Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №3»
Новониколаевского района Волгоградской области
Муниципальный конкурс
исследовательских работ
по краеведению
«Моя малая родина»
номинация «Природное наследие»
Ласка обыкновенная как неотъемлемая часть
природного наследия нашего края
Выполнила:
учащаяся 7 «Б» класса
МБОУ «Новониколаевская СОШ№3»
Пекова Валерия Александровна
06.10.2000 г.р.
Руководитель:
Митяшова Ирина Владимировна
учитель биологии
р.п. Новониколаевский
2014
Введение
Проблема исследования:
малая изученность видов местных природных территорий и низкая информированность об объектах природы в нашем районе
Цель исследования:
изучение и систематизация знаний о ласке обыкновенной как неотъемлемой части природного наследия нашего края
Тема исследования:
Ласка обыкновенная как неотъемлемая часть природного наследия нашего края.
Объект исследования:
Хищное млекопитающее ласка обыкновенная - один из значимых видов охотничьего хозяйства "Кардаильское".
Предмет исследования:
- Общие сведения об охотничьем хозяйстве "Кардаильское".
- Морфология описания животного, места обитания, питание и размножение ласки.
- Ласка в мифах и сказаниях.
- Значимость объкта изучения для охотничьих угодий и человека.
Гипотеза исследования:
Ласка обыкновенная будет являться неотъемлемой частью охотничьего хозяйства "Карадаильское", если имеет ценное значение с точки зрения сохранения её как вида для данной территории.
Задачи исследования:
- Описать биологические особенности и места обитания ласки.
- Изучить ласку как мифологический объект народной экологии.
- Показать значимость вида для охотничьих угодий и человека с точки зрения его ценности и пользы.
Список и анализ источников:
В своей работе мы использовали очерки А.Ф. Киреева "Родная природа", статью А. Гура "Ласка, куница и другие в журнале "Родина" №2 за 1995 год, записки Розанова М.П. "Питерский охотник", интернет- ресурсы, в том числе энциклопедическую статью "Ласка в славянских народных представлениях. Славянский балканский фольклор" А.В. Гуры, материалы Википедии, фотоматериалы как собственные, так и интернет-ресурсов.. Было обращение и к статьями 2 и 4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой 16 ноября 1972года Генеральной конференцией ООН. Нами проведены небольшие личные наблюдения за объектом. Из устных источников мы отдали предпочтение сообщению охотника, местного жителя Митяшова Виктора Романовича.
Анализ литературы:
По заявленной нами теме достаточно много исследуемого материала как в интернете, так и в энциклопедиях, журналах, научных статьях. Но в нашей работе речь идёт о конкретной местности - охотничьем хозяйстве "Кардаильское" и его обитателе ласке обыкновенной. Подробностей об этом мы не нашли. Поэтому, об объекте исследования, приходится использовать общие данные различных источников. Изучив статьи А.В. Гуры и сопоставив с данными, поученными от местного жителя. мы смогли описать ласку как "таинственный" объект домыслов, мифов, сказаний. используя данные статей Сидоровича и Розанова, мы смогли предположить образ жизни ласки и в нашей местности. Этот зверёк больше ночной, чем дневной, поэтому выследить его в природной среде очень тяжело. Можно запечатлить только его места обитания. Другие фотоматериалы взяты из интернет-источников. Зверёк очень осторожный и быстрый, подойти близко к нему не удалось.
Очерки А.Ф. Киреева "Родная природа" -- это погружение в описание нашей родной природы земли волгоградской. Ссылки на интернет-ресурсы -- дают возможность изучить биологические особенности ласки обыкновенной, ареал распространения, образ жизни и питание зверька. Статья Александры Гуры "Ласка, куница и другие", найденной в журнале "Родина" способствовала изучению этого зверя в мифах и сказаниях народов нашей местности. Прочтение нами запиоск Розанова М.П. и Сидоровича В.Е. помогли увидеть значимость ласки обыкновенной для природных экосистем и для человека. Также мы воспользовались статьями 2 и 4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой 16 ноября 1972 года Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры.
Думаю, что своим обобщением мы внесём малую долю в изучение природного наследия нашего края.
Основная часть
Глава I. Общие сведения о районе и природе нашего края.
