразовательная школа»

Авторы:

  1. Байрамова Алина
  2. Железняк Сергей
  3. Трущенков Виталий

Руководитель:

Ивко А.А. учитель  – собрала материал, подготовила встречу с родственниками ветерана, подготовила презентации к проекту.

Сроки выполнения проекта -  краткосрочный проект, рассчитан на один год 2014 – 2015 учебный год.

Актуальность проекта

Для жителей нашей страны слово «Победа» исполнено глубочайшего смысла. В нем смешались память о выживших и погибших, слезы радости и скорби. Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно предать забвению подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание человека, которое хотел растоптать фашизм.

Великая Отечественная война – одно из тех редких исторических событий, память о которых не стирается со временем. Все дальше и дальше уходят от нас эти страшные и в тоже время героические дни 1941-1945 годов, все меньше становится среди нас победивших в той войне ветеранов. Однако память о событиях семидесятилетней давности никуда не ушла, она остается с нами. Но для нынешнего подрастающего поколения Великая Отечественная война - это далекое прошлое, событие, которое по мировосприятию не имеет для них прямого отношения к современной жизни. Поэтому очень важно, чтобы дети узнали правду о войне, прониклись уважением и гордостью к ветеранам войны и тружеником тыла. Сегодня особенно важно вернуться к истокам нашей великой победы, осмыслить уроки и ценности этого величайшего события века, что имеет огромное значение как для сохранения памяти о легендарных защитниках Родины, так и для воспитания молодого поколения в деле беззаветного служения Родине и своему народу.

В  школе участниками поисковой группы был собран материал о выпускниках нашей школы, о жителях нашего села, ветеранах Великой Отечественной войны. Мы считаем, что нам необходимо продолжать начатую работу, которая, по нашему мнению, позволит:

  •  лучше узнать историю Великой Отечественной войны;
  • обратить внимание учащихся на основные этапы Великой Отечественной войны, историческую роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии;
  •  воспитывать гражданина-патриота своей Родины на примере истории своей семьи и родного края;
  •  развивать познавательный интерес учащихся, формировать навыки исследовательской деятельности;
  •  развивать коммуникативные качества учащихся при поиске и сборе информации;
  •  лучше узнать историю семей учащихся, школы и родного края;
  • расширение кругозора учащихся;
  • реализация межпредметных связей с учителями предметниками.

Проект носит интегрированный характер, включает связь предметов: русский язык и литература, история, музыка и изобразительное искусство.

Проектируемые результаты

Главными итогами реализации проекта должно стать: неформальное общение школьников с родственниками ветеранов Великой Отечественной войны, расширение знаний об исторических событиях.

  • Изготовление учащимися проектных продуктов. (мультимедийных презентаций, докладов, сообщений, статей, буклетов, книжки - альбома);
  • Проведение серии конференций учащихся по результатам поисковой и исследовательской деятельности.
  • Размещение материалов о ветеране войны в экспозиции школьной музейной комнаты с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе школы.
  • Позитивная тенденция к увеличению количества учащихся, включенных в реализацию данного проекта.

Цель проекта

Данный проект может способствовать активации исследовательской и творческой деятельности обучающихся в процессе сотрудничества, а также развивать инициативу в приобретении знаний, умений и навыков.

 Позволит расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Поспособствует изучению жизни  ветерана Гребенникова Петра Федоровича, который жил и работал в нашем селе.

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди учащихся 1-9 классов и родителей нашей школы,
  2. Изучить литературу, и выяснить что такое Великая Отечественная война.
  3. Побеседовать с родственниками ветерана.
  4. Выяснить интересные факты из его жизни.
  5. Сочинить стихи, нарисовать рисунки о войне
  6. Рассказать это детям.

Гипотеза: выяснив жизнь ветерана, мы узнаем больше о годах Великой Отечественной войны.

Методы исследования: анкетирование, реферирование.

Необходимые ресурсы

Компьютер, доступ к ресурсам сети Интернет, проектор, принтер, магнитофон, диктофон, бумага А-4, краски, фломастеры, клей, ножницы.

 

Контрольно-диагностические средства используемые в ходе выполнения проекта

До работы над проектом

В ходе работы над проектом

После завершения работы над проектом

Подготовка анкет для родителей.

Подготовка анкет для детей

Подготовка бланка для соцопроса

Посещение сельской библиотеки, школьной музейной комнаты.

Беседа с родственниками ветерана.

Предложить нарисовать рисунки для книжки-альбома

Провести анкетирование родителей и обработать данные.

Провести анкетирование детей и обработать данные.