Наш район расположен в северо-западной части Волгоградской области, расстояние до областного центра — 300 км. На севере район граничит с Поворинским районом Воронежской областью, на северо-востоке — с Балашовским районом Саратовской областью, на северо-западе и западе — с Урюпинским, на юге — с Новоаннинским, на востоке — с Киквидзенским районами Волгоградской области (Приложение 1). Общая площадь района свыше 236 тыс. гектаров, из них 228 тыс. га - земли сельскохозяйственного назначения, 168,9 тыс. га пашни.
Богата и разнообразна природа нашего края. Так как сама область расположилась на стыке степей и пустынь, поэтому природа своеобразна, полна диковинок, о которых многие не подозревают. Имеются и дубово - тополёвые насаждения. Березовые, осиновые колки чередуются с пестрым ковром разнотравья степей и полями культурных растений. Типчаково-ковыльные степи с их крепким запахом полыни, душистых трав - разве это не прекрасно? Касание легкого дуновения степного ветра наполненного ароматом трав, солнцем и песней жаворонка - именно такая картина встает перед нашим взором, когда говорят о русском пейзаже. На территории района находятся особо охраняемые земли: Фоминское урочище - площадью 6 160 га, Кардаильское урочище - площадью 4500 га. Всё это – места воспроизводства диких птиц и зверей. А их здесь немало: дикие кабаны, зайцы, лисы, волки, бобры, лоси, куницы. А сколько птиц оседлых и перелётных: лебеди, перепёлки, пугливые сойки, дятлы, удоды, большое разнообразие диких уток и всяких мелких пичуг.
Об одной из зверушек хочется рассказать не только как о представителе семейства куньих, но и с точки зрения народной экологии.
Глава II. Ласка обыкновенная (Mustela nivalis).
Ласка обыкновенная - хищное млекопитающее, относящееся к семейству куньих. Как видно на фото (Приложение 2) ласка имеет тонкое, длинное и гибкое тело с одноцветным хвостом без кисточки. Лапки короткие, с острыми коготками. Голова ласки продолговатая с маленькими округлыми ушами, нос имеет тупую форму, на конце несколько раздвоенный. У основания носа есть железы, которые выделяют жидкость со специфическим неприятным запахом. Самцы больше самок. Длина тела ласки колеблется от 11 до 26 см, а вес от 20 до 250 грамм. В зависимости от сезона меняют окраску меха. Весной и летом преобладает одноцветная буровато-коричневая окраска, а осенью и зимой мех ласки чисто белого цвета (Приложение 3). Ласку можно встретить в полях, садах, лесах, порой даже в населенных пунктах. Она устраивает свое жилище в дуплах, норах, развалинах, амбарах, под камнями. Гнездо выстилают сухой травой, листьями папоротников и каштанов, мхом. Размножается ласка чаще весной, но в благоприятное время может дать 2-3 помёта в год. Самка рожает в убежище примерно 5-7 детенышей, слепых и беспомощных. Через месяц они прозревают, а в возрасте двух месяцев, достигнув размеров взрослых особей, начинают вести самостоятельную жизнь.
Несмотря на то, что ласка имеет короткие лапы она очень быстро бегает, отлично плавает. Кроме этого у ласки достаточно острые когти, которые позволяют ей отлично лазить по деревьям и охотиться. Ласки охотятся на крыс, мышей, кротов, кроликов, цыплят, куропаток, голубей, ужей, лягушек, ящериц, а также насекомых. Ласки охотятся как днем, так и ночью.
Ареал этого зверька занимает всю Европу, острова Средиземного моря, Азорские острова, Алжир, Марокко, Египет, Малую Азию, север Ирака, Ирана, Афганистана, Монголии и Китая, Корейский полуостров, Японию и северную половину Северной Америки. С некоторых пор она акклиматизирована и в Австралии. В России ласка встречается повсеместно, но популяции её не обильны.
В охотничьем хозяйстве «Кардаильское» естественными врагами ласок являются хорьки, лисицы, а также хищные птицы совы, ястребы. Однако, иногда зверьки оказывают своим врагам достойное сопротивление. Других конкурентов по добыче пищи у нашего объекта нет. В других местах соперником может оказаться горностай. В этом случае, ласка уступает более сильному хищнику и уходит в другие места обитания.Иногда ласки гибнут от истощения при зимней бескормице.