Провести соцопрос с жителями села и обработать данные.

Поиск материала к проекту.

Сбор материала.

Выставка рисунков. 

Результаты анкетирования представлены в диагностическом инструментарии.

Результаты представлены в диагностическом инструментарии.

Результаты представлены в презентации в виде диаграммы.

Буклет,  информационный материал «Великая Отечественная война. Воины защитники нашего села».

Фото, запись воспоминаний аудиозапись.

Книжка - альбом 

 

Технологическая карта реализации проекта

Этапы

Задачи этапа

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности детей

Организационный этап

Создать положительный эмоциональный настрой.

  • Познакомить учащихся со стартовой презентацией по проекту, где с помощью проблемных вопросов  заинтересовать учащихся принять участие в проекте ;
  • Принять участие вместе с учащимися в работе круглого стола по постановке и формулировке проблемы, выбору темы и названия проекта, формулировке целей проекта, определению конечного продукта  работы по проекту;

 

  • Познакомиться со стартовой презентацией по проекту
  • Принять участие в работе круглого стола по постановке и формулировке проблемы, выбору темы и названия проекта, формулировке целей проекта, определению конечного продукта работы по проекту
  • Познакомить родителей  с краткой информацией о проектном методе обучения

 

Подготовительный  этап

Разработать план работы и определить срок.

  • Принять вместе с учащимися участие в разработке  критериев оценивания презентаций, буклетов, определить форму отчёта группы  по продвижению в проекте,  критерии оценки конечного продукта;
  • Консультировать детей в ходе работы;
  • Обсудить и зафиксировать вместе с учащимися план работы каждой группы;
  • Создать буклет для  родителей .

 

  • Принять участие в разработке листа самооценки работы учащегося , критериев оценивания презентаций, буклетов , определить форму отчёта группы  по продвижению в проекте , критерии оценки конечного продукта
  • Выдвинуть гипотезы решения поставленной проблемы, наметить направления работы;
  • Установить срок выполнения проекта;
  • Определить необходимое количество направлений работы;
  • Распределиться по группам с учетом индивидуальных способностей и пожеланий;
  • Разделить  внутри группы роли и обязанности;
  • Определить продукты работы каждой группы.
  • Установить сроки выполнения работы каждой группы;
  • Определить основные источники информации;

 

Практический

этап

Создать условия для деятельности с использованием информационных технологий.

  • Наблюдать за реализацией практического этапа;
  • Проводить консультации по запросу учащихся;
  • Предоставить учащимся технические средства, возможность работы в Интернете для работы по проекту
  • Работать самостоятельно  в своей группе по выбранному направлению в соответствии с намеченным планом группы;
  • Отследить соблюдение сроков выполнения работы группы;
  • Провести круглый стол по реализации проекта. Дать оценку своей деятельности  и деятельности группы;
  • Вносить, по необходимости, коррективы в план работы, а так же предложения по повышению эффективности работы группы;
  • Привлекать родителей к работе над проектом;
  • Оформить результат своей деятельности с использованием информационных технологий;
  • Оформить презентацию и представить на ученической конференции

 

Заключительный этап

 

Обсудить проект, помочь в отборе материала.

  • Наблюдать за реализацией заключительного этапа;
  • Выступать в роли эксперта в ходе отбора материала для конечного продукта и формы его представления;
  • Проводить консультации по запросу учащихся

 

  • Определить место и роль результатов деятельности своей группы в конечном продукте;
  • Включить  свой продукт  в состав конечного продукта проекта;
  • Принять участие в подготовке, оформлении и записи на электронный носитель конечного продукта проекта;
  • Принять участие в подготовке публичного представления продукта проекта (в форме презентации).

Этап подведения итогов

Развивать способность у обучающихся давать адекватную самооценку

  • Сотрудничать с учащимися по созданию буклета по рефлексии  участников по проекту;
  • Принять участие в обсуждении участниками проекта планов на будущее.

 

  • Принять участие в защите продукта работы по проекту;
  • Принять участие в рефлексии

 

 

Информационные источники, используемые при подготовке проекта

Печатные источники

1) Книга Памяти. Сталинградцы в бою и труде 1941-1945, составители: Томарев В.И., Головкин Г.М., Волгоград- 1994г.

2) Солдаты Победы 6 том, Поименный список Волгоградской области, составители: Лебедовский А.Н., Суворцева Л.И.,Волгоград-  2012г.

3) Энциклопедия Волгоградской области, гл. редактор О.В. Иншанов, Волгоград- 2009г.