Ласка, несмотря на свою кровожадность, приносит пользу для человека. Лучше нее никто не умеет охотиться на мышей и полевок - вредителей лесного и сельского хозяйства. Мышевидные грызуны, кроме непосредственного поедания зерна, разрушают сооружения помещений, оборудования. Кроме того, они потенциальные переносчики возбудителей болезней человека и животных (туляремии, энцефалита, чумы, холеры, ящура), способных вызывать эпидемии. Но приручить ласку достаточно сложно. Нередко ласка добывает пищи больше, чем может съесть, тогда она делает запасы на зиму. В год ласка истребляет до 2-3 тысяч мышевидных грызунов.
Таким образом, ласка обыкновенная, как вид, является неотъемлемой частью охотничьего хозяйства «Кардаильское» и заслуживает особого внимания и бережного отношения к ней.
Глава III. Герой мифологических и народных сказаний.
В диалектах можно найти немало примеров общих названий для ласки, куницы, горностая, белки, барсука. Ласка, куница, лисица и белка могут заменять друг друга в различных вариантах сказочного сюжета об ожившей шкурке животного: человек снимает со зверя шкуру, а шкурка оживает или же зверь выскакивает из своей шкуры и убегает. Этих зверей роднит также целый ряд общих мифологических характеристик, скажем, связь с подземным миром. Облик горностая принимает былинный герой:
Как водою он ходил да рыбой – щукою,
По поднебесью летал да ясным соколом,
По подземелью ходил белым горностаем.
Клады выходят из земли в виде белых зайцев, горностаев, куниц, кошек. Указать человеку найти клад может ласка, если к ней ласково обратиться. В русских песнях поют про стоящее на горе чудесное « дерево кипаризное » с куницами и соболями:
На горке деревцо
Кунами обросло,
Соболями расцвело.
В народных поверьях обнаруживается родство ласки с гадами - змеями, червями, лягушками, кротами и мышами. Подобно змее, ласку считали ядовитой. В разных вариантах былин в одной и той же роли выступают ласка, ящерица, ужи: они отравляют питье людям, которые унесли их детенышей. Ядовито даже дыхание ласки: если она дохнет на скот, он перестанет есть, а если на человека, то у него появится отёк. Как уж, лягушка и ведьма, ласка способна отбирать молоко у коров, а пробегая под коровой, портит его, отчего в молоке появляется кровь.
У ласки и родственных ей животных обнаруживается сходство с птицей, что определяется глубоким мифологическим родством хтонических животных и птиц. (Приложение 4). Так ласка может называться «ласточкой», отождествляться с ней или представляться в виде зверька с крыльями.
У южных славян, считалось, что убийство ласки неминуемо влечет за собой смерть кого-либо из домашних или скота. По поверью считалось, что в ласке воплощена душа хозяйки. Распространялось представление о ласке как охранительнице дома и скота. В некоторых местах ее называют домовиком, что она живёт в каждом доме, в земле под домом, в подполье, под порогом конюшни, в хлеву – в местах обитания домовых духов. Как и домового, ласку можно увидеть, отправившись в хлев с освещенной свечой в Чистый четверг в хлев, и по её окраске определить, какой масти следует держать скотину. Присутствие ласки в хлеву способствует размножению скота, причем той же масти, что и ласка. Каждая корова имела свою ласку – покровительницу той же масти. Считалось, что вслед за убитой лаской подохнет и корова одной с ней масти, поэтому причинять ласке какой – либо вред, а тем более убивать её было запрещено.
Сходство между лаской и домовым проявлялось в том, что они по ночам мучают скотину, заезживают коней, так что наутро кони стоят все в пене, и заплетают гривы в косы. Кроме того, домовой по ночам может заплетать косы женщинам, а о ласке говорят, что она ночью может погрызть женщинам волосы, а мужчинам усы.
В народных легендах рассказывают, что в ласку обращена была невеста, проклятая свекровью за то, что ленилась прясть пряжу. Для оберега от ласки во двор выносят прялку с веретеном и кладут ее у норы.
Зачастую в былинах у одних животных женская символика (ласка, куница, выдра, белка, росомаха), у других - мужская (горностай, бобры, соболи). Это можно проследить в песенном фольклоре, прежде всего в свадебном. Жених и невеста изображаются как соболь и куница, реже бобр и выдра, бобр и лисица. В песенных текстах встречаются мотив охоты на куницу или белку, олицетворяющих собой невесту, В свадебных приговорах дружки жениха называют себя охотниками на куниц, лисиц, говорят, что они по куньему следу приехали в дом невесты. В старину у южных славян ласка часто упоминается в любовной магии: чтобы муж больше любил жену, она рассекает пополам пойманную ласку и старается, чтобы муж прошел между этими половинками.