Архив школьного музея, информация, полученная участниками проекта ходе исследования и бесед.

Интернет источники

 

http://1september.ru

http://podvignaroda.ru

 

Презентация проекта

Где презентовались результаты проекта

Форма презентации

Материал презентации

Сельская библиотека

 Школа

Школа

Встреча с библиотекарем, с родственниками ветерана

Круглый стол

Дискуссия

Буклет,  информационный материал «Великая Отечественная война. Воины защитники нашего села».

Презентация «Слепой музыкант» «Ветераны нашего села».

«Ветеран живет рядом».

 

Программа мониторинг эффективности проекта

объект мониторинга

Критерии

Показатели, содержание

Методики изучения

Деятельность учащихся

Степень активности учащихся в рамках реализации проекта

  • количество учащихся, задействованных в проекте;
  • количество собранного материала
  • наблюдение
  • статистические данные
  • статистические данные
  • учащихся

Исследовательские работы учащихся

Качество выполнения исследовательских работ

  • мониторинг участия работ в конкурсном движении;
  • интерес учащихся к работам
  •  содержание работ
  • статистические данные;
  • портфолио учащихся;
  • анкетирование учащихся;
  • наблюдение
  • анализ представленных материалов

Взаимодействие с социумом

Включенность в проект

  • охват участников
  • привлечение родителей к созданию работы
  • статистические данные
  • статистические данные

Глава I.  Мы исследуем.

Война…в этом слове боль и страдания, ужас в глазах матерей и плач ребенка, последний стон солдата, скорбь в глазах стариков. Война – это гнев, страх, смерть и горе. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слез, мучений.

Нет села, нет семьи на территории Волгоградской области, которых бы не коснулась Великая Отечественная война страшным известием о гибели родных, близких, друзей, товарищей.

Сталинградская земля свято чтит память о них: установлено сотни обелисков, стел, сооружений и других форм памяти погибшим землякам, созданы сотни музеев и комнат боевой славы в учебных заведениях области.

Война прошла через судьбы всех народов Советского Союза. Тяжелым временем легли 1418 огненных дней и ночей битвы с фашизмом и на плечи жителей Волгоградской области.

Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые проживут века, померкло, но этому подвигу – подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории. Всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной остаётся среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе. В начале и взять было неоткуда – полстраны разрушено, а потом за гигантскими нашими планами – всё не до них было; не до них – постепенно старящихся, теряющих здоровье и силы, и до сих пор не до них.                               На современном историческом этапе заключается в новых взглядах на события ВОВ, а именно уточнение многих деталей боевых и трудовых подвигов народа. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне.

70 лет назад завершилась одна из самых страшных и кровопролитных в истории человечества  войн. Наш русский народ заплатил за Победу огромную цену - погибли более 27 миллионов человек. Великая Отечественная война стала для всех людей настоящим испытанием, сопровождавшимся потерей близких. Целых четыре долгих года продолжалась война. Тяжелые, изнурительные бои, голод, Ленинградская блокада, Сталинградская битва не сломили Вас. Вы шли вперёд навстречу неумолимой опасности. Вы, участники и труженики тыла этой страшной войны - смогли противостоять этой вражеской силе, показать смелость и стойкость русского духа. Ваш подвиг не меркнет с течением времени. Чем дальше от нас те грозные военные годы, тем больше мы осознаём величие подвига. Нынешнее поколение должно помнить какой ценой далась нам Победа в этой страшной войне, чтить память погибших, проявлять неустанную заботу о ветеранах. Ведь благодаря ветеранам мы сегодня можем жить под мирным небом.

Победа была достигнута благодаря подвигу миллионов людей, каждый из которых достоин самой высокой почести и  благодарности, даже самых высоких правительственных наград.

Одним из тех немногих солдат, который и сейчас живёт среди нас – это наш земляк: Петр Федорович Гребенников.

Глава II. Мы планируем

Изучить  необходимую для нас литературу, поставить перед собой определенные цели и задачи, сделать план реализации следующих действий:

  •     Провести анкетирование среди учащихся 1-9 классов нашей школы и узнать, что они знают о ВОВ.
  •     Побеседовать с семьей ветерана.
  •     Выяснить интересные факты из его жизни.
  •     Рассказать это детям.

Глава III. Мы действуем

Мы провели анкетирование среди учащихся 1-9 классов.

Вопросы:

  1. Знаете ли вы , что такое Великая Отечественная война?
  2. Есть ли в вашей семье те, кто прошел эти страшные годы войны?
  3. Знаете ли вы ветеранов села?
  4. Знаете ли вы ветеранов коиорые жили в нашем селе? 

И вот результат.

Таким образом, выяснилось, что не все дети знают, что такое Великая Отечественная война и, конечно, её ветеранов.

Поэтому мы решили рассказать всем детям об одном из наших ветеранов.

Гребенников  Петр Федорович участник и ветеран Великой отечественной войны, родился в марте 1925 года, в  крестьянской семье. Детство прошло его в хуторе Песчановка,  окончил 5 классов школы в соседнем селе Семёновка. В 16 лет поступил учиться школу ФЗО г. Мариуполь, но ее не закончил. Началась война.  В январе 1943 года белокурый паренек из Песчановки стал солдатом. Участвовал в боях под Старой Руссой Ленинградской области, будучи командиром миномётного расчета, получил, приказ от командира роты миномётным огнем поддержать наступление нашей части. При выполнении данного приказа  Гребенников Петр Федорович 10.10.1945 году , был тяжело ранен в оба глаза осколком мины. Петр Федорович получил  серьезное ранение, из-за которого теряет зрение. Петр Федорович был награжден орденом Красного Знамени.

Девятнадцатилетний парень после ранения остается слепым. Нетрудно представить, что творилось в душе Петра Гребенникова в одночасье ставшим инвалидом. С тяжелым чувством возвратился солдат в родной хутор Песчановку. Отныне он никогда не увидит неповторимый закат за родным селом, лес, речку, лица родных и близких ему людей.

На Великую Отечественную войну Петра Гребенникова провожала девушка Маша. Маша дождалась с фронта жениха, пусть слепого, но живого, молодого и веселого. С той поры Петр Федорович видел мир глазами любимой Маши. Но бывший солдат не хотел быть иждивенцем. Он мечтал работать, содержать семью. Но какую работу может выполнять слепой? Выход был найден: Петру Федоровичу помогла  музыка! Он любил её с детства, имел хороший музыкальный слух. В 1945 году Петр Гребенников поступил в Курскую музыкальную школу для военнослепых инвалидов Великой Отечественной войны на отделение баяниста - исполнителя. Через четыре года получил диплом. У Петра Федоровича было дело, и теперь настало время создать семью. В 1949 году он регистрирует брак со своей любимой Машей. В послевоенное время было трудно, но была любовь, сила духа и огромное желание победить обстоятельство.

Молодого специалиста направили в Иловлю на работу в общество слепых. Вместе с молодой женой поселились в общежитии для слепых. Мария Тимофеевна устроилась там техничкой и работала в мастерской, где валяли валенки и вязали авоськи. В свободное время от работы жена помогала Петру Федоровичу разучивать произведения, читала ноты. Жили, душа в душу, горе и радости делили пополам. Музыка их сплачивала, помогала пережить бытовые проблемы.

Перт Федорович, в обществе слепых создал, два музыкальных коллектива: хор и струнный оркестр. С этими коллективами он ездил на различные смотры художественной самодеятельности в города: Волгоград, Балашов, Камышин. Очень часто эти коллективы получали награды, дипломы победителей конкурсов. Профессиональная карьера слепого музыканта складывалась удачно, однако с появлением детей комната в общежитии стала тесной. Супруги решили вернуться на малую родину.

В 1955 году вернулись хутора Песчановке, где с большим трудом построили домик. Петр Федорович устроился на работу в Семёновскую восьмилетнюю школу аккомпаниатором, в которой он проработал до самой смерти. Здесь он создал детский хор. А вечером после занятий он спешил в сельский клуб, где занимался с жителями села. При подготовке концертов очень часто не находилось по теме нужных песен. Петр Федорович решает писать стихи и сочиняет на них музыку. Его дочь Лидия Петровна, вспоминает строки из песни «Черемуха моя», которую сочинил ее отец:

Черемуха моя, ты мною посажена
На пришкольном участке моем,
Где мы растем, здесь мы мужаем,
Родная черемуха, вдвоем.

Простые, незамысловатые, но очень теплые, искренние, трогательные строки. Учитель музыки писал песни  для школьных и сельских праздников. Петр Федорович обучал детей игре на баяне, гармошке, балалайке. Музыка сопровождала его всю жизнь, она звучала у него на работе, и не утихала и дома. Вечерами Петр Федорович и Мария Тимофеевна исполняли различные музыкальные произведения, а их пятеро(Анатолий, Надежда, Лидия, Тамара, Александр) детей завороженно смотрели на родителей. Музыка помогала жить, приносила в дом радость, умиротворение, сплачивала семью.  На работу добирался на велосипеде, мопеде, лошади, перед собой сажал, ребенка с начало руки ребенка держали руль, а затем он ложил на его руки свои, он рулил, а глазами были дети куда ехать. Петр Федорович умер 19 октября 1971 года, от рака желудка.