Таким образом, через фольклор, знание народных традиций, старинных природосберегающих обычаев и верований можно познавать природу родного края в полном её объёме.
Заключение
Народная культура как определённый комплекс знаний, умений, обычаев, традиций накапливается по крупицам, веками, тщательно отбирается, хранится различными путями (через фольклор, воспитание, приучение) передаётся в виде живого опыта из поколения в поколение. Но, к сожалению, очень многие такие ценности утрачены или забыты. А ведь иногда до некоторых экологических истин народ доходит быстрее учёных в силу видения проблем изнутри, вследствие частого контакта с природой. Работая над проблемой малой информированности об объектах природы в нашем районе, в своей работе я соединила в единое целое знания научные - эколого-биологические - со знаниями историко-филологическими об исследуемом виде. «Очень велико значение этого крохотного хищника как «истребителя» грызунов, вредящих сельскому хозяйству. Поэтому она (ласка) должна всемерно охраняться»4.
Я считаю так же, что ласка обыкновенная – ценный хищный зверёк, который согласно ст.4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, должен быть признан как неотъемлемая часть природы нашего края и сохранён. Каждый вид, каким бы незначительным он не казался, вносит свой вклад в обеспечение устойчивости не только “родной” локальной экосистемы, но и биосферы в целом.
Погружаясь в источники информации о ласке, я обнаружила, что она любима многими работниками искусства и культуры, и является одним из главных персонажей мультфильмов во многих странах мира (Приложение 5).
Чтобы стать настоящим защитником природы, нужно многому научиться, многое знать, и прежде всего то, от чего зависит развитие и спасение природы, какова роль человека в её судьбе, и каким должно быть его поведение, чтобы природное равновесие не нарушилось. А начать процесс познания следует с того, что находится вокруг тебя, с изучения природной среды той местности, в которой живёшь. Для начала надо быть просто неравнодушными и внимательными ко всему живому.
Список литературы
- Розанов М.П. Ласка. Mustela nivalis. Цит. по: "Питерский охотник. Ласка".
- Гура Александр «Ласка, куница и другие»/ Родина №2 1995г., с.109 -110
- Киреев А.Ф. «Родная природа», Волгоград «Нижнее-Волжское книжное издательство», 1967г.
- Сидорович В. Е. Норки, выдра, ласска и другие куньи.- Минск. Ураджай, 1995.- 191с.1
- "Ласка" , Википедия - универсальный интернет-энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E0%F1%EA%E0
- Mustela nivalis Linnaeus, 1776 - Ласка. http://www.sevin.ru/vertebrates/index.html?Mammals/227.html
- Форум о хорьках.Ласка. д.б.н. Игорь Яковлевич П.http://www.inferret.ru/page-id-75.html
- А.В. Гура "Ласка", Дом Сварога.словарь.http://pagan.ru/slowar/l/laska0.php
Приложения
Приложение 5. Ласки в культуре
- Кама-итати — демон-ёкай в японском фольклоре.
- В мультфильме «Ледниковый период 3. Эра Динозавров» присутствует ласка Бак.
- В книге «Ветер в ивах» также есть ласки, играющие роль отрицательных персонажей.
- В рассказе Джека Лондона «Белый Клык», ласка напала на главного героя — волчонка.
- В мультфильме «Бесподобный мистер Фокс» есть персонаж ласка, работающий агентом по недвижимости.
- В испанском мультсериале «Гадкий утёнок» в качестве отрицательных персонажей представлены две ласки.
- В книге Дж. Даррелла «Сад богов» также упоминается ласка
- В серии книг Брайана Джейкса «Рэдволл» ласки используются в качестве отрицательных персонажей.
- В аниме Хироси Сибаси «Внук Нурарихена» во втором сезоне присутствует положительный персонаж - ёкай, превращающийся днем в ласку, по имени Итаку.
- В мультфильме «Снежная Королева» белая ласка по кличке Лута является другом Герды, с которым она отправляется к замку Снежной Королевы.
- В мультсериале Футурама мутировавшая ласка используется вместо перечницы в ресторане Эльзара. Когда её тянут за хвост, из ноздрей, выделяется облако пыли, которое и является приправой. Так как действие мультфильма происходит в далёком, экстравагантном будущем, ничего странного герои в этом не видят.
Дополнительные материалы:
Не указан