После смерти мужа Мария Тимофеевна работала свинаркой на свиноферме, и техничкой до 65 лет, в доме животновода. Мария Тимофеевна хорошо играла на балалайке, неоднократно участвовала в концертах «Играй гармонь!». Мария Тимофеевна умерла 28 октября 2014года, в доме который они построили вместе, хуторе Песчановка. Их дети очень любят музыку. А сейчас  на мероприятие в  районе и сельском доме культуры выступают их дочери: Надежда Петровна Парьева и Лидия Петровна Иванова.  Они поют  как современные песни, так и песни своего отца -  Гребенникова Петра Федоровича. Надежда Петровна Парьева сейчас заведующая сельского дома культуры села Семёновка.

Мы даже представить себе не можем, что вынесли на своих плечах, в своих душах те, кого мы называем ветеранами Второй мировой.

 Конечно же, Надежда Петровна показала нам свои семейные фотографии. У нее их оказывается очень мало. 

Заключение

В памяти людей нашей страны никогда не забудется такое событие, как Великая Отечественная война. Нам, подрастающему поколению, необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

Память об этом удивительном, честном, героическом человеке мы  должны сохранить на всю свою жизнь и передать будущему поколению. Петр Федорович всегда будет примером для всех. Мы гордимся  им! И, конечно, гордимся этой Великой Победой!

В своей работе мы рассказали о судьбе ветерана Великой Отечественной войны, Гребенникова Петра Федоровича и установили, что жизнь Петра Федоровича была не из простых. Все пришлось пережить ему и его семье: голод, безденежье, переселение на новые земли. Но все это было не зря: достойно прожил свою жизнь Петр Федорович: всегда был нужен людям, только положительно отзываются о нем те, кто знал его лично. И самое главное - достойное поколение оставил после себя. Дети Петра Федоровича и Марии Тимофеевны достойно несут фамилию своего отца в будущее.

Результаты нашего исследования и изучения жизни  ветеранов ВОВ, Гребенникова Петра Федоровича, были обработаны и рекомендованы для проведения классных часов, мероприятий по изучению замечательных людей села. Основные положения докладывались на мини - конференции научного общества учащихся школы. Научно – исследовательская работа была представлена учащимся 5-7 классов для более глубокого ознакомления с жизнью  ветеранов Великой Отечественной войны. Предполагается написать заметку в газету «Нива» об участниках войны нашего села.

В завершении работы хочется выразить слова благодарности дочерям  Надежде Петровне и Лидии Петровне за подробный рассказ о нелёгкой судьбе его отца, заведующая школьным музеем Касьяновой Н.А. за оказанную помощь в работе с архивными документами.

 Список литературы

  1. Книга Памяти. Сталинградцы в бою и труде 1941-1945, составители: Томарев В.И., Головкин Г.М., Волгоград- 1994г.
  2. Солдаты Победы 6 том, Поименный список Волгоградской области, составители: Лебедовский А.Н., Суворцева Л.И.,Волгоград-  2012г.
  3. Энциклопедия Волгоградской области, гл. редактор О.В. Иншанов, Волгоград- 2009г.
  4. Архив школьного музея, информация, полученная участниками проекта ходе исследования и бесед.
  5. http://1september.ru
  6. http://podvignaroda.ru

Приложение №1. Анкета для учащихся

  1. Знаете ли вы что такое Великая Отечественная война?
  2. Есть ли в вашей семье те, кто прошел эти страшнные годы войны? 
  3. Знаете ли вы ветеранов села?
  4. Знаете ли вы ветеранов , которые жили в нашем селе?

Использованные источники:

 

 Список литературы

 

1) Книга Памяти. Сталинградцы в бою и труде 1941-1945, составители: Томарев В.И., Головкин Г.М., Волгоград- 1994г.

2) Солдаты Победы 6 том, Поименный список Волгоградской области, составители: Лебедовский А.Н., Суворцева Л.И.,Волгоград-  2012г.

3) Энциклопедия Волгоградской области, гл. редактор О.В. Иншанов, Волгоград- 2009г.

Источники:

1) Архив школьного музея, информация, полученная участниками проекта ходе исследования и бесед.

2) http://1september.ru

3) http://podvignaroda.ru

4) Интервью дочерей Надежды Петровны Парьевой и Лидии Петровны Ивановой

 

Фотогалерея: